Маркеры культурной идентичности

 

Язык. Язык становится не только объединяющим фактором (представляющим тождественность и принадлежность), но и фактором разъединения и различия. Если идентичность рассматривать как некий нарратив, то вся система образов и слов будет зависеть от языка, их описывающего. От языка зависит вся картина мира. Поскольку именно язык описывает культуру, он становится связующим звеном между культурой и идентичностью. О роли языка в формировании культурной идентичности писали Д. Замятин, Ю. Хабермас, В. Хесле, отмечая его структурообразующую роль самоопределения и самоидентификации.

Воображение. Для процесса культурной идентификации необходимо наличие времени, воображения и других культурных идентичностей. Таким образом, этот процесс становится тесно связанным с коллективным воображаемым. Как мы видим из истории культуры, человек постоянно дополняет свою повседневность воображаемой, художественной, мифологической, виртуальной реальностью, раздвигая границы своего опыта другим опытом. Для современного общества данный аспект становится чрезвычайно актуальным, т.к. смена современной культурной парадигмы и системы образов, создаваемых новыми медиа и цифровым контентом, выводит на первый план способности человека к креативности и воображению. Так, сегодня именно новые медиа выступают полем для презентации и реализации коллективного и индивидуального воображаемого, создавая невиданные возможности для формирования культурной идентичности.

Память. Еще одним существенным маркером, определяющим фрейм культурной идентичности, выступает память. Так, например, Я. Ассман в своей концепции культурной памяти выводит на передний план идентичность и культурную/коллективную память, отмечая, что память имеет внешнее влияние (так называемый культурный код). Согласно Ассману, «общества, вырабатывая культуру памяти о прошлом, продуцируют собственные воображаемые образы и проносят свою идентичность сквозь смену поколений; и делают они это-что для нас наиболее важно совершенно по-разному. В этой книге рассматривается вопрос, как общества помнят и как общества через воспоминания "воображают себя"» [1, 17]. Таким образом, как отмечает Ассман, и это соотносится с концепцией В. Межуева, именно память определяет культурную идентичность.

Исходя из вышеизложенного, с учетом культурно-исторического контекста, подходов к меморизации, культурной идентификации, социально-политических и цивилизационных процессов, образной и ментальной систем возможно выделить системообразующую модель российской культурной идентичности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: