Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для ее выполнения. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач:
1. познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
2. необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создавать реальные условия для выполнения задачи;
3. задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;
4. к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию);
5. нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных действий.
Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.
|
|
Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. И чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к гностической цели – к овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими.
Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами.
Непосредственно - побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, наказание, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.
Перспективно – побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью; ожидание в перспективе получения награды, развитое чувство долга, ответственности.
Интеллектуально – побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач.
|
|
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим:
1. увлеченное преподавание;
2. новизну учебного материала;
3. историзм;
4. связь знаний с судьбами людей, их открытиями;
5. показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
6. использование новых и нетрадиционных форм обучения;
7. проблемное обучение;
8. обучение с компьютерной поддержкой;
9. применение мультимедиа-систем;
10. использование интерактивных компьютерных средств;
11. показ достижений обучаемых;
12. создание ситуаций успеха;
13. соревнование;
14. создание положительного микроклимата в классе;
15. доверие к обучаемому и т.д.
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:
1) положительными эмоциями по отношению к деятельности;
2) наличием познавательной стороны этих эмоций;
3) наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.
Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
Следуя данному материалу можно сделать вывод, что организация проектной деятельности с помощью среды Лого Миры позволяет развивать познавательный интерес, так как соответствует всем условиям развития интереса.