Конструктивные задания разной сложности

Цель: логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка.

Инструкция: В методике детям предлагается серия картинок, на которых представле­ны разные предметы. «На каждой из этих картинок один из четырех изображен­ных на ней предметов является лишним. Внимательно посмот­ри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее чем 1 мин, назвав лишние предме­ты на всех картинках и правильно объяснив, по­чему они являются лишними.

8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.

6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин

4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл - очень низкий.

 



ВЫЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЕЩЕЙ СРЕДЕ

1. Зарисовка объекта

(пусть А — условное обозначение предложенного объекта). «Нарисуй А». В процессе зарисовки ребенок подготавливается к последующему изложению знаний о данном объекте. Так, при зарисовке какого-либо животного ребенок должен мысленно представить относительные его размеры, особенности строения: туловища, головы, длину шеи, хвоста и т. д.

2. Ветвление словесного обозначения объекта.

Экспериментатор указывает на рисунок и задает вопросы: «Кто (что) это?» или «Подпиши рисунок». Этим заданием проверяется, правильно ли ребенок понял, что требовалось нарисовать. Кроме того, можно получить представление о том, имеет ли ребенок в своем словарном запасе это слово и какие ошибки он допускает при его воспроизведении.

3. Самостоятельное изложение знаний о предложенном объекте.

Задаются вопросы: «Расскажи, что ты знаешь об А» или «Расскажи об А». Предполагается, что ребенок самостоятельно, без помощи со стороны педагога и без наводящих вопросов будет излагать свои знания.

4. Выявление знаний с помощью дополнительных вопросов.

На этом этапе обследования затрагиваются только вопросы,не освещенные при самостоятельном изложении. Причем по каждому вопросу сначала изучаются знания посредством вербального общения, а затем при необходимости обследование продолжается с помощью невербальных тестов.

По своему назначению вопросы можно разделить на три группы.

Вопросы, выясняющие знание места заданного объекта в природе и обществе. Эта группа вопросов должна раскрыть знание сути объекта, отношение последнего к другим объектам природы и общества.

Вопросы, выясняющие знание состава, особенностей и предназначения структурных компонентов заданных объектов. Задаются вопросы типа: «Назови части тела», «Из каких частей состоит А», а также «Для чего нужны рога (хобот, клыки)» и т. д.

Вопросы, выясняющие знание признаков как объекта в целом, так и его частей. Изучается наличие у детей представлений о признаках объектов окружающего мира: цвете, величине, а также, возможно, о форме, запахе, вкусе и т. д.

5. Отбор изображения заданного объекта по его названию.

Предлагается выбрать по названию из набора картинок изображение того или иного объекта. В этом наборе не должны быть представлены объекты, которые еще предстоит предъявить.Описанная система заданий и вопросов исходит из словесного обозначения объекта.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: