Родился: 29 апреля 1899, Вашингтон, округ Колумбия, США

Умер: 24 мая 1974, Нью-Йорк, США.

Жанр: Джаз

Стиль: Традиционный джаз, Свинг, Биг Бэнд.

Инструменты: Фортепиано.

Фирмы звукозаписи: Columbia (49), RCA (44), Classics (35), EPM Musique (14), Atlantic (14), Columbia [French] (13), MJCD (12).

Вклад Эллингтона в джазовую и в целом американскую музыку просто огромен: он руководил оркестром, и его оркестр в течение 1926-74 гг. всегда находился среди пятерки лучших, неважно, был ли это 1929 или 1969 год. Как композитор, Эллингтон стоит на одном уровне с Джорджем Гершвином и Ирвингом Берлином. Он записал буквально тысячи песен (точное количество которых неизвестно), сотни из которых стали джазовыми стандартами. Как аранжировщик, Эллингтон особенно отличался творческим подходом, он всегда писал для индивидуальных музыкантов оркестра, а не для анонимного исполнителя, никогда не позволял себе исполнять свои пьесы так же, как они звучали прежде, он постоянно работал над аранжировками; скажем, "Mood Indigo" звучит в 1933 иначе, чем в 1953 или 1973.

Как пианист, Дюк Эллингтон был первоначально превосходным исполнителем страйда, получившим заслуженное признание со стороны таких корифеев этого стиля, как Джеймс П. Джонсон (James P. Johnson) и Фэтс Уоллер (Fats Waller). В отличие от фактически всех его современников, Дюк был способен модернизировать свой стиль, сохраняя с годами подход страйдового пианиста, но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям.

 

Бенни Гудмен (1909-1986гг.)

Кларнетист, руководитель биг-бенда, один из выдающихся музыкантов джаза, признаный "королем свинга" родился 30 мая 1909 года в Чикаго в семье эмигрантов из России. Мастерство Гудмена-кларнетиста убеждало публику в том, что джаз - музыка, заслуживающая не меньшего уважения, чем классическая. По свидетельству Бада Фримена, Бенни уже в 10 лет был зрелым профессионалом и талантливым импровизатором. В 16 лет Гудмен стал главным солистом в бенде Бена Поллака. С этим оркестром в 1926 году он записал первое соло в пьесе "He's The Last Word". Работая с Поллаком до 1929 года, Гудмен приобрел огромный опыт исполнителя. В 1929-1930 годах играл с Рэдом Николсом, в 1931 - с Джо Венути и Эдди Ленгом. В 1933 году аккомпанировал Билли Холидей.

 

Элла Фицджеральд (1917-1996гг.)

Воспитывалась матерью-одиночкой в штате Нью-Йорк. В семнадцать лет Элла Фицджеральд дебютировала на сцене нью-йоркского театра Аполло. До 1942 года выступала главным образом в составе бигбэндов (в том числе Каунта Бэйси). К концу 1950-х записала практически все песни классического американского репертуара — несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев Гершвинов (Айра заявил, что собственно она открыла ему истинную глубину его песен), Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина. Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом: «Ella and Louis» и «Ella and Louis Again». Особенно известен их дуэт на «Summertime» Гершвина. «Первая леди джаза» продолжала выступать до конца 1980-х, хотя выбор песен зачастую оставлял желать лучшего. В 1993 г. из-за последствий диабета у Эллы Фицджералд были ампутированы обе ноги ниже колен, она практически ослепла. Когда она умерла три года спустя, президент Билл Клинтон выступил со специальным заявлением: «Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны».

 

Джаз в нашей стране.

История джаза в нашей стране связана с именем Леонида Утёсова.

В 1927 году был создан в Москве джаз-оркестр Александра Цфасмана.

Современные джазовые коллективы – Ленинградский Диксиленд «Каданс» Германа Лукьянова.

Леонид Осипович Утёсов

Эстрадный певец, актер театра и кино Утесов Леонид Осипович (настоящее имя Лазарь Иосифович Вайсбейн) родился 9 марта 1895 года в Одессе.

В 1928 году после поездки в Париж, где впервые услышал профессиональный джаз, собрал музыкантов и стал готовить джазовую программу. 8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра

(г. Ленинград) дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый для эстрады того периода жанр. Утесов совмещал дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке, чтением стихов. Разыгрывались разнообразные сценки между музыкантами и дирижером.

Джаз-оркестр Александра Цфасмана

В 1932 году Александр Осипович Цфасман организовал ансамбль «Весёлые ребята», известный как «джаз-оркестр Александра Цфасмана». Ансамбль выступал в ресторане «Савой», гастролировал по стране, в 1936 году принял участие в московских «Вечерах джаза».

Одновременно Александр Цфасман выступает в 1930-е годы и как пианист с сольными программами. Пианистический талант Цфасмана вызывал восхищение таких выдающихся музыкантов как А.Гольденвейзер, К.Игумнов, Г.Нейгауз, Д.Шостакович.

Ленинградский Диксиленд «Каданс»

Коллектив Германа Лукьянова. С появлением джаза связано возникновение такого понятия, как массовая культура. Джаз дал начало ритм-энд-блюзу, рок-н-ролу, открывшим дорогу многим певцам, в том числе и Элвису Пресли. «Рок», «фанк», «соул», эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, симфоническая и камерная музыка (современная) тоже заимствовала многие элементы джаза.

 

Ренессанс или возрождение начало XIV— последняя четверть XVI веков (1400—1600).

Возрождение, или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии. Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, в Италии. Складываются новые жанры инструментальной музыки.

 

Возрождение (Ренессанс) – это всемирное явление, определяющее этапы в развитии человеческой цивилизации и культуры.

Если в итальянском Ренессансе ведущими видами были и остались пластические искусства, в испанском и английском – театр, то в России архитектура, живопись уступают классической прозе в 19 веке, а с ее завершением – музыке, которая из классико-романтической становится ренессансной, с достижением новых вершин мирового развития.

 

Произведение А. Вивальди из цикла «Времена года» «Лето».

В аранжировке Янни Хрисомаллиса под названием «Шторм».

В этой арананжировке ясно прослушивается основная мелодия, её смысл остался прежним. Психологический настрой полностью изменился под влиянием добавленных в ходе аранжировки других музыкальных инструментов. Особое настроение, чувство полёта придаёт звучание арфы и трубы.

Особый интерес вызывает слаженный дуэт электроскрипок в исполнении Ванессы Мэй и Самвела Варвиняна. Их исполнение в сочетании с другими инструментами придаёт вдохновение и экспрессию. А также нужно отметить эмоциональность исполнения всех участников оркестра.

 

Неважно, в каком веке была написана та или иная музыка, если она прекрасна, то её приятно послушать и исполнить.

 

ВОПРОСЫ

 

Почему джаз - дитя двух культур? (Главным составляющим джаза явились ритмы Африки и европейская гармония).

В чём особенности джазовой музыки?

Назовите истоки джаза.

Что значит «ренессанс»?

Назовите отличительные черты эпохи Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: