Культура общения,
Культура деятельности,
Культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культура поведения проявляется в вежливости, и деликатности, во внешних манерах и культуре общения, в предупредительности, тактичности. Если от детей требуют соблюдения внешних форм поведения, то непременно в какой-то мере влияют и на их внутренний мир. Тем более если мы прививаем им внутреннюю культуру, то обязаны научить их и внешним формам ее выражения, которые даже тогда, когда они еще не совсем осмыслены малышами, все же дисциплинируют, подтягивают, обязывают к сдержанности.
А) Культура общения.
Общение - это взаимодействие 2-х и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата. (М.И. Лисина)
В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками составляет основу культуры поведения:
1 Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
2 Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
3 Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
4 Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
5 Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Немаловажным фактором развития детских отношений являются добрые слова и пожелания. Часто дети проявляют отрицательные эмоции, используют грубые слова и выражения. Задача состоит в том, чтобы помочь ребенку видеть положительные качества и достоинства других детей.
Закрепив основу бережного отношения детей друг к другу, можно переходить к этапу формирования дружеских взаимоотношений дошкольников. На этом этапе включаем игры, направленные на развитие совместной деятельности: «Рукавички»; «Закончи рисунки»; «Общая картина» и т.д.. В совместной деятельности дети борются не за собственный успех, а за успех каждого из играющих.
B) Культура деятельности.
Культура деятельности - важнейший компонент культуры поведения.
Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.
Важно научить ребенка культуре поведения в общественных местах: как вести себя во время экскурсий, в кино или театре, в кафе, в транспорте или библиотеке.
Умения и навыки детей дошкольного возраста:
Бережное отношение к вещам, книгам, игрушкам, природе;
Подготовка рабочего места (к играм, занятиям, труду);
Планирование времени и доведение начатого до конца;
Приведение в порядок рабочего места после занятий (убирать игрушки после игры);
Мытье руки после трудовых поручений (вынос мусора, уборка пыли и т. д.);
Организация дел по интересам (воспитание привычки «быть занятым»).
Воспитание культуры внешнего вида связано с формированием культурно-гигиенических навыков.
c) Культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.
Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения:
Самостоятельно мыть руки (с мылом) перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д.;
Насухо вытирать руки, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта;
Следить, чтобы все вещи содержались в чистоте;
Быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения.
Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
Дети за столом. И вновь находятся они рядом со сверстниками. И здесь так же существует тесная связь между навыками приема пищи и навыками культуры поведения среди людей. Надо приучать детей пользоваться столовыми приборами, есть бесшумно, брать пищи понемногу и тщательно прожевывать ее, правильно сидеть, немного наклоняться над тарелкой, чтобы не испачкать костюм, не болтать ногами, при необходимости обращаться к взрослому, вполголоса.
Воспитание культуры внешнего вида связано с формированием культурно-гигиенических навыков. В чем же состоит связь культуры и гигиены? Детям двух, трех лет прививают навыки личной гигиены: мыть руки перед едой и после любого загрязнения, воспитывая потребность в чистоте; пользоваться носовым платком, салфеткой. Это как бы одна сторона воспитания. Но в процессе формирования таких навыков воспитывается культура внешнего вида, потребность в чистоте, аккуратности, опрятности.
Выбирая способы влияния на детей, педагог учитывает возраст, индивидуальные особенности, конкретную ситуацию, накопленный опыт.
В одном случае можно мягко, но тоном, не допускающим возражения, сказать: «Так не обращаются к старшим!».
В другом – сделать замечание, например: «Разве так можно? А если бы с тобой так обошлись, тебе было бы приятно?»
В третьем – воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вел себя некрасиво, мне пришлось краснеть за тебя».
В четвертом – спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вел? Почему ты так думаешь?» Главное, чтобы каждое замечание было тактичным, будило совесть ребенка.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.