Виды отдельных эмоций и чувств с точки зрения христианский и светской психологии

Святые отцы Церкви об эмоциях и духовных чувствах............................12

2.2. Роль, функции эмоций и чуств в нравственной жизни человека с точки зрения христианской психологии………………………………………………13

Что есть печаль?.............................................................................................16

2.4. Что есть страх? ……………………………………………………………..19

2.5.О борьбе с гневом……………………………………………………………23

Литература………………………………………………………………………

Введение.

Актуальность. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Не понимая себя, невозможно понять другого человека. Эмоции образуют основную побудительную силу и своим влиянием способны изменить образ жизни, действий и общения. Неспособность или нежелание понять эмоциональное состояние другого человека приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной тех или иных конфликтов.

Роль эмоциональных побуждений трудно переоценить. Духовный мир человека не определяется рамками его профессии или образования. Его эмоциональные запросы и отношения могут быть многосторонними или узкими, широкими, богатыми или бедными, ограниченными. Эмоциональный компонент выполняет особую функцию в структуре мотивации. Эмоция, возникающая в составе мотивации, играет важную роль в определении направленности поведения и способов его реализации. Целью работы является рассмотреть эмоции и чувства в деятельности человека, а так же функции эмоций и чувств.

 1. Эмоции и чувства и особенности их проявления

Понятие об эмоциях и чувствах

Мы часто слышим такие слова, как «эмоции», «чувства», «переживание», «настроение», или такие, как «стресс», «страсть». Но задумываемся ли мы, что они означают? Чем отличаются друг от друга?

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью.

«Чувство – то, что пересылает уму представление о видимом бытии для постижения находящихся в этом бытии логосов*, т.е. чувство является средством перехода ума к бытию умопостигаемому» (Максим Исповедник, Творения, Т.1)

Эмоции – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни.

Их сходство и различия между понятиями эмоции и чувства.

Человеческие эмоции и чувства ярко выражают духовные запросы и стремления человека, его отношение к действительности. Эмоции и чувства органически связаны между собой, но по содержанию и форме переживания они не тождественны. Эмоции – это реакция. Чувства- это отношения.

Эмоции и чувства отображают наше расположение к тому или иному человеку или событию, при этом, эмоции - это прямой, откровенный отклик на что-то, на инстинктивном уровне, а чувства являются в большей степени результатом переживаний, мышления, накопленного опыта.

Различают простые и сложные эмоции. Переживания удовольствия от пищи, бодрости, усталости, боли — это простые эмоции. Они свойственны и людям, и животным Простые эмоции в человеческой жизни превратились в сложные эмоции и чувства. Характерным признаком сложных эмоций является то, что они возникают к результате осознания предмета, выпавшего их, понимания их жизненного значения, например переживания наслаждения при восприятии музыки, пейзажа.

Эмоциям и чувствам свойственна полярность. Она проявляется в том, что каждая эмоция, каждое чувство при разных обстоятельствах могут проявляться противоположно: «радость — горе», «любовь — ненависть», «симпатия — антипатия», «удовлетворение — недовольство». Полярные переживания представляют явно выраженный позитивный или негативный оттенок. Условия жизни и деятельности вызывают чувства разного уровня активности.

Различают стенические эмоции и чувства — те, что усиливают активность, понуждают к деятельности, и астенические — те, которые угнетают человека, ослабляют его активность, демобилизуют.

В зависимости от индивидуальных особенностей человека, его состояния и отношения к ситуации, к вызывающим переживания предметам, эмоции и чувства проявляются более или менее интенсивно и бывают продолжительными или кратковременными.

Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как нужда в чем-то всегда сопровождается положительными или негативными переживаниями в разнообразных их вариациях. Характер переживаний обусловливается отношением человека к потребностям и обстоятельствам, которые способствуют или не способствуют их удовлетворению.

У человека как общественного существа возникли высшие, духовные потребности, а с ними и высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные, не свойственные животным. Эмоции животных остались на уровне инстинктивных форм жизнедеятельности. Чувство стыда, указывал Ч. Дарвин, свойственно только человеку.

Эмоции и чувства человека связаны с его деятельностью: деятельность вызывает разнообразные переживания отношения к ней и ее результатам, а эмоции и чувства, в свою очередь, стимулируют человека к деятельности, воодушевляют его, становятся внутренней движущей силой, его мотивами.

Виды отдельных эмоций и чувств с точки зрения христианский и светской психологии.

История изучения эмоций включает в себя многочисленные попытки выделения так называемых базовых или фундаментальных эмоций, различные комбинации которых порождают широкий спектр эмоциональных состояний человека. Так, Кэрролл Еллис Изард выступает за то, что каждая фундаментальная эмоция является системой, образованной следующими тремя компонентами: «(а) специфический внутренне детерминированный субстрат, (б) характерные мимические или нервно-мышечные выразительные комплексы, (в) отличающееся субъективное переживание или феноменологическое качество». На этих основаниях Изард выделяет десять эмоций, определяемые им как фундаментальные: радость, интерес, удивление, горе - стадание, отвращение, призрение, страх, стыд, вина, гнев.

Ниже в таблице преставлены характерестика эмоций с точки зрения светской и христианской психологии.

Виды эмоций Светская Христианская
Радость   Положительная эмоция, характеризующаяся ощущением уверенности, удовлетворенности и личной значимости. В связи с тем, что чувство радости гармонизирует состояние человека, насыщая его самоудовлетворенностью, удовлетворенностью окружающим его миром и миросозданием в целом, эмоция эта, по объективным причинам, является относительно кратковременной, подверженной смене другими эмоциональными состояниями.   Внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека. Радость и любовь является признаком того, что человек находится на правильном пути в деле спасения. Радость в христианстве носит не пассивный, но деятельный характер
Страдание.   Важная фундаментальная, ярко отрицательная эмоция, играющая значительную роль в эволюции человека и продолжающая исполнять важные биологические и психологические функции. Помимо собственно страдания исследователями отмечается уныние, как синоним, но с менее активно выраженной эмоциональной окраской, горе, которое сводится главным образом к страданию, унынию, либо к их комбинации, и являющемуся, в основном, реакцией на потерю, депрессия, как сложный комплекс эмоций, в который наряду со страданием входят изменения в потребностных состояниях.   Имеет различные значения. Есть страдание телесное, каковы болезни и раны; есть, с другой стороны, страдание душевное, каковы похоть и гнев. Говоря же вообще, страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удовольствие и неудовольствие. свт. Иоанн Дамаскин  
Гнев   Человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя индивид, и тем больше потребность в физическом действии. Гнев заставляет испытывать сильное напряжение и сопровождается сильным чувством импульсивности. При гневе у человека напряжены мышцы и горит лицо.     Страсть, потеря душевного равновесия, желание зла огорчившему; является четвёртой из восьми главных страстей. По своей природе гнев безразличен: он может служить к совершению добрых дел, но также может вести и к худым целям. Господь запрещал не всякий гнев, но – «напрасный» гнев (Мф.5:22). И апостол говорит: «гневаясь не согрешайте» (Еф.4:26), – указывая таким образом на то, что гнев может быть и не грешным. Гнев как грех – извращенное проявление «раздражительной части» души. Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния злу.
Стыд Отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике    Является одним из видов нравственного сознания, оказывающим влияние на эмоциональную жизнь. Человек обладает естественной склонностью к переживанию чувства смущения, вызванного обличением какого-либо безнравственного поступка. Это страх перед потерей уважения в глазах тех, перед кем человек уронил свое достоинство. Архимандрит Платон (Игумнов) Писание свидетельствует, что стыд возникает в нашей душе в каждом случае, когда мы противимся милосердию Божию к нам, забываем Бога (Иов. 8:13), радуемся несчастью ближнего или величаемся перед ним (Пс.34:26). Стыдно бывает человеку, когда он ненавидит праведника (Иов. 8:22) или дерзает притеснять брата своего (Авд.1:10).
Страх Является эмоцией большой силы, которая оказывает заметное воздействие на восприятие, мышление и поведение индивида. По сравнению с другими эмоциями она оказывает наиболее сдерживающее влияние. При страхе ограничивается восприятие, человек становится функционально невосприимчивым. Страх может замедлить мышление, сделать его более узким по объему. Он приводит к напряжению мускулов, а при ужасе субъект может остолбенеть и стать совершенно неподвижным. Сильная связь между страхом и страданием может снизить способность человека сочувствовать страданию других людей. Является одной из страстей. Его можно подразделить на несколько видов. Так, по Иоанну Дамаскину: "страх разделяется на шесть видов: на нерешительность, на стыдливость, на стыд, на изумление, на ужас, на беспокойство" /Иоанн Дамаскин. 1992, с.87/. В Библии неоднократно упоминается "страх великий" (Мар. 4, 41; Лук. 2, 9; Лук. 8, 37; Деян. 5, 5; 5, 11). А в последние времена "люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную" (Лук. 21, 26).  
Любопытство Бессознательное стремление к познанию, присущее не только человеку.   Извращённая, страстная любознательность (подглядывание и подслушивание, желание знать чужие грехи и тайны). Любопытство привело прародителей человечества к грехопадению. Жена Лота за одно любопытное воззрение на горящие родные города, Содом и Гоморруобращена была в соляной столп (Быт. 19:26).
Созерца́ние Способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету   означает: молитвенно-благодатное сосредоточение души на надумных тайнах, которыми изобилует не только Троическое Божество, но и сама человеческая личность, как и сущность Богом созданной твари

 

 

Чувства обычно классифицируют по содержанию. Принято вы­делять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжитель­ности чувств различают виды эмоциональных состояний, основны­ми из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушев­ление, стресс и фрустрация.

Страсть является длительным и устойчивым эмоциональ­ным состоянием. Характери­зуется сильным эмоциональным накалом. Позитивные стра­сти служат стимулом к созидательной деятельности че­ловека.

Страсть может быть принята личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.

Страсть – греховный навык, вросший в душу, власть какого-либо греха над душой, греховная зависимость. Кратко можно сказать, что страсть – это зло, вошедшее в привычку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: