Математические игры для детей 5-6 лет дома
Игры по математике для дошкольников в домашних условиях
Математическое образование дошкольников включает в себя не только обучение навыкам счета и простейшим математическим действиям. Математическое, точнее, логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, о соотношениях. Математическое мышление — это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Развитие математического мышления связано с овладением математическими понятиями, а значит, с развитием речи, обогащением словаря. В речи ребенка постепенно появляются слова «столько», «сколько», «множество», «больше», «меньше», «больше чем на», «равно», «одинаково», «вчера», «сегодня», «завтра», «время», «мера», «число».
Математическое образование включает и развитие воображения, фантазии.
Мышление четырехлетнего ребенка позволяет выделять те отдельные признаки предметов, на которые раньше обращали его внимание взрослые. Дети, играя в предложенные игры и упражнения, активно используют прилагательные со значением цвета, формы, размера.
К концу четырех лет ребенок может себе представить то, чего никогда не видел. В его речи появляются слова «сегодня», «вчера», «сначала», «потом» — а это означает, что он уже ощущает себя в протяженном во времени мире.
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Но не стоит забывать, что владение знаниями, умениями, навыками невозможно без активности и самостоятельности ребенка — без его уверенности в себе, в своих силах и способностях.
Поощряйте своего ребенка в желании учиться!
Правильный счет
Игра помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, закрепляет навыки прямого и обратного счета
Необходимый инвентарь: мяч.
❀ Дети встают кругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч следующему игроку. Игра проходит в быстром темпе.
Счетоход
Необходимый инвентарь: любая игрушка, которую можно спрятать.
❀ Выбирают водящего, который на время выходит из комнаты. Дети (взрослый), оставшиеся в комнате, прячут игрушку и зовут водящего обратно.
❀ Водящему дают инструкции, где можно найти игрушку. Например: «Пройди вперед два шага, поверни налево и сделай еще три шага» и т. д.
❀ Усложнить задание можно тем, что вместо словесного инструктирования по поиску игрушки можно составить план-схему.
Сколько здесь скамеечек?
❀ Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево самое высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?».
Я знаю цифры
Необходимый инвентарь: картонные карточки с нарисованными на них цифрами от 1 до 10, карточки с кругами от 1 до 10, фишки по 10 штук двух цветов.
❀ Играть лучше вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку.
❀ По очереди доставайте цифры из коробки. Задача — найти карточку с соответствующим цифре количеством кругов.
❀ На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.
❀ Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это проще всего так: выложите фишки в два ряда и сравните, у кого ряд длиннее.
У кого больше
Необходимый инвентарь: игральный кубик, пуговицы (или конфеты, орехи), глубокая тарелка или коробка.
❀ Положите пуговицы в тарелку.
❀ По очереди бросайте кубик. По выпавшему на кубике числу берете нужное количество пуговиц из тарелки. Когда тарелка опустеет — подведите итог.
❀ Выигрывает тот, у кого пуговиц больше.
Счет на слух
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями предметов от 1 до 10, счетные палочки (или пуговицы), дудочка (или барабан, бубен).
❀ Покажите ребенку карточку с картинками и предложите продудеть или постучать столько раз, сколько предметов изображено на карточке. Считайте вслух: «Один, два, три...».
❀ Вы стучите или дудите, а ребенок, считая вслух вместе с вами, выкладывает нужное количество счетных палочек. Вначале палочки выкладываются после каждого удара. Затем усложните задание: сначала ребенок должен прослушать удары, считая их, а затем выложить нужное число счетных палочек.
Чудесный стаканчик
Необходимый инвентарь: десять стаканчиков из-под йогурта, небольшая игрушка, помещающаяся в стаканчик.
❀ На каждый стаканчик наклейте цифру.
❀ Выберите водящего. Он должен отвернуться. За это время спрячьте под один из стаканчиков игрушку.
❀ Водящий поворачивается и угадывает, под каким стаканчиком спрятана игрушка. Он спрашивает: «Под первым стаканчиком? Под шестым?» и так далее, пока не угадает.
❀ Можно отвечать подсказками: «Нет, больше», «Нет, меньше».
Праздник в зоопарке
Необходимый инвентарь: все мягкие игрушки, какие есть в доме, счетные палочки (или пуговицы).
❀ Поставьте перед малышом игрушки животных. Предложите их «покормить».
❀ Вы будете называть число, а он выкладывать перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц).
Кто где...
Игра учит ребенка различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, внизу, вверху)
Необходимый инвентарь: любые игрушки.
❀ Расставьте игрушки в разных местах комнаты. Спросите ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д. Спросите, что находится сверху, что снизу,- что справа, слева и т. д.
Много - мало
Игра на усвоение ребенком понятии «много, «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну»
❀ Данную игру можно проводить во время прогулки или дома.
❀ Попросите ребенка назвать предметы, которых много, мало или одиночные. Например: стульев много, стол один; книг много, животных мало.
❀ Положите перед ребенком карточки разного цвета. Пусть зеленых карточек будет девять, а красных — пять. Спросите, каких карточек больше, каких меньше. Добавьте еще четыре красных карточки. Что теперь можно сказать?
До горки десять шагов, а сколько шагов до качелей?
❀ Гуляя с ребенком, считайте шаги до разных предметов, находящихся на недалеком от вас расстоянии.
❀ Сосчитайте шаги до горки, затем до качелей.
❀ Сравните измеренные шагами расстояния,: какое больше?
❀ Научите ребенка прогнозировать: предположите, сколько шагов нужно сделать до карусели?
❀ Ходите разными шагами — «обычными», «лилипутскими» и «гигантскими». Сосчитайте, сколько «обычных», «лилипутских» и «гигантских» шагов нужно сделать до лестницы.
Читаем и считаем
❀ Читая ребенку книжку, попросите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как вы сосчитали, сколько в сказке зверюшек, спросите, кого было больше, а кого — меньше, кого — одинаковое количество.
❀ Сравнивайте игрушки по величине. Кто больше — зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?
Сказочник - счетовод
❀ Вместе с ребенком можно придумывать сказки с числительными. Начните, к примеру, так:
«Жил был папа Зайчик Федя со своей семьей: женой Зайчихой, тремя сыночками и лапочкой-дочкой. Рядом с ними жил его брат — Заяц Кузя. У него тоже была семья: жена Соня и пять маленьких зайчат. Часто к ним в гости приезжала бабушка и дедушка. Когда они собирались все вместе у кого-нибудь дома, начиналось настоящее веселье...».
❀ Можно зарисовывать сказку или просто отмечать каждого героя черточкой, счетной палочкой или пуговичкой.
❀ Можно рассказывать сказки про цифры. Например:
«Жила была цифра Два. Однажды ей стало скучно сидеть дома, и она отправилась на прогулку в лес. Взяла с собой корзиночку, немного печенья и воды. Шла она, шла и вдруг...».
Отгадай число
Игра способствует подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания, помогает закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка
❀ Спросите, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы, и т. д.
❀ Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка отгадать его. Малыш называет разные числа, а вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше.
❀ Затем поменяйтесь с ребенком ролями.
Счет на кухне
❀ Кухня — отличное место для занятий элементарной математикой.
❀ Ребенок может пересчитывать чашки, тарелки, ложки, помогая вам накрывать на стол или вытирать посуду.
❀ Попросите его принести три луковицы и пять картофелин из холодильника.
❀ Дайте ему задание налить в кастрюлю десять стаканов воды.
❀ Вариантов заданий очень много, просто играйте с ребенком, и идеи сами будут приходить вам в голову.
Раскладываем палочки
Необходимый инвентарь: счетные палочки (или пуговицы).
❀ Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Затем разложите их по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа.
❀ Возьмите четыре палочки, пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть сначала он разложит их на равное количество. Затем попросите его расположить палочки так, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три.
❀ Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.