Познание, его уровни

Тема: Специфика логики как науки.

1. Специфика логики.

 

Термин «логика» многозначен:

1) для обозначения закономерностей природы и общества, например, в выражениях «ло­гика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т. п. Это объективная логика.

2)  закономерности мышления — его последовательность, не­ противоречивость, обоснованность. Это субъективная логика, логика мышления. Например: «логичное рассуждение», «строгая логика дока зательства» и т. п.

3) Логику мышления — законы, которым подчиняется мышление че­ловека, формы, в которых существуют и выражаются мысли, различ­ные мыслительные операции, изучает наука логика. Законы, формы операции мышления сформировались до возник­новения науки логики и независимо от нее.     

    Мышление человека ло­гично по своей природе. Если бы это было не так, люди не могли бы правильно выражать свои мысли, общаться и понимать друг друга. Мышление логично потому, что «логична», закономерна сама дейст­вительность. Логика мышления есть своеобразное отражение логики вещей. Закономерности мышления обусловлены практической и по­знавательной деятельностью человека, неразрывной связью мышле­ния с языком, в словах и предложениях которого выражаются мысли.

    Любая профессио­нальная деятельность не ограничивается стихийно приобретенными навыками, она опирается на знание. От греч. logos — мысль, слово, рассуждение. Мышление — процесс значительно более сложный, чем ходьба или пищеварение. Логические ошибки можно обнаружить в рассуждениях даже профессионально подготовленных людей — в*публика­ циях журналистов, выступлениях радио- и телеобозревателей, в речах политических деятелей. Наука относит человека к виду Homo sapiens — человек разумный. Но разум, мышление необходимо развивать. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навыки мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

    Многие великие философы, выдающиеся деятели науки и куль­ туры — М. В. Ломоносов и Н. Г. Чернышевский, К. А. Тимирязев и К. Д. Ушинский — придавали большое значение изучению логики, знанию ее законов. Велико значение логики в работе юриста. Знание логики помогает подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обви­няемого, опровергнуть необоснованные доводы оппонентов, постро­ить следственную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить документ и т. д. Все это имеет важное значе­ние в работе юриста, направленной на укрепление законности и пра­вопорядка. Лучшие русские юристы отличались не только глубоким знанием всех обстоятельств дела и яркостью речей, но и строгой логичностью в изложении и анализе материала, неопровержимой аргументацией выводов. Строгая последовательность, логичность и убедительность. И, наоборот, непоследовательные и противоречивые рассуждения затрудняют выявление дела, а могут быть причиной судебной ошибки.

     Логика имеет ряд особенностей:

      1. Логика — абстрактная наука. Изучая законы и формы мышле­ния, она отвлекается от конкретного содержания мыслей, выявляя форму, в которой оно существует. Логика изучает связь мыслей, т. е. то общее, что свойственно для любых мыслей независимо от их конкретного содер­жания. Поэтому при изучении логики нужно отвлекаться от конкрет­ного содержания и выявлять форму мыслей, для обозначения которой используется логическая символика. Усвоение и использование логи­ческой символики (формул, схем, таблиц) имеют важное значение для анализа рассуждений, помогают отличить правильные рассуждения от неправильных.

    2. Специальная терминология. В логике — это слова преимущест­венно из греческого и латинского языков. Например, «аналогия», «ги­потеза», «дихотомия» заимствованы из греческого языка, «абстрак­ция», «дедукция», «индукция» — из латинского.

     3. Изучение логики не сводится к усвоению теории. Важно применять логические законы, правила и операции на практике, в процессе рас­ суждения.

      4. Усвоению логики вредит поспешность. Нужно помнить, что «в во­дах логики нельзя плыть с полными парусами».

 

ИСТОРИЯ ЛОГИКИ

    Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука. Она сформировалась более двух тысяч лет назад, в IV в. до н. э. Ее осно­вателем является древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.). В своих логических трудах, получивших общее название «Органон» (греч. «орудие, инструмент познания»), Аристотель сфор­мулировал основные законы мышления: тождества, противоречия и исключенного третьего, описал важнейшие логические операции, разработал теорию понятия и суждения, обстоятельно исследовал дедуктивное (силлогистическое) умозаключение. Аристотелевское учение о силлогизме составило основу одного из направлений совре­менной математической логики логики предикатов.

    Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и др.), дополнившая аристотелев­скую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений. Логи­ка стоиков — основа другого направления математической логики: логики высказываний.

    Среди других античных мыслителей, развивающих и комментиру­ющих учение Аристотеля, следует назвать Пшена, Порфирия, Боэция, сочинения которого длительное время служили основными логичес­кими пособиями.

    Логика развивалась и в Средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики. Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная анг­лийским философом Ф. Бэконом (1561—1626). Бэкон разработал ме­тоды научной индукции, систематизированные впоследствии англий­ским философом и логиком Дж. С. Миллем (1806—1873). Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона — Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом евро­пейской системы образования и составляет основу логического обра­зования в настоящее время, формальной логики, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также тра­диционной, или аристотелевской, логикой.

    Французский философ Р. Декарт (1596—1650), внес вклад в дедуктивную логику; немецкий философ Г. Лейбниц (1646—1716), сформулировал закон достаточного основания, выдвинул идею математической логики, которая получила развитие значитель­но позднее; немецкий философ И. Кант (1724— 1804), Гегель, Маркс и др.

    На Востоке: Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс) и др. 1 В 1662 г. в Париже вышла книга «Логика, или Искусство мыслить», написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем, известная также под названием «Логика Пор-Рояля». Книга оказала заметное влияние на последующую историю раз­ вития логики.

    Значительны заслуги в развитии логики русских философов и уче­ных. Ряд оригинальных идей выдвинули М. В. Ломоносов (1711—1765), А. Н. Радищев (1749—1802), Н. Г. Чернышевский (1828—1889). Извест­ны своими новаторскими идеями в теории умозаключений русские логики М. И. Каринский (1840—1917) и Л. В. Рутковский (1859—1920). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и ло­гик С. И. Поварнин (1870—1952).

    Во 2-й пол. XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывалось в трудах Д. Буля, У. С. Джевонса, П. С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и др.математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений метода­ми исчисления с использованием формальных языков получил назва­ние математической, или символической, логики. Символическая логика — интенсивно развивающаяся область логичес­ких исследований, включающая множество разделов, или, как их при­нято называть, «логик» (например, логика высказываний, логика пре­дикатов, вероятностная логика и т. д.). Большое внимание уделяется разработке многозначной логики, в которой, помимо принятых в традиционной логике двух значений истинности — «истинно» и «лож­но», —допускается много значений истинности. Так, в разработанной польским логиком Я. Лукасевичем (1878—1956) трехзначной логике вво­дится третье значение — «возможно» («нейтрально»). Им же построена система модальной логики со значениями «возможно», «невозможно», «необходимо» и т. п., а также четырехзначная и бесконечная логики.

         Перспективными являются такие разделы, как вероятностная ло­гика, исследующая высказывания, принимающие множество степе­ней правдоподобия — от 0 до 1, временная логика и многие другие. Особое значение для правоведения имеет раздел модальной логи­ки, получивший название деонтическая логика, исследующая структу­ры языка предписаний, т. е. высказываний со значением «обязательно», «разрешено», «запрещено», которые широко используются в право­творческой деятельности.

    Исследование процессов рассуждения в системах символической логики оказало заметное влияние на дальнейшее развитие формаль­ной логики в целом. Вместе с тем символическая логика не охватыва­ет всех проблем традиционной формальной логики и не может полно­стью заменить последнюю. Это два направления, две ступени в развитии формальной логики.

    Особенность формальной логики состоит в том, что она рассматривает формы мышления, отвлекаясь от их возникновения, измене­ния, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика, впервые в развернутом виде представленная в объективно-идеалистической философской системе Гегеля (1770— 1831) и с материалистиче­ских позиций переработанная в философии марксизма.

    Диалектическая логика — наука о диалектическом мышлении, в принципах, законах и категориях которого отражаются взаимосвязи, изменение и развитие объективного мира. В отличие от формальной логики, изучающей законы и формы готового знания, диалектическая логика изучает развитие знания, формирует на основе всеобщих зако­нов диалектики методологические принципы: объективность и все­сторонность рассмотрения предмета, принцип историзма, восхожде­ние от абстрактного к конкретному и др. Диалектическая логика служит методом познания диалектики объективного мира.

    Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот же объект — человеческое мышление, но при этом каждая из них име­ет свой предмет исследования. Это две науки о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое от­четливо проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический ап­парат, так и средства, разработанные диалектической логикой.   Формальная логика изучает формы мышления, выстраивая струк­туру, общую для различных по содержанию мыслей. Формальная логика изучает законы, обуславливаю­щие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину. Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно познавать действительность. Поэтому изуче­ние мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики.

 

Познание, его уровни.

    Логика — наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Познание — это деятельность человека, направленная на приобрете­ние знаний. Познавательная деятельность включает чувственное и ра­циональное' познание.

    Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощуще­нии, восприятии и представлении. Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимае­мых свойств предметов — их цвета, формы, запаха и вкуса. Целостный образ предмета, возникающий в результате его непо­средственного воздействия на органы чувств, называется восприяти­ем. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музы­кальной мелодии и т. п. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Представления могут быть не только образами предметов, сущест­вующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крыла­тый конь Пегас, кентавр (получеловек-полулошадь) древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией).

    Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной за­висимости. А это невозможно без мышления, отражающего действи­тельность в логических формах.

    Рассмотрим основные особенности мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, сущест­венное, создает абстрактный образ. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, госу­дарственного суверенитета, правоспособности и т. п.

 2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действитель­ности. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. По указа­нию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не на­блюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется вывод­ным.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни воз­никла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

 4. Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах дей­ствительности, выражая их не только средствами естественного язы­ка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

    Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способ­но обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действи­тельности. В реальном познавательном процессе они нахо­дятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты едино­го процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлени­ям, но и в определенной степени восприятиям и ощущениям и со­ставляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, получен­ных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек по­знает такие недоступные чувственному познанию явления, как дви­жение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в ко­нечном счете ощущения, восприятия, представления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: