Цель: Учить различать слова по смыслу и по звучанию, находить в цепочке родственных слов «лишние».
Ход упражнения
Воспитатель предлагает детям прослушать слова и найти слово, не подходящее к остальным по смыслу. Грибок, погреб, грибник, грибной. Грибница, гребец, гриб, грибочек.
Упражнение «Запомни, повтори»
Цель: Увеличивать объем слуховой линейной памяти до 5-и
единиц.
Ход упражнения
Воспитатель предлагает детям послушать и повторить за ним цепочку слов в том же порядке, в каком он их произносит. Гриб, грибок, грибочек, грибник, грибница. Грибной, грибница, грибок, грибник, гриб.
Упражнение «Закончи предложение»
Цель: Учить подбирать родственные слова в соответствии со смыслом стихотворения. Развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Ход упражнения
Воспитатель сообщает детям, что кто-то прислал странную записку, в которой часть текста пропущена (создание проблемной ситуации) и просит детей помочь подобрать все недостающие слова.
|
|
Воспитатель:
Как-то раннею порой вдруг полился дождь... грибной.
И из дома с тот же миг в лес отправился... грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для.... грибов.
15
Долго шел он в глушь лесную - поляну там искал... грибную.
Вдруг под елочкой на кочке видит маленький... грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый... грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле — грибница.
Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные... грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп... грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадется и... грибище.
(Т.В.Кулакова)
Упражнение «Отгадай слово»
Цель: Закреплять понятие родственные слова. Формировать навык словообразования, расширять словарь. Оборудование: Картинки (см. приложение).
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, внимательно посмотрите на картинки. Догадайтесь, о какой картинке я буду сейчас говорить.
Растение леса, у которого есть ножка и, шляпка. Гриб.
Очень маленький гриб. Грибок, грибочек.
Корни грибов, дающие жизнь большому количеству грибов. Грибница.
Люди, собирающие грибы. Грибники.
Суп, сваренный из грибов. Грибной.
Подосиновики, подберезовики и лисички - это грибы.
Огромный гриб. Грибище.
Упражнение «Составь слово»
Цель: Формировать навыки звукового анализа и синтеза слов. Развивать внимание, память, логическое мышление. Оборудование: Карточки с картинками.
16
|
|
Инструкция: Составь слово по первым звукам названий картинок.
Кроссворд
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
| |||||||||
6 | ||||||||||
| ||||||||||
8 |
Инструкция: Ответьте на вопросы. Запишите ответы в кроссворд. Прочитайте ключевое слово.
17
— Растение леса, имеющее шляпку и ножку. Гриб.
— Лисички, опята, подосиновики — это грибы
— Маленький гриб. Грибок.
— Человек, собирающий грибы. Грибник.
— Суп из грибов. Грибной.
— Гриб огромных размеров. Грибище.
— Корни грибов. Грибница.
— Пора, когда в лесу много грибов. Грибная.
18
Дождик, дождить, дождичек, задождить, дождище, дождливый, дождинка, дождевик.
«Лишние» слова: подожди, дождаться, мокрый, капля, лужи.
Загадки Цель: Учить узнавать предметы по словесному описанию.
Ход упражнения
Воспитатель просит детей внимательно послушать загадку и подсказать отгадку.
Воспитатель:
С неба я пришла
И в землю ушла.
(Дождинка)
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет. (Дождь)
Его я в дождик надеваю
И сухой всегда гуляю. (Дождевик)
19