Дискреционная фискальная политика: мультипликатор сбалансированного бюджета

Бюджет – подробное описание расходов, а также финансовых планов отдельных людей, компаний или правительств.

Попытаемся определить, каков бы мог быть результат одновременного увеличения государственных расходов и налогов на одну и ту же величину. Кажется очевидным, что равный по величине прирост государственных расходов и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным.

Рассмотрим числовой пример. Пусть объем государственных расходов увеличился с 0 до 100 д.ед. и на такую же сумму увеличились налоги. Инвестиции не изменились. МРС=0,75. Прирост государственных расходов вызывает увеличение совокупного спроса на 100д.ед. (из-за увеличения государственных расходов) и одновременное снижение совокупного спроса на 75д.ед. (из-за увеличения налогов). Суммарное изменение совокупного спроса составит 25д.ед.. Следовательно, равновесный ВВП увеличится и это увеличение будет равно величине мультипликатора помноженного на сумму прироста спроса: DВВП=М*DАД=1/(1-МРС)*АД=1/(1-0,75)*25+4*25=100д.ед.

Данный пример иллюстрирует особый вариант фискальной политики: фискальное расширение сбалансированного бюджета, когда и налоги, и государственные расходы увеличиваются на одинаковую величину.

Мультипликатор сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, имеет своим результатом увеличение выпуска продукции на величину, равную приросту государственных расходов (налогов). Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы остаться неизменным) состоит в том, что прирост государственных расходов оказывает прямое и непосредственное воздействие на совокупные расходы, в то время как прирост налогов воздействует на совокупные расходы косвенно, за счет изменения доходов после уплаты налогов и через это изменение на потребление.

АД                             AS

                                   Е1     АД1

1100

1000            Е2                    АД2

 

 


0             1000    1100  ВВП

Рисунок 5: Совместное влияние увеличения государственных расходов и налогов.


 4. Не дискреционная (автоматическая) фискальная политика.

 

Как уже отмечалось существует и не дискреционная фискальная политика или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Некоторые необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Это так называемая автоматическая или встроенная стабильность.

Автоматические стабилизаторы – это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменения совокупного спроса.

Автоматический стабилизатор – любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительно сальдо (или уменьшать его дефицит) в период инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны правительства.

Основными автоматическими стабилизаторами являются трансфертные платежи (пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты) и налоговые поступления.

Чистые налоги – сумма, которую частный сектор уплачивает правительству после учета величины всех социальных выплат, получаемых от правительства.

Налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который варьирует пропорционально величине ВВП. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ВВП. И, напротив, в случае падения ВВП налоговые поступления от всех этих источников будут падать.

Социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров или услуг.

Трансфертные платежи (отрицательные налоги) ведут себя прямо противоположно: они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.

Автоматические стабилизаторы обладают двумя особенностями:

1. Они действуют автоматически.

2. Смягчая последствия сдвигов в совокупном спросе, они тем самым помогают стабилизировать выпуск продукции.

Тенденция налогов автоматически изымать часть каждой дополнительной денежной единицы ВВП означает, что величина мультипликатора сокращается. Любое падение инвестиций, благодаря автоматическим стабилизаторам, ведет к сокращению выпуска продукции на меньшую величину, т.е. сокращение инвестиций будет оказывать уменьшенное влияние на экономическую систему.

Например, вместо того, чтобы изменение инвестиций оказало трехкратное (или даже большее) воздействие на ВВП, теперь, в силу автоматических стабилизаторов, это воздействие сократится до 1,5-2 раз.

Иными словами, встроенные стабилизаторы действуют в сторону частичного уменьшения любых колебаний экономики, но они не могут преодолеть нарушения на 100%. Они оставляют устранение остальной части нарушений действию дискреционной фискальной и кредитно-денежной политики.

Во всех наших рассуждениях в качестве показателя финансового положения правительства использовался дефицит государственного бюджета. Однако, величина дефицита государственного бюджета не является основным показателем эффективности фискальной политики правительства, поскольку величина дефицита может изменяться по иным, не зависящим от фискальной политики причинам.

Предположим, что в течение года происходит сокращение потребительских, инвестиционных расходов или чистого экспорта, вызывая сокращение ВВП. Правительство не принимает никаких фискальных мер: и государственные расходы и ставки налогов постоянны. Очевидно, что по мере сокращения ВВП, сокращаются и налоговые поступления. Следовательно, при неизменных государственных расходах возникает дефицит государственного бюджета. Этот циклический дефицит государственного бюджета никоим образом не связан с фискальной политикой правительства.

Следовательно, экономистам потребовалась такая концепция государственного бюджета, которая отражала бы только изменения, происходящие благодаря действиям фискальной политики. В связи с этим экономисты ввели понятие бюджета полной занятости (БПЗ).

Бюджет полной занятости (БПЗ) определяется уровнем бюджетного избытка (положительным сальдо государственного бюджета) или дефицита (отрицательное сальдо государственного бюджета), который мог бы иметь место, если бы в экономике существовала полная занятость.

Государственные расходы, налоги

                                                                  Чистые налоги

 


                                                                  Государственные расходы

 

 


0              ВВП1           ВВП0       ВВП

Рисунок 7: Фактический бюджет и бюджет полной занятости.

На графике величина государственных расходов постоянна, чистые налоги растут по мере роста ВВП. При полной занятости уровень выпуска продукции равен ВВП0. Как показано на рисунке государственный бюджет полной занятости будет находиться в избытке. Однако фактический объем выпуска продукции гораздо меньше – всего ВВП1, поэтому фактический бюджет будет дефицитным.

Зная, что государственный бюджет имеет место дефицит, можно говорить, что фискальная политика правительства являлась стимулирующей (низкие налоги и высокий уровень государственных расходов, стимулирующие совокупный спрос). Однако на самом деле бюджет находится в дефиците из-за низкого ВВП. Если экономика находилась в состоянии полной занятости, то бюджет был бы в избытке. Следовательно, фискальная политика на самом деле была сдерживающей, потому что уровень ВВП в стране не соответствовал ВВП полной занятости, что породило низкие налоговые поступления и дефицит государственного бюджета.


5. Проблемы реальной фискальной политики.

 

При осуществлении фискальной политики возникают некоторые проблемы:

1. Проблема времени.

·  Проблема распознавания. Определенный промежуток времени проходит между началом спада или инфляцией и тем моментом, когда происходит осознание этого факта правительственными органами.

· Административная задержка. Обычно проходит значительный промежуток времени от того момента, когда будет признана необходимость фискальной политики, до того момента, когда она на самом деле начнет применяться.

· Функциональная задержка. Проходит какое-то время между тем моментом, когда фискальная политика начинает проводится и тем моментом, когда она начинает оказывать воздействие на экономику.

2. Политические проблемы.

· Другие цели. Экономическая стабильность не является единственной целью правительственной политики в области налогообложения и расходов. Помимо этого, правительство решает задачи обеспечения товарами и услугами общего назначения и перераспределения доходов.

· Пристрастие к стимулирующим мерам. Сокращение налогов является очень популярной мерой чисто политического плана. Столь же популярным является и увеличение государственных расходов. Объяснение состоит в том, что увеличение налогов и сокращение государственных расходов беспокоит избирателей.

· Политические мотивы. Политические деятели могут манипулировать фискальной политикой с целью получения поддержки избирателей, даже если их фискальная политика может дестабилизировать экономику.

3. Эффект вытеснения.

Сущность эффекта вытеснения состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика (рост государственных расходов и снижение налогов) ведет к росту спроса на деньги, следовательно, к росту процентной ставки и сокращению частных инвестиционных расходов, ослабляя стимулирующий эффект фискальной политики. Здесь имеется в виду, что увеличение государственных расходов вызывает снижение частных инвестиций. Если бы оказалось, что частные инвестиции сократились на такую же величину, на которую увеличились правительственные расходы, то фискальная политика была бы полностью неэффективной.

Нейтрализовать эффект вытеснения можно за счет увеличиения предложения денег в достаточной степени, чтобы уравновесить вызванный бюджетным дефицитом дополнительный спрос на деньги. в этом слечае равновесная процентная ставка не изменится и вытеснения частных инвестиций с рынка не произойдет.

Графическое изображение эффекта вытеснения. Пусть совокупный спрос, за счет стимулирующей фискальной политики возрастает с АД1 до АД2. Экономика достигает состояния полной занятости без инфляции при ВВП2.

Уровень цен

                             AS

     АД1 АД2

 

 

 


0           ВВП1 ВВП2        ВВП

Рисунок 8: Фискал ьная политика в чистом виде.

Рассмотрим более реалистичный вариант фискальной политики, учитывая при этом эффект вытеснения. Пусть совокупный спрос, за счет стимулирующей фискальной политики смещается из положения АД1 в положение АД2. Однако за счет эффекта вытеснения часть частных инвестиций может быть вытеснена с рынка и совокупный спрос не достигнет величины АД2, а всего лишь АД3. Следовательно равновесный ВВП1 не достигнет состояние ВВП2, а остановится на уровне ВВП3. Следовательно эффект вытеснения значительно ослабляет действия меры фискальной политики.

Уровень цен

                                   AS

   АД1 АД3 АД2

 

 

 


0   ВВП1 ВВП3 ВВП2     ВВП

Рисунок 9: Фискальная политика и эффект вытеснения.

Перейдет к еще более реалистичному варианту: построим кривую предложения, включающую переходный участок. По-прежнему стимулирующая фискальная политика увеличивает совокупный спрос и смещает кривую АД1 в положение АД2. Наличие промежуточного участка кривой совокупного предложения приводит к тому, что часть прироста совокупного спроса рассеивается в боле высоких ценах, и в результате прирост ЧНП уменьшается, а уровень цен поднимается с Р1 до Р2. Следовательно, прирост государственных расходов будет частично компенсирован сокращением потребительских, инвестиционных и чистых экспортных расходов.

Уровень цен                  AS

     


АД1          АД2

Р2

Р1

 


0      ВВП1      ВВП2         ВВП

Рисунок 10: Фискальная политика и инфляция.

6. Фискальная политика в открытой экономике.

· Шоки, имеющие корни за рубежом. Каждая экономика подвержена действие непредвиденных международных шоков совокупного спроса, которые могут сократить ЧНП и обесценить мероприятия фискальной политики. Например. В экономике ожидается спад. Правительство страны проводит стимулирующую фискальную политику: увеличивает государственные расходы и снижает налоги, но так, чтобы не вызвать инфляцию. Если экономика торговых партнеров данной страны начинает бурно развиваться, то это ведет к увеличению чистого экспорта. В результате совокупный спрос данной страны может вырасти слишком быстро, результатом чего и станет инфляция спроса.

· Эффект чистого экспорта. Этот эффект действует через международную торговлю, подрывая эффективность фискальной политики. Например, в данной стране проводится стимулирующая фискальная политика, которая приводит к более высоким процентным ставкам. Такие процентные ставки привлекают финансовый капитал из-за рубежа, где процентные ставки остаются на прежнем уровне. В следствие этого чистый экспорт данной экономики уменьшается и стимулирующая фискальная политика будет отчасти нейтрализована.

7. Фискальная политика и совокупное предложение. Экономисты отмечают, что фискальная политика в состоянии изменить совокупное предложение. Пусть в экономической системе установилось равновесие при ВВП1. Пусть уровень безработицы в этой точке считается высоким, поэтому проводится стимулирующая фискальная политика (сокращение налогов и рост государственных расходов). В следствие этого совокупный спрос увеличивается с АД1 до АД2. Этот сдвиг кривой совокупного спроса увеличивает равновесный ВВП1 до ВВП2 и уровень цен до Р2. Снижение налогов перемещает кривую совокупного предложения AS1 к AS2, что сокращает инфляцию и вызывает дальнейший рост ВВП.

Уровень цен

                                    AS1 AS2

     АД1 АД2

Р1

 


0          ВВП1 ВВП2 ВВП3 ВВП

Рисунок 11: Фискальная политика и кривая совокупного предложения.


 












Задача 1

Экономика страны характеризуется следующими данными: фактический доход (Уф) равен 4000д.ед.; предельная склонность к потреблению (МРС) составляет 0,8; равновесный доход (Ур) равен 4200д.ед..

Задание:

1. Определите, как должны изменяться правительственные расходы (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния (Ур=4200д.ед.).

2. Определите, как должна измениться величина налоговых поступлений (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния.



Задача 2

Следующая система уравнений отражает простую кейнсианскую модель экономики страны А при постоянном уровне цен: С=200+0,8У; У=160; G=500; Xn=0.

Задание:

1. Определите величину совокупных расходов в этой стране.

2. Постройте кривую совокупных расходов для экономики страны А.

3. Определите объем равновесного ВНП и покажите на графике точку равновесия экономики.

4. Определите значение мультипликатора.

5. Если государственные расходы повысятся до 700д.ед., а все прочие компоненты совокупных расходов останутся неизменными, то как изменится равновесный объем ВВП?


 

 


Задача 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: