Государство Сефевидов во второй половине XVII–первой трети XVIII вв

Лекция 1.

Тема: Упадок государства Сефевидов и феодальные усобицы

В Иране (вторая половина XVII–XVIII вв.)

План:

1. Государство Сефевидов во второй половине XVII–первой трети XVIII вв.

2. Империя Надир-шаха Афшара: 1736–1747 гг.

3. Иран во второй половине XVIII века.

Государство Сефевидов во второй половине XVII–первой трети XVIII вв.

На арену истории Сефевиды выдвинулись в начале XIV в., когда мелкий феодал из окрестности Ардебиля шейх Сефи ад-Дин основал дервишский орден Сефевийе. Стремясь захватить власть в Иране, шейх взял на вооружение шиизм. Дословно с арабского «секта», шиизм возник в Иране во второй половине VII в., как оппозиционное течение суннизму и как идеологическая форма протеста против арабов-завоевателей. (Главное формальное разногласие между суннитами и шиитами сводится к тому, что сунниты не признают принципа наследственности халифата: халиф – духовный и светский глава исламской общины. Исходя из этого, сунниты признают законными наследниками пророка Мухаммеда первых трёх халифов: Абу-Бакра, Омара и Османа, которые не были связаны родственными узами с семьёй пророка. Шииты, наоборот, считают их узурпаторами и признают законными наследниками пророка его двоюродного брата и зятя Али, и его потомков).

В XV в. Сефевиды ввели для своих приверженцев головной убор в виде чалмы с двенадцатью пурпурными полосами, отчего и появилось название «кызылбаши» («красноголовые»). Основанное Исмаилом I Сефевидом (1502–1524) государство называлось «Доулет-е кызылбаш», т. е. Кызылбашское государство. Правитель его носил традиционный титул «шаханшах-е Иран» («царь царей»). Использование этого титула показывало желание уже ранних Сефевидов представлять себя наследниками прежних правителей Ирана. Западноевропейские источники именовали государство Сефевидов Персией.

Что представляло собой государство Сефевидов к середине XVII века? Население по оценкам современников составляло 8 млн. человек. В городах проживало до 20 процентов, остальные обитали в сельской местности. Около трети населения – кочевники: курды, луры, бахтияры, белуджи. Четверть населения страны составляли тюркские племена: туркмены, каджары, афшары.

Во главе племён стояли ханы, которые лишь формально признавали центральную власть и играли важную роль в политической жизни Ирана. Это объяснялось рядом причин. Прежде всего, военным ядром правителей государства Сефевидов являлись феодальные дружины ханов кочевых племён. Кроме того, высшие государственные должности при шахском дворе обычно также находились в руках отдельных ханских родов, в основном тюркских племён. Всё это и предопределяло их роль в политической жизни.

Основную массу населения в государстве Сефевидов составлял райят – феодально-зависимые крестьяне. Формально они считались свободными наследственными держателями земли, но фактически не имели право покидать арендуемую у феодала землю. Крестьяне обязаны были нести повинности в пользу феодала, а также платить многочисленные налоги в государственную казну.

Кочевники (иляты) жили несколько свободнее, чем оседлое крестьянство. У них продолжали сохраняться патриархальные порядки и обычаи, которые в известной степени ограничивали власть кочевой знати. Они платили невысокие налоги, а при несении военной службы вообще освобождались от них.

В Иране на рубеже XVII–XVIII вв. насчитывалось около двух десятков городов с населением свыше 100 тыс. человек и около 40 городов с населением до 10 тыс. Особое значение приобрела столица Исфаган. В XVII в. это был огромный город. Число жителей оценивалось по-разному: французский путешественник Шарден, посвятивший Исфагану седьмой том своего 10-ти томного описания Персии, приводит оценку до 600 тыс. жителей. Крупными торгово-ремесленными центрами были города Мешхед, Казвин, Тебриз и Шираз.

Оптовой торговлей занимались преимущественно армянские купцы, персы и индусы. В стране добывали полезные ископаемые. Шарден называет основные места, где добывали те или иные ископаемые: медь в Мазандеране (в районе Казвина), свинец – в Кермане и Йезде, серебро – неподалёку от Исфагана. Далеко за пределами Ирана славились изделия местных ремесленников. Немного коснусь и о так называемых кархане (буквально – «работные дома»). Большинство из них находилось в столице и принадлежало шаху, хотя были и кархане крупных вельмож. Европейцы именовали их мануфактурами. Рабочие кархане нанимались из числа ремесленников, причём отбор был весьма тщательным. Кархане производили шёлковые и шерстяные ткани, ковры, оружие и т. д. К категории кархане относился и монетный двор. Некоторые исследователи рассматривают кархане как капиталистическое производство. С этим трудно согласиться, так как их продукция не предназначалась для рынка.

Горожане платили многочисленные налоги в государственную казну за продажу изделий, аренду помещений, содержание базарных смотрителей, сторожей. Они содержали за свой счёт послов, бесплатно осуществляли поставки в армию и проводили работы по благоустройству города.

Государственной идеологией в Иране являлся шиизм, представители высшего духовенства которого представляли довольно серьёзную экономическую и политическую силу. Государственное делопроизводство велось на тюркском (азербайджанском) наречии, о чём свидетельствуют многочисленные официальные и дипломатические документы, хранящиеся в архивах. Однако в историографии и поэзии господствовал персидский язык.

Держава Сефевидов достигла расцвета в период правления шаха Аббаса I (1587–1629). Однако при его преемниках стали проявляться признаки застоя, а затем и упадка. После смерти Аббаса I на шахский престол взошёл его внук Сефи I (1629–1642). Он не обладал дарованиями своего деда. Своё правление начал с отмены ряда указов Аббаса I, смещением и даже казнью сподвижников деда. Непродуманно вёл шах и внешнюю политику, начав в 1630 г. войну с турками. В итоге по Стамбульскому договору 1639 года Сефевиды навсегда потеряли Ирак Арабский с Багдадом и отказались от Западной Армении в пользу Османской империи. С этого времени Сефевиды вели войны лишь на востоке: с узбекскими ханами и Моголами в Афганистане. В 1653 г. по просьбе некоторых дагестанских владетелей шахские войска совершили поход на русскую крепость Сунженский Городок, но вскоре оставили его в связи с нормализацией отношений Ирана и России.

Шаха Сефи I в 1642 г. сменил его сын Аббас II (1642–1666), который, по словам современников, был орудием в руках евнухов и в государственные дела почти не вникал. Если придворный летописец Мухаммед Тахир Вахид в соответствии со своей должностью идеализирует правление Аббаса II, то европейские очевидцы – Шарден, Кемпфер, Сансон – приводят множества фактов о дальнейшей деградации власти в Сефевидском Иране, хотя внешне страна ещё переживала относительный расцвет. Но уже при шахе Сулеймане (1666–1694) появились явные признаки экономического и политического ослабления державы Сефевидов. Активность узбекских ханов уже не встречала серьёзного сопротивления. Голландцы захватили в Персидском заливе остров Кешм, и это также не вызвало отпора со стороны Ирана.   

 Бездарная внутренняя и внешняя политика шаха Султан-Хусейна (1694–1722) лишь усилила процесс упадка страны. Русский посол Артёмий Волынский о шахе писал: «… такого дурачка даже среди простонародья редко можно сыскать, не токмо из коронованных». При Султан-Хусейне стали сокрашаться внешняя и внутренняя торговля, падать доходы казны. Пытаясь привлечь в страну европейских купцов, шах в 1708 и 1715 гг. заключил с Францией торговые договоры, которые предоставляли французским купцам капитуляционные грамоты: они освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлин и налогов; французским консулам предоставлялось право разрешать споры между французами в Иране и присутствовать при разрешении споров между французами и местными жителями; на иранских чиновников возлагалась ответственность за сохранность имущества французских подданных. Правда, эти капитуляции были ещё не результатом экономического и политического давления со стороны Франции на Иран, а стремлением шаха способствовать подъёму внешней торговли. Однако эти меры не привели к росту торговли Ирана с Францией. Стремясь выправить положение, шах увеличил втрое налоги на земледельцев, повысил подушный налог с немусульман и налог с кочевников.

На рубеже XVII–XVIII столетий экономический и политический упадок государства Сефевидов был уже совершенно явным. Некоторые европейские и иранские историки объясняют этот упадок коррупцией и разложением шахского двора, ростом влияния евнухов и шиитского духовенства, бездарностью последних сефевидских шахов, дворцовыми интригами. Конечно, все эти явления имели место. Но они скорее были внешними проявлениями упадка страны, чем его первопричинами.

Большинство исследователей считает, что одним из наиболее важных факторов, обусловивших разложение и упадок сефевидского государства, была чрезмерная, чем дальше, тем больше возраставшая, феодальная экусплуатация трудового населения. Причём, она не сопровождалась ростом производительных сил, но приводила к подрыву сельского хозяйства и ремесла. Положение правящей верхушки весьма серьёзно ослаблялось ещё и тем, что внутри неё шла ожесточённая борьба между духовенством и светскими феодалами, а также между различными феодальными группировками. Всё это привело к тому, что в начале XVIII в. вспышки народного недовольства и восстания систематически происходили во многих внутренних областях Ирана. Волнения стали охватывать и окраины Сефевидской державы: Армению, Грузию, Ширван, Дагестан, Афганистан. Не случайно русское посольство в Исфагане сообщало в Петербург в 1717 г.: «… и так ослабили народ своими поступками, что редкие остались места, где не было бы восстаний».

Деградация Ирана происходила тогда, когда в Западной Европе развивались капиталистические отношения и складывались новые формы государства и системы вооружённых сил. Россия, начиная с Петра I, также пыталась посредством реформ преодолеть отставание от Запада и кое в чём преуспела, прежде всего, в создании современной армии. В Иране же проводимые шахом Аббасом I реформы, в конечном счёте, завершились полным провалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: