Восприятие пространства раннего возраста

Лекция: Особенности восприятия и освоения пространственных и временных отношений детьми дошкольного возраста.

Понятие о пространственных отношениях и пространственных ориентировках. Генезис пространственных восприятий и представлений у детей, этапы освоения. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие пространственных ориентировок у дошкольников. Развитие у дошкольников способности к пространственному моделированию.

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста. Возможности измерения времени детьми. Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста. Использование моделей для овладения детьми умениями воспринимать последовательность, длительность, смену суток, времен года. Современные технологии освоения временных отношений дошкольниками.

 

Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / Т. Д. Рихтерман. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с.

Основная литература

1. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учеб.-методич. пособие для дошк. образоват. учреждений и высш. учеб. пед. заведений / Л.Б. Баряева. - СПб.: Изд-во РГПУ: Союз, 2002.

2. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400с.

3. Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 48 с.

4. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1974.- 368с - http://www.pedlib.ru/Books/5/0311/ - педагогическая библиотека

5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2110 " Педагогика и психология (дошк.)" / ред. А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.

Дополнительная литература

1. Луцковская С.Д. Представление о времени в опыте дошкольников / Луцковская С.Д. // Вопросы психологии. - 2000.- N4.- С. 19-28.

2. Обучение в игре: конспекты коррекционно-развивающих занятий по математике и развитию речи для детей 3-4 лет / сост. И. Г. Божкова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 101 с.

3. Позднякова В. Игровые комплексы для занятий по формированию элементарных математических представлений / Позднякова В. // Дошкольное воспитание. - 1996. - N1.-С.21-27

4. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: Кн.для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 47 с.

5. Яфальян А. Как стать Хозяином Времени [Текст] [Текст] / А. Яфальян, О. Дрень // Обруч. - 2006. - №6. - С. 17-19.

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).

Психолого-педагогические исследования показывают, что пространственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета.

В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).

В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося.

В более же узком значении выражение пространственная ориентация имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится: а) определение «точки стояния», т. е. местонахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т. п.; б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь — слева от меня»; в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т. е. пространственных отношений между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от нее лежит мяч».

При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществить передвижение из одного пункта местности в другой.

Ориентировка эта требует всегда решения трех задач: постановки цели и выбора маршрута движения (выбор направления); сохранения направления в движении и достижения цели.

Пространственные отношения определяются разными исследователями поразному. М. В. Всеволодова и О. Ю. Дементьева в самом общем виде определяют ПрО как «соположение в пространстве какого-либо предмета, действия (события), признака и некоторого пространственного ориентира — локума» [Всеволодова, Дементьева 1997: 31].

 

Восприятие пространства раннего возраста

 

Изучению особенностей развития восприятия пространства у детей раннего возраста посвящены многие исследования. Они показывают, что восприятие пространства возникает уже тогда, когда ребенок в возрасте четырех-пяти недель начинает фиксировать глазами предмет на расстоянии 1—1,5 м. Перемещение взора за движущимися предметами наблюдается у детей двух—четырех месяцев. На начальном этапе перемещение взора представляет собой толчкообразные движения, затем наступает вторая фаза скользящих непрерывных движений за движущимся в пространстве предметом, что наблюдается у разных детей в возрасте от трех до пяти месяцев.

По мере развития механизма фиксации взора формируются дифференцированные движения головы, корпуса тела, изменяется само положение ребенка в пространстве. «В этом возрасте движения предмета вызывают движения глаз»,— пишет Д. Б. Эльконин. Однако еще нет рассматривания или поиска предмета. Поиск предмета возникает позднее на основе слежения глаз за передвижением предмета в пространстве. Поэтому подчас почти невозможно отграничить слежение и поиск. В процессе накопления сенсомоторного опыта возрастает способность различения объектов в пространстве, увеличивается дифферен-цировка расстояний. Так, ребенок трех месяцев научается следить за предметом на расстоянии 4—7 м, а в десять месяцев уже следит за предметом, движущимся по кругу. Такой процесс видения движущегося предмета на разном расстоянии свидетельствует о том, что уже на первом году жизни ребенок начинает осваивать глубину пространства. Таким образом, движение объекта становится источником сенсорного развития и перестройки сенсорных функций, прежде чем возникает движение самого ребенка к предмету.

По-видимому, вначале пространство воспринимается ребенком как нерасчлененная непрерывность. Движение выделяет предмет из массы окружающего пространства. Сначала фиксация взгляда, затем поворот головы, движение рук и другое показывают, что движущаяся вещь становится объектом внимания ребенка, стимулируя и его собственные движения, носящие прерывный характер.

Слежение за движением предмета в пространстве развивается: сначала он воспринимается в горизонтальном направлении от ребенка, затем в результате длительных упражнений ребенок приучается следить за движением предмета и в вертикальном направлении, что расширяет его кругозор, стимулирует его собственные движения к предмету. Постепенно движение объекта и самого ребенка уже начинают совместно развивать сенсорные механизмы.

С развитием вертикального положения тела и собственным передвижением (ходьбой) значительно расширяется практическое освоение пространства ребенком. Передвигаясь сам, ребенок осваивает расстояние одного предмета от другого, делает попытки, напоминающие даже измерение расстояния. Например, держась за спинку кроватки одной рукой и желая перейти к дивану, он многократно в разных точках своего движения протягивает руку к дивану, как бы измеряя расстояние, и, найдя наиболее короткое, отрывается от кроватки и начинает двигаться, опираясь на сиденье дивана. С ходьбой возникают новые ощущения преодоления пространства — ощущение равновесия, ускорение или замедление движения, которые сочетаются со зрительными ощущениями.

Такое практическое освоение ребенком пространства функционально преобразует всю структуру его пространственной ориентировки. Начинается новый период в развитии восприятия пространства, пространственных признаков и отношений предметов внешнего мира.

Накопление практического опыта освоения пространства позволяет постепенно овладеть и словом, обобщающим этот опыт. Однако ведущую роль в познании пространственных отношений и в формировании представлений в раннем и младшем дошкольном возрасте играет еще непосредственный жизненный опыт. Он накапливается у ребенка дошкольного возраста в разнообразных видах деятельности (подвижные и строительные игры, изобразительная деятельность, наблюдения в процессе прогулок и т. д.). По мере его накопления движущей силой в формировании системного механизма восприятия пространства все большую роль начинает приобретать слово.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: