Золотых правил работы в ДОЛ

(по С.А. Шмакову)

1. Экономия сил и времени. Приступая к реализации любого дела, нужно помнить, что оно должно совершаться с минимальной затратой сил и времени. Планируя какое-либо дело, подумай о том, как эффективней добиться лучшего результата. Найди самые простые пути достижения, задай себе вопрос: «Что изменится, если это дело не состоится?»

2. Интерес. Интерес – главный мотив любого дела в лагере.

3. Возможность. Поручая подготовку определенного дела, реально оценивать возможности его выполнения:

· время, отведенное на подготовку;

· сложность задания;

· наличие необходимого материала и условий его выполнения.

4. Мастерство. Желание взяться за работу – лишь начало успеха. А полный успех возможен лишь тогда, когда желание будет подкрепляться умениями. Поручают выполнение конкретного дела тем ребятам, которые имеют навыки его исполнения.

5. Доверие. Поручив дело, не вмешивайтесь в ход работы. Для детей очень важно быть самостоятельными. Только с получением сигнала «SOS» ты можешь придти на выручку.

6. Контроль. Доверяй, но не забывай контролировать ход выполнения. Помни: главная ответственность лежит на тебе. Но контроль – это не средство ограничения самостоятельности. Это способ показать ребятам свою заинтересованность в успешном исходе дела.

7. Команда. У каждого настоящего лидера должна быть своя команда помощников. Твоя команда в отряде – это, прежде всего «старички», для которых лагерь – второй дом. Твоя команда – «нестандартные» ребята, имеющие свои увлечения. У тебя должен быть актив. Стремись к тому, чтобы, в конце концов, весь отряд стал твоей единой командой.

8. Секрет. Ты должен владеть своим секретом, и не имеет значения, будет ли это превосходная игра на губной гармошке, знание интересных песен или что-то другое – главное, что этим владеешь только ты.

9. Высота. Очень важное правило для каждого вожатого. Что бы не случилось, вожатый, как лидер, как организатор, должен всегда быть «на высоте». Это требует в свою очередь постоянного самоусовершенствования, умения быть самокритичным. Анализируй любое проведенное дело. Учись на собственном опыте, не повторяй ошибок.

10.  Рефлексия. Успех твоей работы в отряде, твой личный успех лидера ребят зависит от того, насколько ты умеешь анализировать, оценивать проведенное дело, учиться на Ошибках других людей и своих собственных. Помни, что все, что ты делаешь, адресовано детям. Не забывай спрашивать их мнение и оценку всего, что вы делаете. И только анализируя каждый шаг, каждое дело (большое и малое) ты сможешь подниматься по ступенькам вожатского мастерства.

ТАБУ:

- Неодобрительные замечания по отношению к внешнему виду ребенка.

- Попущение оскорблений между детьми.

- Вожатые не должны навязывать детям свою волю (пожелания, просьбы, психологическая подложка).

- Не должны проявлять самоуправства в момент неподчинения.

- Не создавать стрессовых ситуаций.

- Не заниматься личными делами в рабочее время.

- Не всегда следует искать виноватых.

- Не читать нотации.

- Дети не должны чувствовать неприязнь.

- Вожатый не должен потакать ленивым.

- Не должен вести запрещенные беседы при детях (например, о выходе за территорию лагеря и пр.).

- Не срывать плохое настроение на детях.

- Нельзя запрещать, а потом это позволять и наоборот. Требования должны быть четкими.

- Правила не должны вступать в конфликт с родительскими установками и важнейшими потребностями ребенка

- В лагере нет чужих детей!

- Вожатые должны взаимодействовать друг с другом. Требования должны быть согласованы.

- Вожатые на должны устраивать разборок при детях.

- Необходимо избегать открытых конфликтов с администрацией.

ЗАПОВЕДИ ВОЖАТОГО

«Заповедями вожатого» собраны из практического опыта работы в лагере разными вожатыми:

· Талант вожака ребят – необъятность замыслов, интуиция, доброта.

· Быть с ребенком вместе, рядом и чуть впереди.

· В лагере главное не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к товарищам по отряду, к взрослым людям.

· Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя.

· Если хочешь добиться успеха, советуйся с ребятами.

· Скучная жизнь у ребят в отряде бывает только у скучного вожатого.

· Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице.

· Ребенок должен иметь возможность побыть в одиночестве; не всегда его надо «охватывать» и «загонять» на мероприятия, но постоянное одиночество – это трагедия.

· Не злоупотребляйте приказаниями, просьбу всегда легче выполнить.

· Не увлекайся нотациями, они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

· Не сердись долго на ребенка – это не профессионально.

· Чтобы искать согласие, надо уважать разногласие.

· Несчастный вожатый никогда не воспитает счастливых детей.

· Если ты не понимаешь шуток – пиши: пропало.

· Если заниматься пересудами, у тебя дети будут сплетниками.

· Если хочешь быть хорошим вожатым, будь им!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: