Этот критерий основывается на особенностях характера человека и его отношении к общепринятым нормам и другим людям. В соответствии с таким подходом человеческая природа допускает, что человек может быть порочным и поэтому требуется контроль над его поведением. Существуют культуры, считающие человека изначально греховным. В таких культурах четко определены понятия добра и зла, хорошего и плохого. Этим понятиям придается большое значение, поскольку на них базируются основные культурные ценности данного общества. Противоположностью этому типу являются культуры, в которых сущность человека считается изначально положительной, нормы и законы здесь применяются гибко, а их нарушение может принести и положительные результаты.
Межкультурная коммуникация может осуществляться и быть исследована либо на уровне групп, либо на индивидуальном уровне.
Культура и культурная коммуникация.
Культура существует, развивается, передается и постигается посредством коммуникации. Коммуникация - не просто культурный и социальный атрибут человеческой жизни, прежде всего базовый, а жизненно необходимый механизм как внешнего, так и внутреннего человеческого существования.
|
|
Культура - это, в сущности, огромное множество сообщений. Каждое из них представляет собой конечное и упорядоченное множество элементов некоторого набора, выстроенных в виде последовательности знаков по определенным законам.
Без коммуникации невозможны никакие формы отношений и деятельности. Даже принадлежа к одному обществу, нации или производственному объединению, люди в то же время разобщены. Их разделяют время, пространства, условия бытия или деятельности, а также социальные, возрастные, культурные и даже индивидуальные различия. Характер этой разобщенности все время меняется в зависимости от организации труда, социального, политического, психологического состояния общества или конкретной среды. Поэтому культуре необходима постоянная, устойчивая, разносторонняя и мобильная система коммуникаций, поддерживающая степень единства и дифференцированности общественного бытия.
Культурная коммуникация — предмет социологии культуры. Культура диалогична по своей природе. Поэтому, говоря о культурной коммуникации, мы раскрываем сущность диалога, который идет между создателями (коммуникаторы) и потребителями (аудитория) культурных ценностей. Следует различать непосредственную коммуникацию, при которой коммуникатор и аудитория имеют непосредственное общение друг с другом, и косвенную, опосредованную.
О роли критики в культурной коммуникации следует сказать особо. Критика связана со всеми элементами культурной коммуникации. Критик, анализируя произведение, обращается к автору, указывал ему на достоинства и недостатки его работы. Критик участвует в работе учреждений, осуществляющих отбор, тиражирование и распространение произведений. Обычно такой отбор производится на основе заказанных критику отзывов на произведения. Критик выделяет те культурные ценности, которые с первую очередь должны быть сохранены для последующих поколений.
|
|
Естественно, в современный период культурная коммуникация, очень существенно отличается от ее состояния в XIX в. Это связано с научно-технической революцией и так называемой «постиндустриальной» («информационной») цивилизацией.