Композиционная проработка

МДК.04.01 Искусство прически

Тема урока: Основные принципы моделирования прически с учетом ее вида и назначения.

Цели урока:

Образовательная: Сформировать у студентов представления о процессе моделирования прически, его основных этапах и элементах. Закрепить знания о видах причесок и их назначении.

Развивающая: Способствовать развитию умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

Воспитательная: формирование у студентов навыков самоконтроля, обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения.

Методы обучения: лекция, ответы на вопросы, творческое задание.

Ход урока

Изучите теоретический материал, составьте краткий конспект. Дайте письменный ответ на контрольные вопросы. Выполните домашнее задание.

 

План

1. Основные понятия

2. Этапы моделирования

3. Композиционная проработка

4. Форма прически

5. Конструкция прически

6. Ритм в прическе

7. Виды причесок для возрастных групп

 

 

Теоретический материал

Основные понятия

Прическа – это фигурная укладка, стрижка, завивка волос или полное их удаление, если этого требует мода. Прической можно изменить внешний облик человека, сгладить его недостатки, выявить привлекательность.

Моделирование – процесс создания новых моделей различного характера и назначения, основанных на знаниях современной техники и историческом опыте. На сегодняшний день понятие "моделирование" истолковывается более широко и означает не только процесс создания моделей, но и разработку на основе модели различных ее вариантов с использованием каких-либо характерных (возможно модных) деталей, а также процесс воссоздания (реконструкции) модели по рисунку или фотографии (рисунок и фотография всегда являются изображением части прически).

Моделированием причесок решаются следующие задачи:

· удовлетворение потребностей населения в прическах;

· воспитание и развитие вкуса людей на основе пропаганды художественно оформленных моделей причесок;

· создание демократичной моды;

· развитие направлений моды.

Этапы моделирования

Процесс моделирования новой причёски имеет свои особенности и выполняется поэтапно. Учитывая, что в начальной стадии формирования замысла возможны элементы интуитивного и случайного, творческий процесс создания прически можно представить в виде такой последовательности:

· Исследование направления моды - всестороннее восприятие и осознание эпохи, стиля, моды. Художники-модельеры создают свои модели, улавливая и творчески осмысливая ожидаемые изменения бытовой моды. Они предлагают модели, которые являются шагом к новому. В основе новых моделей лежит глубокое изучение народных традиций истории и современных веяний моды.

· Изучение индивидуального спроса - при моделировании прически парикмахер-модельер, прежде всего, выясняет её функциональность и эстетическое назначение, то есть условие ее использования. В зависимости от этого творческий процесс в каждом случае будет иметь особенности, поскольку назначение прически и условия ее использования диктует до некоторой степени и ее форму.

· Творческий поиск - процесс возникновения в сознании модельера художественного образа очень сложен, чаще всего он связан с появлением не одного единственного, а сразу нескольких образов, возникающих один за другим, близких или различных. Только один из них впоследствии приобретает достаточную четкость и завершенность. В начальный момент работы очень важную роль в создании модели может сыграть рисунок. Образ, возникающий в сознании, очень хорошо фиксировать на бумаге - это позволит дополнять, уточнять и проверять мыслительную работу. Первоначальную идею формы модельеры отражают в наброске, развивают в эскизах и затем отрабатывают в рабочем эскизе. Еще одним техническим средством моделирования, особенно в поисках наиболее выразительных объемных форм, может оказаться лепка-моделировка с применением пластилина. Рисунки, даже отображающие множество ракурсов прически, все-таки не могут дать представления о скульптурной форме в полном объеме, со всеми особенностями композиционных взаимосвязей, пропорций и архитектоники в трехмерном пространстве.

В процессе разработки проекта можно использовать, как первое, так и второе средство, это зависит от обстоятельств, которые складываются во время творческих поисков. Но, вероятно, лучше применять оба, сначала эскиз, а затем лепку как уточнение и объемное воспроизведение формы.

Лепка-моделировка очень важна, так как создаваемые формы обладают наглядностью. Постоянно видя перед собой конкретную форму, модельер легче компонует или видоизменяет детали и, что особенно важно, со всей определенностью видит конструкцию прически, ее особенности, следовательно, с большей степенью уверенности может предусмотреть технические способы получения деталей, их соединения и объединения, технологическую последовательность операций по созданию прически.

· Конструктивное решение – это разработка системы построения прически, т. е. нахождение совокупности технологических приемов получения отдельных деталей посредством использования различных инструментов и принадлежностей, а также технологических способов соединения их в модели. Другими словами, это разработка технологической документации для выполнения художественного замысла. Полная конструкторско-технологическая документация модели представляет собой технологические инструкции, эскизы и схемы, предопределяющие построение деталей и прически в целом; в них указываются соотношение длины волос на отдельных участках головы и методы их обработки (филировка, градуировка и т.п.), объясняются особенности композиции в свете художественных и модных требований и, как следствие, уточняются особенности использования инструментов и принадлежностей, особенности причесывания с учетом фактуры, цвета, декоративной отделки различных фасонов данной модели; даются рекомендации по использованию данной модели и варианты причесывания применительно к разным условиям.

· Реализация замысла - практическое выполнение прически. Как ни важна подготовительная работа с использованием в нем всех технических средств моделирования, творческий процесс создания модели получает свое завершение в создании самой прически. Главнейшей особенностью моделирования причесок и стрижек является то, что парикмахер-модельер в отличие от модельеров других профессий весь комплекс работ по созданию модели осуществляет самостоятельно и собственноручно, вплоть до создания самой прически. Парикмахер-модельер должен сам уметь хорошо причесывать, так как в процессе причесывания, окончательной отделки прически он может получить несколько иное выражение своего замысла, которое будет способствовать улучшению художественных качеств модели.

· Внедрение и распространение созданной модели в массы - широкое распространение в практической работе парикмахеров получают модели, либо завоевавшие признание на конкурсе, либо разработанные в конструкторско-технологических бюро. В первом случае модель распространяется посредством публикации фотографий в газетах и журналах, во втором - она вместе с полной конструкторско-технологической разработкой помещается в специальном издании: журнале, рекламном буклете, экспресс бюллетене.

Таким образом, творческий процесс создания прически представляет собой последовательное поэтапное уточнение общего (объема) через частное (детали) и на заключительном этапе достигает максимальной конкретности. Решить композицию модели - это значит замыслу, сложившемуся в сознании модельера, дать конкретное детальное развитие, конструктивную разработку и воплотить художественный замысел в жизнь.

Композиционная проработка

 

Образная выразительность прически достигается при помощи определенного ее построения, т.е. композиции. Художественное оформление прически непосредственно связано с композицией, т. е. строением, расположением, соотношением ее составных частей. Целесообразным единством композиции парикмахер-модельер выражает содержание своего замысла, делает его конкретным, доходчивым и впечатляющим.

В основу композиции парикмахер-модельер берет совокупность образующих форму объемов (частей), соотношение этих объемов, общие пропорции (масштаб), силуэт.

Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании элементов главных, менее значимых и второстепенных.

Отсюда проистекают следующие законы композиции:

· подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;

· наличие композиционного центра;

· соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой, а также с лицом и фигурой человека.

 

Существуют два обязательных качества композиции: единство стиля и образность формы. От того, насколько удачно решена композиция в целом, зависит красота и выразительность формы прически. Если не будет согласованности в сочетании основных объемов и форм, если не найдены общие пропорции прически, никакие приемы украшения не сделают прическу красивой и привлекательной.

Очень существенно иметь надежный метод анализа эстетических свойств прически в ходе проектирования самой модели. Для этого необходимо знать объективные закономерности формообразования и композиции: компоненты композиции и композиционные средства.

Компонентами композиции прически (как произведения) являются: форма и силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы).

Композиционными средствами, или приемами композиции, являются пропорции, масштабность, симметрия и асимметрия, пластика линий, ритмичные повторы, светотональность, цвет (контраст, нюанс).

Назначение прически и замысел парикмахера-модельера определяют выбор компонентов и композиционных средств.

Разработать композицию модели означает найти характер всех компонентов, добиться их соподчинения и дополнения одного другим, добиться выявления художественной образности, т. е. общей гармонии прически, черт лица, фигуры, костюма. Гармония как основа понимания красоты означает согласованность частей единого целого, в нашем случае - образа человека.

Гармоническая целостность, с одной стороны, являет собой четкость выражения замысла, с другой - обеспечивает точное его восприятие. Это и составляет основополагающий закон цельности композиции.

 

Форма прически

 

Форма – это общий контур прически, видимый под любым углом зрения. Она трёхмерна и изменяется в зависимости от угла зрения. Дает представление о форме прически также и силуэт - плоскостное зрительное восприятие объемных форм, четко ограниченное контурами.

В любой прическе различают два вида форм:

· формы, которые составляют основу прически, ее объем;

· формы, которые служат для внешнего обогащения этого объема.

Симметрия эта полное равенство одной половины целого другой его половине, полное соответствие по расположению и величине всех входящих в форму прически деталей, линий и других элементов композиции. Осями симметрии в прическе принято считать воображаемые вертикальные линии, проходящие через середину лица и затылка. При симметричном балансе прическа по обе стороны лица выглядит совершенно одинаково, обе части прически находятся на равном расстоянии от центральной оси, имеют одинаковую длину и тот же объем при виде анфас.

Асимметрия в переводе с греческого означает несоразмерность. Для ассиметричного баланса характерно использование диспропорций для достижения сбалансированности черт лица. Противоположные части прически имеют разную длину или различный объем. Асимметрия бывает горизонтальной или диагональной, что придает форме динамику движения. В том и другом случае необходимым условием гармоничности модели является уравновешенность асимметричных частей по отношению к оси равновесия. Это достигается введением в композицию конструктивных и декоративных линий, деталей, украшений, зрительно создающих равновесие асимметричных частей прически. В правильной асимметричной композиции ни одна из частей не повторяется, но в то же время в ней сохраняется равновесие частей.

 

Конструкция прически

 

Формообразование деталей причесок предопределяется главным образом конструкцией. В парикмахерском деле конструкцией принято считать систему построения прически, т. е. совокупность технологических приемов получения отдельных деталей посредством использования различных инструментов и принадлежностей, а также технологических способов соединения их в модели (компоновка).

В повседневной работе парикмахера-модельера конструкцией часто называют конструктивно-технологическую схему модели (последовательность выполнения стрижек и технологию укладки данной модели).

Чем сложнее форма, тем многообразнее конструктивные линии, выражающие ее. Такие линии могут быть прямыми, кривыми, изогнутыми, вертикальными, горизонтальными или наклонными, короткими и длинными.

Разнообразные проборы, от которых волосы получают свои направления в прядях, также относятся к конструктивным линиям.

Декор в прическе

В украшении прически может использоваться многое: волосяные изделия, бижутерия, ленты, обручи, цветы, завитки непосредственно из собственных волос клиентки, характерные особенности вычесывания отдельных прядей, их лакировка, использование различных цветных пудр и т. п.

Применение любых видов отделки в каждом конкретном случае, должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. Применяя украшение в композиции прически, необходимо определить характер этой отделки, ее вид и технику выполнения. Отделка не должна противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически.

 

Ритм в прическе

 

Одним из средств достижения гармонической связи элементов является ритм, т. е. повторность элементов и интервалов меж ними, объединенных по принципам тождества или нюанса в определенной, ясно выраженной закономерности (простейший пример – волны). Другими словами, ритм – это равномерное чередование отдельных элементов. В прическе он создает определенное движение, поэтому она может выглядеть спокойной или энергичной, мягкой или резкой. Если ритмичность нарушается или прерывается, прическа становится невыразительной и статичной.

Ритм, являясь чередованием элементов формы, предполагает соотношение ее частей, их постепенное количественное и качественное изменение. Объединяясь в определенной последовательности, элементы формы прически образуют ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок. Меняя ритмическую организацию прически, парикмахер-модельер изменяет и характер образа.

Размер повторяющихся деталей должен быть соизмерим (пропорционален) с чертами лица (крупные, мелкие) и с величиной прически в целом.

Цвет в прическе

В зависимости от назначения прически условно подразделяются на две категории: бытовые и зрелищные.

Бытовые прически (современные) в свою очередь подразделяются на повседневные и торжественные. Далее эти прически можно подразделить на подгруппы, в зависимости от использования в различное время дня и для различной окружающей обстановки: днем, вечером, в помещении (дома, в театре, на работе), на улице и др. – дневная, вечерняя, коктейльная, деловая, новогодняя, стилизованная (для тематической вечеринки) и т.п.

Зрелищные прически в зависимости от вида и жанра зрелищного искусства могут быть предназначены для выступления в театре, на эстраде, в цирке, а также могут являться частью карнавально-маскарадного костюма. Во всех случаях они имеют ярко выраженную целевую направленность, они подчеркнуто характерны, так как должны давать наиболее полное представление о художественном образе и очень часто оказываются прочно связанными с той или иной "сценической маской". Особенно это характерно для исторических причесок при использовании в театре.

Зрелищными являются и конкурсные модели, которые строго разграничиваются на повседневные, вечерние и художественные (фантазийные). Каждый из этих видов конкретно определяется условиями соревнования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: