Некоторые подходы к разработке УМП проекта

 

На начальном этапе разработки учебного проекта условно можно выделить следующие шаги:

 

Определение проблемы исследования   Формулировка ОПВ   Выбор темы проекта   Выбор творческого названия

 

 

Формулировка проблемных вопросов   Формулировка тематики исследований     Разработка дидактических материалов   Представление результатов проекта

 

 

Первым этапом проектной деятельности является определение проблемы.

Проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения.

Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь).

При определении проблемы учитель должен помнить, что ситуация приобретает проблемный характер, если:

Þ имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,

Þ требуется установить сходство и различия,

Þ важно установить причинно-следственные связи,

Þ необходимо обосновать выбор,

Þ требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,

Þ стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

Вторым этапом в работе над проектом является формулировка основополагающего вопроса.

Согласно проектной методике, разработанной американскими учеными, основное направление развития проекта определяется основополагающим вопросом, суть которого заключается в том, что основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа. Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом. Пример основополагающего вопроса: «Как конфликт порождает изменения?».

Удачно разработанный основополагающий вопрос:

Þ способствует развитию навыков мышления на высоком уровне;

Þ предполагает сравнение, оценку, интерпретацию, создание «единой картины» из деталей;

Þ предполагает больше, чем простое перечисление фактов, усиление внимания к важным темам;

Þ связывают тему исследования с другими дисциплинами и темами.

Основополагающий вопрос (ОПВ) должен легко запоминаться. Наверное, самым известным ОПВ в литературе и истории является вопрос «Быть или не быть?» Попробуйте ответить на него однозначно!

Основополагающий вопрос закладывает фундамент качества учебного проекта (УМП). От него в решающей степени зависит, будут ученики выполнять самостоятельное исследование заинтересованно, по внутренней мотивации, или причиной их деятельности останется внешнее стимулирование (исполнительская дисциплина, требовательность педагога).

 

В таблице приведены некоторые примеры ОПВ.

 

Формулировка основополагающего вопроса
Предопределена ли судьба человека?
Почему мама выбросила новую кастрюлю?
Какой будет жизнь на планете через несколько тысяч лет?
По чьему сценарию развивается жизнь на Земле?
Ваша пища – путь к здоровью или к болезни?
Зачем нужны хвойные деревья, если есть лиственные?

 

Определив ОПВ, необходимо перейти к следующему этапу - выбору темы учебного проекта.

 

Термин «тема» в переводе с древнегреческого означает: «то, что положено в основу».

Тема задает общее направление проектирования, определяет основное содержание работы.

Определенная трудность для педагога заключается в том, что проект должен отражать одну из тем школьного предметного курса, обеспечить реализацию обязательного минимума и предусматривать осуществление аналитической, исследовательской, творческой деятельности учащихся.

Не менее важной задачей является формулировка творческой темы проекта: необходимо, чтобы формулировка темы привлекала внимание учащихся, была неординарной и запоминающейся.

Примеры приведены в таблице..

 

Формулировка основополагающего вопроса Тема проекта Творческое название проекта  
Предопределена ли судьба человека? Генетика человека Ты и я – такие разные…
Почему мама выбросила новую кастрюлю? Коррозия металлов Коррозия металлов – бич современности
Какой будет жизнь на планете через несколько тысяч лет? Макроэволюция. Направления эволюции и пути достижения биологического прогресса Организмы на Земле: прошлое, настоящее, будущее
По чьему сценарию развивается жизнь на Земле? Возникновение жизни на Земле Возникновение жизни на Земле
Ваша пища – путь к здоровью или к болезни? Пищеварительная система человека Пища для здоровья, ума и красоты
Зачем нужны хвойные деревья, если есть лиственные? Хвойные растения В лесу родилась елочка…

 

 

Следующим этапом является формулировка проблемных вопросов. ОПВ и проблемный вопрос – близкие понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Проблемный вопрос скорее логически концентрирует противоречия в наличном наборе наблюдаемых фактов и установленных теорией закономерностей. Как и ОПВ, проблемный вопрос может предопределить направление для экспериментального добывания ответа. В таблице представлены предметные области и вопросы учебных тем (проблемные вопросы)

 

Предметные области Проблемные вопросы
История, социальные науки Как войны изменяют экономику?
Естествознание Как животные приспосабливаются?
Литература Как литературные герои ведут себя в этом конфликте? Почему часто люди решают конфликты с помощью насилия? Как данная книга помогает нам понять сложность человеческой натуры?

 

Проблемные вопросы тесно связаны с темами самостоятельных исследований учащихся. Тема является результатом индивидуального творческого поиска и может быть определена только после выбора проблемного вопроса.

Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальный и групповой), оценить степень сложности проектировочной деятельности.

 

Тема проекта Творческое название проекта Формулировка основополагающего вопроса Формулировка проблемных вопросов
Генетика человека Ты и я – такие разные…   Предопределена ли судьба человека?   1. Болеют ли гены? 2. Почему монозиготные близнецы различаются по определенным признакам? 3. Почему нельзя изучать наследственность человека с помощью методов, применяемых для изучения высших животных? В какой степени применимы законы наследственности для человека?
Коррозия металлов Коррозия металлов – бич современности   Почему мама выбросила новую кастрюлю?   1. Какова роль воды в процессе разрушения металла? Каким образом кислород увеличивает скорость коррозии?
Макроэволюция. Направления эволюции и пути достижения биологического прогресса   Организмы на Земле: прошлое, настоящее, будущее   Какой будет жизнь на планете через несколько тысяч лет? 1. Почему одни виды вымирают, а другие процветают? 2. Почему на Земле, как в крупном музее, сохранились представители всех этапов эволюции? 3. Почему птицы и бабочки похожи больше, чем некоторые птицы между собой? Может эволюционный процесс дать обратный ход?
Возникновение жизни на Земле Возникновение жизни на Земле По чьему сценарию развивается жизнь на Земле? 1. Почему в палеозое 6 периодов? Каковы причины Великого Мезозойского вымирания?
Пищеварительная система человека Пища для здоровья, ума и красоты Ваша пища – путь к здоровью или к болезни?   1. Каковы потребности вашего организма в пище? 2. Безопасна ли питьевая вода в родном городе? 3. Можно ли назвать продукты вашего магазина экологически безопасными? Чем опасно переедание?
Хвойные растения В лесу родилась елочка… Зачем нужны хвойные деревья, если есть лиственные?   1. Какую роль в жизни человека играют хвойные деревья? 2. Какие хвойные деревья растут в нашей области? 3. Как размножаются хвойные деревья? 4. Как с помощью хвойных деревьев определить загрязнение воздуха? Как можно сохранить от вырубки ели и сосны?

 

Условиями успешности проектной деятельности являются:

Þ   четкость и конкретность постановки цели проекта;

Þ   определение планируемых результатов;

Þ   констатация исходных данных.

Важным моментом в исследовательской деятельности является формулировка целей, задач и гипотезы исследования.

Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Постановка цели определяется гипотезой, и предполагает ее проверку.

Цель проекта состоит в решении противоречия, имеющегося в практике, и ее достижение связано с усовершенствованием участка педагогической действительности.

Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать», «выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать», «проанализировать».

Постановка проектных задач предполагает выработку определенной последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств ее достижения.

 

Гипотеза – это логически обоснованное предположение автора проекта, которое нуждается в подтверждении или опровержении, истинность которого не очевидна. Гипотеза должна быть проверяемой, не должна содержать в себе противоречивых суждений и суждений оценочного характера.

Гипотезы проекта направлены на выявление причинно-следственной зависимости (связи) между различными явлениями, процессами.

Гипотезой является некое предположение, но часто целесообразно формулировать гипотезу, используя конструкцию условного алгоритма ЕСЛИ – ТО. Например:

 

Þ Если судьба человека предопределена генетически, то мы ничего не сможем изменить в своей жизни.

Þ Если у человека нет эмоций, то он абсолютно счастлив.

Þ Если кровь - защитник организма, то человек не должен болеть.

Þ Если к лягушкам плохо относятся люди, то и в литературе они отрицательные персонажи.

 

Гипотеза, как любое предположение, может быть самой невероятной, главное, чтобы учащимся было интересно опровергать или подтверждать ее!

 

Как правило, описание хода исследования проекта не вызывает затруднений. Некоторые вопросы возникают при отражении результатов исследовательской деятельности. Несколько советов:

 

Þ Результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических опросов, обработки статистических данных.

Þ Результаты исследования более наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем.

 

Приведем пример.

В естественнонаучных дисциплинах многие эксперименты предполагают обработку статистической информации, но применение диаграммам можно найти и в гуманитарных дисциплинах.

В качестве удачного примера можно привести диаграмму, доказывающую приоритетность темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова (работа Немцовой Л. Н. и Кормышовой И. А).

 

 

 


Особое внимание при разработке проекта учителю необходимо уделять дидактическим и методическим материалам в поддержку проектной деятельности. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций по выполнению проекта, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов проектирования. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Одним из возможных способов повышения эффективности выбора проблемы исследования – является графическое или табличное представление информации о проекте (например «Визитная карточка»).

"Визитная карточка" проекта

 

 

Автор проекта

Фамилия, имя, отчество автора

 

Регион, в котором находится школа

 

Город, в котором находится школа

 

Номер и/или название школы

 

Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel "Обучение для будущего" или в качестве примера в пособиях программы, хотите ли Вы, чтобы Ваше имя было указано как имя автора?

 Да  Нет
       

 

Какова тема Вашего учебного проекта?
Какие из преподаваемых Вами учебных тем охватит Ваш проект. Запишите 5–6 подходящих учебных тем. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие дидактические цели преследует Ваш проект?
Под дидактическими целями понимается цель учебного процесса, который включает в себя проект, как метод достижения цели (например, дидактической задачей в проекте "Кислотные дожди" является формирование экологической грамотности учащихся). ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие компетентности формирует Ваш проект?
 В сфере самостоятельной деятельности.  Основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.  В сфере гражданско-общественной деятельности.  В сфере социально-трудовой деятельности.  В бытовой сфере.  В сфере культурно-досуговой деятельности. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Какие методические задачи Вы ставите в своем проекте?
Под методическими задачами проекта понимаются задачи, связанные с формированием у учащихся определенных знаний, умений и навыков (например, методическая задача в проекте "Кислотные дожди" - научить школьников определять кислотность осадков различными способами, научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов и экспериментов и др.) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
Какие основополагающие и проблемные вопросы учебной темы Вы ставите перед учащимися?
Основополагающий вопрос: Обширный, всеобъемлющий вопрос, который может охватить темы нескольких образовательных направлений или предметных областей (например, "Что такое свет?", "История мира - это история прогресса?"). ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы учебной темы (проблемные):
Направляющие вопросы, относящиеся к конкретной теме учебной программы, на которые ищут ответ учащиеся в результате участия в проекте (например, "Почему кошки видят в темноте?", "Свет является частицей или волной?" и др.). ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким может быть творческое название Вашего учебного проекта?
Обсудите возможное название проекта (например, "Путешествие по Сибирским рекам" - изучение возможностей строительства электростанций на Сибирских малых реках для обеспечения региона энергией, "Любовь моя, Санкт-Петербург" - влияние антропогенных факторов на произведения архитектуры г. Санкт-Петербурга, "Электрический поцелуй начала века" - изучение электрических зарядов и магнитного поля и т. д. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Какие самостоятельные исследования учащихся возможны в Вашем учебном проекте?

Напишите конкретные темы исследований учащихся (например, "Точка зрения французской стороны на причины войны 1812 года" в проекте "Причины войны 1812 года"; "Сравнение возрастных характеристик населения нашего города в 1913 и 2003 годах" в проекте "Демографические изменения народонаселения стран за прошедшие сто лет")

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каким пунктам тематического учебного плана школьного предмета соответствует проект?

Перечень учебных тем, к которым Ваш учебный проект имеет отношение. Например, в проекте "Кислотные дожди" такими темами могут быть "Понятия об электроотрицательности химических элементов. Степень окисления" или "Реакция ионного обмена. Реакция окислительно-восстановительная. Гидролиз солей". ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предметные области

(Отметьте предметы, в рамках которых проводится учебный проект)

 Русский язык

 Химия

 Литература

 Материальные технологии

 Физическая география

  Информационные технологии

 Иностранный язык

 История

 Музыка

 Математика

 Обществоведение

 Информатика

 Граждановедение

 Физическая культура

 ОБЖ

  Биология

  Краеведение

 

 Физика и Астрономия

 Изобразительное искусство, МХК

  Окружающий мир, природоведение

  Экономическая география, экономика

Возраст учащихся (Выберите ту возрастную категорию, на которую рассчитаны цели учебного проекта)

 начальная школа

  старшая школа

 разновозрастная

 средняя школа

 

           

 

Оформление результатов проекта

 Журнал  Веб-сайт
 Видеоклип  Презентация

 Информационный бюллетень, листовка

 Другое:___________________________________________________________________________________

Напишите краткую аннотацию проекта

Аннотация включает в себя: учебные темы, которые охватываются в учебном проекте, описание основных изучаемых теоретических положений и краткое объяснение того, как практические занятия и самостоятельные исследования помогут учащимся соответствующего возраста ответить на проблемные вопросы и вопросы темы учебной программы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

Планируя необходимое для проведения проекта время, следует напомнить себе о том, что под учебным проектом понимается организационная форма работы, которая, в отличие от занятия или учебного мероприятия, ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Например, 8 академических часов (по 45 минут) в классе, 2 недели, 1 месяц, 1 четверть и т. д. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта

Техническое оснащение (отметьте нужные пункты)

 Веб-камера

 CD-проигрыватель

 Видеокамера
 Компьютер(ы)

 Принтер

 Видеомагнитофон
 Цифровая камера

 Сканер

 Проекционная система
 DVD-проигрыватель

 Телевизор

 Другое:
 Доступ к Интернету

 Видео-, конференц-оборудование

Программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

 СУБД/электронные таблицы

 Программы обработки изображений

 Издательские программы

 Веб-браузер

 Программы электронной почты

 Программы работы с мультимедиа

 Мультимедийные энциклопедии

 Программы разработки веб-сайтов

 Текстовые процессоры

 Другое:

Материалы на печатной основе Учебники, методические пособия, справочники и другая учебно-методическая литература.

Другие принадлежности Принадлежности, которые нужно заказать или подготовить для использования в учебном проекте.

Интернет, ресурсы Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе.

Другое Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения учебного проекта в учебном процессе (гости, экскурсии и т. д.).

Как будет оцениваться деятельность учащихся?

Описание условий проведения контроля. Разработка критериев, процедур и инструментов оценивания успеваемости учащегося. Контроль может проводиться посредством: опросов, наблюдения, анализа письменных работ, тестов и итоговых творческих заданий. Оценка может проводиться учителем, другими учащимися или самим учеником.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       

 

Ключевые слова
Ключевые слова включают в себя наиболее важные термины и понятия, названия тем и разделов, отражающие содержание учебного проекта. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Как отмечают ученые и практики, использование графических схем дает возможность:

Þ представить весь проект целиком, увидеть выбранную проблему «с высоты птичьего полета»;

Þ наглядно и понятно для себя и других слушателей (а впоследствии для реальных учеников) представить структуру проекта;

Þ генерировать новые идеи (а это полезно и для преподавателя, и для учащихся);

Þ повышать мотивацию, легче воспринимать идеи проекта;

Þ «пораскачивать» свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от «зашлакованности», стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое [8].

 

В качестве дидактических материалов учащимся целесообразно предложить:

Þ Лабораторные работы.

Þ Творческие задания с технологией их реализации.

Þ Информационно-справочный материал для проведения проекта.

 

   
1.  
   
   
   

 

 

Важным моментом в проектной деятельности является оценка творческих работ: презентаций, тематических буклетов, сайтов. Безусловно, каждый педагог, исходя из целей и задач проектной деятельности, должен разработать критерии оценки проекта самостоятельно. В качестве примера приведем критерии оценки информационно-образовательного ресурса, в которых учитывается содержательный, технологический, эргономический аспект.

 

 

Оценочный лист по проекту

1. Дидактические цели

 

 

+1 балл 0 баллов    

 

1.Содержание проекта актуально и значимо 1.Содержание проекта не актуально и не значимо    

 

2.Содержание проекта соответствует современным общепринятым подходам и трактовкам в научном плане 2.Содержание проекта не соответствует современным общепринятым подходам и трактовкам в научном плане    

 

3.Информация изложена на доступном для учащихся уровне 3.Уровень доступности информации не соответствует заявленному возрасту учащихся    
 

2. Научный уровень

 

1.Содержание проекта носит научный характер 1.Содержание проекта не соответствует принципам научности    

 

2.Основополагающий вопрос отражает многогранность исследуемого объекта 2.Основополагающий вопрос не отражает многогранность исследуемого объекта    

 

3.Основополагающий вопрос инициирует исследование объекта 3.Основополагающий вопрос не инициирует исследование объекта    

 

4.Проект содержит элементы научного исследования 4.Проект не содержит элементы научного исследования    
 

3. Дидактическая ценность

 

1.В проекте используются современные достижения психологии и педагогики. 1.В проекте не используются современные достижения психологии и педагогики.    

 

2.Избранная структура проекта способствует индивидуализации обучения 2.Избранная структура проекта не способствует индивидуализации обучения    

 

3.Проект построен логично, содержит адекватные методы оценки и обеспечивает мотивацию обучения   3.Проект построен не логично, не содержит адекватные методы оценки и не обеспечивает мотивацию обучения    

 

4.Основополагающий вопрос соответствует заявленной теме проекта 4.Основополагающий вопрос не соответствует заявленной теме проекта    

4. Эргономический уровень

 

 

1.Общий дизайн проекта соответствует эргономическим требованиям 1.Общий дизайн проекта не соответствует эргономическим требованиям    

 

 
           

 

Таким образом, создается информационно-методический пакет проекта, обеспечивающий его эффективную реализацию.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: