Концепция «плавильного котла». Мультикультурализм

Плавильный котёл или плавильный тигель - это модель этнического развития, пропагандируемая в американской культуре в XX веке.

В соответствии с данной парадигмой, формирование американской национальной идентичности должно было идти по формуле «сплавления», «смешивания» всех народов, при этом предполагалось, как их культурное, так и биологическое смешение. Сформулированная теоретическая концепция имела апологетический характер в том смысле, что она отрицала наличие каких бы то ни было конфликтов в обществе - социальных или этнических.

Доминирование в американской общественности этой мысли тесно связано с идеалами представления культуры о подлинно свободном демократическом обществе, где люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей. Концепции «плавильного котла» можно противопоставить политику мультикультурализма.

Результаты аккультурации. Аккультурация и адаптация

Адаптация - это термин, обозначающий стратегии приспособления индивида в процессе аккультурации и ее последствия.

Предполагается, что существуют разные стратегии приспособления, которые приводят к разным типам адаптации (как и к разным последствиям). Были выделены три вида стратегий индивида, а именно: приспособление, реакция и отказ.

Важнейшим результатом и целью процесса аккультурации является долговременная адаптация к жизни в чужой культуре. Она характеризуется относительно стабильными изменениями в индивидуальном или групповом сознании в ответ на требования окружающей среды. Адаптацию обычно рассматривают в двух аспектах: психологическом и социокультурном.

Очевидно, что результаты адаптации будут зависеть как от психологических, так и от социокультурных факторов, достаточно тесно связанных друг с другом. Хорошая психологическая адаптация зависит от типа личности человека, событий в его жизни, а также от социальной поддержки. В свою очередь эффективная социокультурная адаптация зависит от знания культуры, степени включенности в контакты и от межгрупповых установок. И оба этих аспекта адаптации зависят от убежденности человека в преимуществах и успешности стратегии интеграции.

Культурный шок. Симптомы, причины, формы проявления.

Под понятием «культурный шок» понимают эмоциональный или физический дискомфорт, процесс дезориентации личности, в том случае, когда она попадает в другую культуру.

Одной из причин, которая приводит к проявлению культурного шока является нарушение привычного распорядка дня и неприятные ситуации. Но достаточно часто бывает и так что сам индивид становится причиной негативной ситуации или же слишком остро воспринимает происходящие события.

Еще одной причиной культурного шока можно назвать ситуацию расхождения ценностей, эти разногласия возникают из-за недопонимая, и это в дальнейшем приводит к ряду конфликтных ситуаций. Однако следует так же упомянуть, что существуют ценности, которые проще адаптировать, а есть те, которые адаптировать сложнее.

Другая причина культурного шока кроется в несовершенных навыках социализации. Те люди, у которых меньше опыта общения с другими людьми сложнее адаптируются к новым условиях.

Человек, который испытывает культурный шок в тяжелой степени может испытывать следующие симптомы:
- Тревожность;
- Раздражительность;
- Депрессию;
- Усталость;
- Боязнь контактов с другими людьми;
- Психосоматические расстройства.







Модель освоения «чужой» культуры М. Биннета

Анализ проблем освоения чужой культуры, культурного шока и аккультурации поставил перед исследователями закономерный вопрос о целенаправленном научении, о подготовке человека к жизни в чужой культуре и к межкультурному взаимодействию. Как считает один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, для этого нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность) - чувственное восприятие и толкование культурных различий.

Людям важно осознать не сходство между собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультурной разницы.

По мнению Беннета, осознание культурных различий проходит несколько этапов. На начальном этапе само существование этих различий обычно не осознается человеком. На следующем этапе другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир, межкультурная чуткость возрастает, человек ощущает себя членом более чем одной культуры. На последних стадиях развития межкультурная чуткость возрастает, так как признается существование нескольких точек зрения на мир. Далее формируется новый тип личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур.

Модель Беннета говорит не просто о начальном, среднем и конечном этапах развития, но и подчеркивает изменения, происходящие на каждом этапе:

- Отрицание (изоляция, сепарация);
- Защита (диффамация, превосходство, обратное развитие);
- Умаление (физический универсализм, трансцендентальный универсализм);

Содержание этнорелятивистских этапов:
- Признание (уважение к различиям в поведении, уважение к различиям в системах ценностей);
- Адаптация (эмпатия, плюрализм);
- Интеграция.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: