Лечебная физкультура при
Заболевании лёгких:
(Пневмония, Бронхит)
План лекции
1-Обоснование применения ЛФК
2-АФО строения органов дыхания у детей
3-Система органов дыхания. Главные и вспомогательные дыхательные мышцы.
4-Функция внешнего дыхания.
5-Показания и противопоказания к назначению ЛФК
6-Этиология,патогенез,клиника заболеваний:(острая и хроническая пневмония,плеврит, бронхоэктатическая болезнь, эмфизема лёгких)
7-Сроки назначения на ЛФК.
8-Клинико-физиологическое обоснование применения ЛФК.
9-Задачи и средства ЛФК.
10-Методика проведения занятий.
11-Методика составления конспектов уроков
Лекция.
Частота неспецифических заболеваний лёгких и их последствий –значительно выросла в нашей стране и за рубежом.
Кроме того, наметилась тенденция к затяжному течению о. пневмоний и бронхитов, переходу их в хронические формы.
Необходимо учитывать тот факт,что на фоне аллегизации населения,невоспреимчивости к антибиотикам немедикаментозные методы лечения,в том числе и ЛФК-приобретают всё большее значение.
|
|
А,если принять во внимание,что ЛФК –единственный метод функциональной терапии,то можно с уверенностью сказать о необходимости его применения при заболевании органов дыхания
Особенности строения органов дыхания у детей такиие как
-продолжающее развитие и дифференцировка тканей при относительно большой фуункциональной нагрузке
-малые размеры полости носа и носоглоточного пространства
-узость носовых ходов
-богатство кровеносными сосудами
-обилие лимфоидной ткани
Создают особые предпосылки для заболевания органов дыхания у детей
На жизнь, движения, мышление, работу внутренних органов расходуется энергия.
Даже во время сна-нужна энергия. Следовательно, запасы надо пополнять.
Источник энергии-вещества, получаемые с пищей. Они скапливаются в клетках тканей и подвергаются окислению. В результате окислительных реакций высвобождается энергия, нужная для жизнедеятельности. Нет кислорода-нет окисления.
Дыхание -обмен газами между организмом и окружающей средой.
Работоспособность человека определяется количеством кислорода,взятого из воздуха в кровь лёгочных капилляров и доставленного в ткани и клетки с помощью системы внешнего дыхания, кровообращения. Всё это связано между собой и все компоненты могут частично компенсировать друг друга. Так при С.С. недостаточности наступает одышка. При заболевании лёгких-тахикардия
Система органов дыхания-носовая полость, гортань, трахея, бронхи, лёгкие и дыхательные мышцы.
Главные дыхательные мышцы----- межрёберные и диафрагма
|
|
Вспомогательные мышцы вдоха:
-лестничные –при фиксированной шее
-зубчатые-при фиксированном туловище
-грудные-прификсированных руках и грудной клетке
-грудино-ключично-сосцевидные при фиксированной голове
Вспомогательные мышцы выдоха:
Все мышцы брюшного пресса:(косые наружные и внутренние, поперечная брюшная, прямые. квадратная и поясничная
Особенно важное значение играют вспомогательные дыхательные мышцы при заболеваниях и физических нагрузках.
Функция системы внешнего дыхания условно м. б. разделена на 2 этапа:
1этап- это газообмен между наружным воздухом иальвеолярным. Этот этап осуществляется вентиляцией(лёгочное или внешнее дыхание)
2 Этап- газообмен между альвеолярным воздухом и кровьюкапилляров лёгких, тесно оплетающих альвеолы. Этот процесс осуществляется путём диффузии(внутритканевое дыхание)
Показателями функции внешнего дыхания являются:
-Экскурсия грудной клетки
-Жизненная ёмкость лёгких(ЖЁЛ)
-Проба Штанге
-Проба Генчи
ЖЁЛ-колеблется от 3500до8000 мл.
Как оценить ДЖЁЛ?---------Она равна осн.обмен (в ккал.)Х 2,3 ж.(2,6)м.
Имеются таблицы Гарриса и Бенедикта для расчёта должного основного обмена, который зависит от пола.возраста,веса. Для оценки Факт ДЖЁЛ надоЖЁЛх100% и разделить на ДЖЁЛ.
При ФЖЁЛ меньше 80% здоровому человеку нужны занятия
Хотя препараты и подавляют микробы---надо восстановить функцию внешнего дыхания.
Причинами дыхательной недостаточности будут:
--Ограничение подвижности грудной клетки
--Уменьшение дыхательной поверхности
--Нарушение проходимости дыхательных путей
--Ухудшение эластичности лёгочной ткани
--Нарушение диффузии газов в лёгких
ЛФК из бронхолёгочной патологии показана при:
-о. и хр. Пневмонии, о. и хр.бронхите, плеврите, эмфиземе лёгких, бронхоэктатической болезни
Клинико –физиологическое обоснование.
Нет сомнения, что существует связь между работой скелетной мускулатуры и аппаратом дыхания.
1 -Механизм тонизирующего действия
-Рефлекторно активизируется дыхание от движения, усиливается вентиляция и газообмен.
-Усиливается кровоток-быстрее рассасывается инфильтрат,предупреждаается образование спаек. Поддерживается эластичность лёгочной ткани. Повышаются защитные силы.
Механизм трофического действия
-Физические упражнения нормализуя обмен веществ увеличивают использование О2 тканями, предупреждают развитие соединительной ткани, повышают способность к регенерации
Механизм формирования компенсаций
-Открываются дополнительные капилляры в лёгких
-Лучше работают здоровые участки
-Любые заболевания органов дыхания сопровождаются выработкой нежелательных компенсаций-упражнения их разбивают.
Механизм нормализации функций
-С помощью упражнений можно добиться нормализации функций(правильного соотношения вдоха и выдоха, необходимой глубины дыхания, равномерной вентиляции лёгких).
Постепенно повышая нагрузки, улучшается адаптация к бытовой и трудовой деятельности.
Задачи ЛФК и средства их разрешения
1-Воздействие на патологический процесс достигается путём усиления лёгочной вентиляции, крово и лимфообращения в лёгких. С этой целью используются общетонизирующие упражнения и дыхательные.
Общетонизирующие упражнения улучшая функцию всех органов и систем, активизируют и функцию дыхания. Используют упражнения малой, умеренной и большой интенсивности в зависимости от режима. Широко используются упражнения с предметами. игры, упражнения на снарядах.
Дыхательные-воздействуют непосредственно на патологический очаг
Используют статические и динамические дыхательные упражнения
|
|