Глава 2. Особенности перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую 6 страница

- обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче уполномоченному Правительством федеральному органу исполнительной власти права на управление и распоряжение земельными участками и другими объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности и расположенными в границах особой экономической зоны, на срок ее существования;

- порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны.

Туристско-рекреационные особые экономические зоны создаются сроком на 9 лет.

 

Пример: Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 3 июля 2012 г. по делу N А56-11702/2011 указал на ошибочность доводов подателя жалобы о том, что имеющиеся в деле документы подтверждают принадлежность спорного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения, поскольку данный вывод основан на ошибочном толковании норм права.

Анализ приведенного законодательства позволяет сделать вывод о том, что переводом земель или земельных участков в составе земель из других категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов является установление или изменение границ особо охраняемых территорий и объектов.

Поскольку спорный земельный участок включен в границы памятника природы решением исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов от 29 марта 1976 г. N 145 "О создании заказников и признании памятниками природы ценных природных объектов на территории Ленинградской области", а в последующем постановлении Правительства Ленинградской области от 26 декабря 1996 г. N 494 утверждены границы и паспорта особо охраняемых природных территорий Ленинградской области, куда вошел упомянутый объект, нет оснований полагать, что земельный участок, которым владеет Я., относится к категории земель иного назначения.

 

Кроме того, ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" также установлены специальные условия создания отдельных типов особых экономических зон. В частности, туристско-рекреационные ОЭЗ могут создаваться на одном или нескольких участках территории.

4. В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы туристско-рекреационной особой экономической зоны или исключенных из границ туристско-рекреационной особой экономической зоны, направляются в порядке, предусмотренном ст. 5 комментируемого закона, органом управления особой экономической зоной в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, для внесения соответствующих изменений в документы государственного земельного кадастра.

Порядок направления сведений о кадастровых номерах земельных участков приведен в комментарии к ч. 3 ст. 8. Значение и порядок присвоения кадастровых номеров земельным участкам раскрываются в комментарии к ч. 3 ст. 2.

Под органом управления ОЭЗ понимается управляющая компания ОЭЗ, которой согласно п. 2 ст. 2 ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" может являться:

- открытое акционерное общество, созданное в целях реализации соглашений о создании ОЭЗ, 100% акций которого принадлежит Российской Федерации;

- хозяйственное общество, которое создано с участием такого открытого акционерного общества в указанных целях;

- иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении ОЭЗ.

Стоит отметить, что вопреки приведенному законоположению ГК и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" предусмотрены только публичные и непубличные акционерные общества. Таким образом, по смыслу комментируемой нормы под органом управления ОЭЗ фактически подразумевается публичное акционерное общество.

Орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра,- в настоящее время Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В настоящее время Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:

- государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- оказание государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации);

- государственная кадастровая оценка;

- федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии;

- государственный земельный надзор;

- государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров;

- надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков;

- контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Росреестр осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Государственный земельный кадастр - понятие, использовавшееся в Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", утратившем силу 16 мая 2008 г.

Согласно данному закону государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости приведения комментируемой нормы в соответствие с положениями действующего законодательства, регулирующего учет всех объектов недвижимости (в том числе земельных участков) посредством внесения сведений в ЕГРН.

 

Статья 11. Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий

1. Комментируемой статьей установлено четыре основания, по которым допускается перевод земель лесного фонда в земли других категорий.

Комментируемая норма оперирует термином "земли лесного фонда, занятые защитными лесами".

В соответствии с п. 1 ст. 101 ЗК к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется ЗК и лесным законодательством (п. 2 ст. 101 ЗК).

Согласно ст. 6.1 ЛК лесные земли - это земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Согласно п. 4 указанной статьи границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Согласно ст. 111 ЛК к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

Закон выделяет следующие категории защитных лесов:

- леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

- леса, расположенные в водоохранных зонах;

- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов;

- ценные леса;

- городские леса.

Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, регламентированы в приложении к приказу Рослесхоза от 14 декабря 2010 г. N 485.

Комментируемая норма также предполагает возможность перевода в иную категорию и земельных участков в составе земель лесного фонда.

По смыслу ст. 7 ЛК земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК, именуется лесным участком. Комментируемое законоположение устанавливает возможность перевода лесных участков в земли иных категорий.

Особенно важно отметить, что лесные участки могут находиться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. В первом случае они находятся в исключительной федеральной собственности, а во втором все зависит от категории земель. Например, в случае нахождения на землях сельскохозяйственного назначения это может быть публичная собственность, права на которую между публично-правовыми образованиями не разграничены и право распоряжения которыми осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.

Таким образом, комментируемая норма устанавливает возможность перевода в другую категорию земель лесного фонда, как природного объекта и природного ресурса, и земельных участков лестного фонда, как объектов гражданского оборота, предназначенных для предоставления прав владения и пользования (аренды).

1.1. Пунктом 1 ч. 1 комментируемой статьи допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае организации особо охраняемых природных территорий.

О порядке организации особо охраняемых природных территорий см. комментарий к п. 6 ст. 2.

 

Пример: при рассмотрении жалобы по делу N 18АП-4305/2011 арбитражным апелляционным судом было установлено, что национальный парк "Башкирия" образован постановлением Совета Министров РСФСР от 11 сентября 1986 г. N 398 и приказом Министерства лесного хозяйства РСФСР от 23 сентября 1986 г. N 234. Постановлением Правительства от 9 октября 1995 г. N 990 "Об изменении решений Правительства РФ в связи с принятием ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственный природный национальный парк "Башкирия" переименован в национальный парк "Башкирия".

Границы национального парка утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 11 августа 1986 г. N 398 "О создании государственного природного национального парка "Башкирия" в Башкирской АССР.

Тем самым на момент проведения инвентаризации земель, материалы которой утверждены постановлением администрации г. Мелеуза и Мелеузовского района от 17 января 2001 г. N 41, существовали утвержденные границы национального парка.

Обосновывая ходатайство о переводе спорного участка в категорию земель особо охраняемых территорий, заявитель ссылался на обстоятельство вхождения данного участка в состав территории национального парка "Башкирия".

Вместе с тем доказательств данного обстоятельства заявителем не представлено. Указание в свидетельстве о государственной регистрации права и кадастровом паспорте участка на ориентир, относительно которого установлено местоположение спорного участка как 58 квартал Бельского лесничества ФГУ НП "Башкирия", не подтверждено доказательствами наличия такого ориентира в составе территории национального парка.

При этом суд апелляционной инстанции отметил, что при условии вхождения спорного участка в состав территории национального парка данный земельный участок не может иметь отличного от территории национального парка правового режима. Доказательств отнесения земель национального парка к той или иной категории земель заявителем не представлено (см. постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2011 г. N 18АП-4305/2011).

 

1.2. Пунктом 2 ч. 1 комментируемой статьи закреплена возможность перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.

Частью 8 ст. 24 и п. 2 ч. 1 ст. 25 ГрК, рассматриваемых в смысловом единстве корреспонденции норм, закрепляется, что если в соответствии с проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то такой проект подлежит согласованию с уполномоченным Правительством федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.

Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден приказом Минэкономразвития от 21 июля 2016 г. N 460.

Пунктом 2.1 указанного Порядка согласования предусматривается направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления в Минэкономразвития в случаях, указанных в ч. 1 ст. 25 ГрК.

Согласно п. 2.9 Порядка согласования Минэкономразвития осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с п. 1.7 данного Порядка.

На основании подп. "в" п. 2.7 Порядка согласования отраслевые федеральные органы, Госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 25 ГрК.

В соответствии с п. 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утв. постановлением Правительства от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", Рослесхоз в пределах предоставленных законом полномочий осуществляет в том числе рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.

Несоблюдение изложенной процедуры выступает однозначным основанием к удовлетворению требований об отмене уже утвержденного и действующего генерального плана.

 

Пример: в апелляционном определении от 2 октября 2019 г. N 58-АПА19-13 Верховный Суд РФ указал, что в соответствии со ст. 25 ГрК орган местного самоуправления, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, обязан был направить уведомления об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования и материалам по его обоснованию в зависимости от даты их размещения и периода действия названных приказов в информационной системе либо Минрегиона, либо Минэкономразвития, которые в свою очередь обладали организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений соответствующих уполномоченных федеральных органов.

В рассмотренном деле проекты внесения изменений в Генеральный план в части включения в границы населенного пункта земель лесного фонда не согласовывались ни с Минрегионом (Минэкономразвития), ни с Рослесхозом, что свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки указанных документов территориального планирования. Так, представители административных ответчиков в судебном заседании суда первой инстанции подтвердили, что сведения лесного реестра при разработке проектов оспариваемых решений не использовались, а также то, что в нарушение п. 7 ч. 7 ст. 23 ГрК материалы проектов оспариваемых нормативных правовых актов в текстовой форме не содержали сведений о земельных участках лесного фонда.

 

Аналогичная практика имеет устоявшийся характер и не предполагает преодоления отсутствия согласования с Рослесхозом проекта генерального плана даже в интересах правообладателей земель, получивших категорию "земли населенных пунктов" и осваивающих земельные участки застройкой.

Стремление разрешить комплекс проблем, связанных с этими обстоятельствами, повлекло принятие Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", иначе говоря - лесную амнистию.

Указанная амнистия закрепила основным правилом, что если права текущего правообладателя или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 г., при установлении его принадлежности к определенной категории земель приоритет имеют сведения ЕГРН, а при их отсутствии - сведения правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов.

Также к иной категории земель подлежит отнесению земельный участок, который по данным государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ, ЕГРН и документам относится к землям лесного фонда, но до 8 августа 2008 г. был предоставлен гражданину для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства, для строительства или эксплуатации жилого дома, для личного подсобного хозяйства либо образован из таких участков. Такой участок относится к землям населенных пунктов, если он расположен в границах населенного пункта, а в иных случаях - к землям сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, сведения государственного лесного реестра (ГЛР) должны быть приведены в соответствие со сведениями ЕГРН до 1 января 2023 г.

В целом лесная амнистия была направлена на устранение взаимоисключающих сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории путем признания приоритета сведений ЕГРН по отношению к сведениям ГЛР.

Кроме того, ч. 5 ст. 10 Федерального закона N 280-ФЗ была закреплена в качестве основания для пересмотра ранее вынесенных судебных актов, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежали прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка. Указанная норма закрепила, что граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу данного закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил ст. 14 комментируемого закона, предъявляя самостоятельный иск в течение одного года со дня вступления в силу Федерального закона N 280-ФЗ.

Резюмируя изложенное, подчеркнем, что лесная амнистия направлена на защиту субъективных прав, но не на защиту публичного интереса, и нормы, ее составляющие, не позволяют легализовать границы населенного пункта, закрепляемые в проекте генерального плана, минуя согласование с Рослесхозом (либо иным уполномоченным органом).

1.3. Согласно п. 3 ч. 1 комментируемой статьи разрешается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

О критериях отсутствия других вариантов возможного размещения объектов см. в комментарии к ст. 7.

Поскольку вывод о наличии (отсутствии) иных вариантов размещения объектов представляет собой достаточно дискреционное полномочие, необходимо обосновать отсутствие иных вариантов размещения объекта факторами инфраструктуры.

Перечень объектов, размещение которых может быть обусловлено наличием государственных или муниципальных нужд, указан в ст. 49 ЗК. Однако приведенная корреспонденция с законоположением земельного законодательства не является исчерпывающей, а носит открытый характер. При этом правоприменительной практикой дано определение государственных, муниципальных нужд, для размещения объектов которых допускается перевод.

 

Пример: в определении Верховного Суда РФ от 14 августа 2015 г. N 303-эс15-5520 по делу N А51-12453/2014, включенном в Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 апреля 2016 г., указано, что под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.

 

1.4. Пунктом 4 ч. 1 комментируемой статьи предусмотрена возможность перевода земель и земельных участков из состава земель лесного фонда в земли других категорий в связи с созданием туристско-рекреационных особых экономических зон.

О порядке создания туристско-рекреационных особых экономических зон см. комментарии к ст. 10.

2. Постановлением Правительства от 28 января 2006 г. N 48 утверждено Положение о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий.

Согласно п. 2 названного Положения в состав документации о переводе, представляемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли другой категории, в Правительство, входят:

- ходатайство физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления;

- копии документов, подтверждающих личность заявителя - физического лица, либо выписка из ЕГРИП или выписка из ЕГРЮЛ;

- акт выбора участка земель лесного фонда с приложением к нему плана (чертежа) с краткой характеристикой участка по материалам лесоустройства, описанием имеющихся на участке сооружений и объектов и указанием категории земель, прилегающих к границам участка. При наличии охранной, санитарно-защитной зон промышленного или иного объекта на участке земель лесного фонда на план (чертеж) наносятся их границы;

- решение органа, указанного в п. 3 Положения, об утверждении акта выбора;

- акт натурного технического обследования участка земель лесного фонда, содержание, а также порядок подготовки и утверждения которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли другой категории;

- схема (проект) размещаемого на участке земель лесного фонда объекта, составленная с учетом схем территориального планирования соответствующих территорий в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и согласованная с органами архитектуры и градостроительства;

- справка территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке земель лесного фонда полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка;

- выписка из ЕГРН на участок земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить;

- проект акта Правительства о переводе;

- положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с п. 5 Положения в ходатайстве о переводе указываются следующие сведения:

- границы, местоположение и площадь участка земель лесного фонда;

- категории земель, из которой и в которую предполагается осуществить перевод;

- цель и обоснование перевода земель лесного фонда в другую категорию земель.

Срок для обеспечения органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, или территориальным органом Рослесхоза выбора участка земель лесного фонда и проведения процедур согласования составляет 1 месяц с даты обращения заявителя.

Акт выбора и план (чертеж) являются основанием для подготовки документации, обосновывающей перевод в заявленных целях, и действуют в течение 3 лет.

Уполномоченный орган в течение 2 недель с даты представления заявителем документов представляет их в Рослесхоз либо возвращает заявителю с обоснованием причин возврата.

В недельный срок с даты получения документов Рослесхоз направляет их в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли другой категории, либо возвращает заявителю с обоснованием причин возврата (п. 8 Положения).

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли другой категории, в течение 12 дней с даты получения документов осуществляет подготовку проекта акта Правительства о переводе и вносит его в Правительство с приложением документации о переводе либо возвращает представленные материалы на доработку в Рослесхоз.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" запрещен перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода таких земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов при создании особо охраняемых природных территорий.

Со дня признания утратившим силу вышеприведенного постановления Правительства от 28 января 2006 г. N 48 будет введен в действие приказ Минприроды от 25 декабря 2018 г. N 684 "Об утверждении содержания ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состава прилагаемых к нему документов".

Новые правила оформления ходатайства определяют содержание ходатайства о переводе, содержат перечень документов, необходимых для принятия решения о переводе земель лесного фонда в другую категорию.

3. Представляется необходимым отметить, что кроме четырех указанных в ч. 1 оснований для перевода земель лесного фонда в земли иных категорий, отдельное основание установлено в ч. 13 ст. 10 Федерального закона от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - приобретение в собственность указанного земельного участка.

 

Статья 12. Особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда

1. Комментируемая статья закрепляет особенности перевода земель водного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию, а также особенности перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда.

Статьей 102 ЗК к землям водного фонда отнесены земли:

- покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;

- занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Указанной статьей установлено, что порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК и водным законодательством.

Согласно п. 6 ст. 1 ВК водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 8 ВК водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Исключения составляют пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах участка, принадлежащего на праве собственности субъектам РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.

Согласно п. 4 ст. 1 ВК водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на подземные водные объекты и поверхностные водные объекты, к которым относятся моря или их отдельные части, водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы, болота, природные выходы подземных вод, ледники, снежники (ст. 5 ВК).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: