На первый взгляд сегодняшнее апостольское чтение из Книги Деяний рассказывает две истории, которые просты и понятны в каждом своём слове. Эти истории – замечательные свидетельства миссионерской деятельности святого Петра. Но более внимательный взгляд обнаруживает в этих простых историях более глубокий богословский подтекст.
Давно замечено, что многие евангельские рассказы, а также сообщения Книги Деяний больше похожи на иконы, чем на фотографии или зарисовки реалистической живописи. Икона, отбрасывая всё случайное и несущественное, являет зрителю суть изображаемого. При этом иконописец использует некоторые известные каноны и символы. Так же и многие рассказы об Иисусе Христе и Его первых учениках, отбрасывая случайные элементы и развлекательную орнаментальность, изображают для читателя самую суть сообщаемого. И здесь евангелисты тоже используют определённые сложившиеся каноны с их легко узнаваемой символикой.
Евангелист Лука, автор Евангелия и Книги Деяний, преследует цель показать миссионерскую деятельность святых Апостолов как продолжение служения Господа Иисуса Христа. История Церкви Христовой в изображении Евангелиста – история действия Святого Духа, посланного вознёсшимся Господом и наделившего Апостолов Своими благодатными дарами, в том числе «знамениями, чудесами и силами» (2Кор. 12:12). Чтобы подчеркнуть преемственную связь деятельности Апостолов с деяниями Иисуса Христа, Лука в качестве образцового канона своих повествований берёт давно сложившиеся предания об Иисусе Христе.
Вот перед нами расслабленный Эней из города Лидда, расположенного недалеко от побережья Средиземного моря, куда с гористой местности спустился Апостол Пётр. Апостол исцеляет расслабленного и приказывает ему: «Встань и убери свою постель» (Деян. 9:34). Не напоминает ли нам это одно из первых чудес, совершённых Иисусом Христом, когда Он приказал исцелённому Им расслабленному: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк 2:11)? Вот Пётр спешно приходит в прибрежную Иоппию, которая недалеко от Лидды. Там он возвращает к жизни недавно умершую добрую женщину Тавифу, которая названа ученицей, то есть христианкой. Отдельные черты рассказа об этом чуде напоминают нам евангельскую историю об исцелении Иисусом Христом дочери Иаира, начальника синагоги. Громкий плач скорбящих по усопшей, приказ Иисуса Христа всем выйти вон, сам процесс воскрешения – всё это повторено в рассказе о воскрешении Апостолом Петром Тавифы. Знаменательно, что переданные по-арамейски слова Господа «Талифа куми», что значит «Девица, встань!» (Мк 5:40-41) очень похожи на слова Петра «Тавифа, встань!». Различие всего лишь в одной букве. Разумеется, логично было бы предположить, что сам Апостол впоследствии рассказывал, каким образом он воскрешал Тавифу, и что он при этом произносил. (Ведь свидетелей события он выслал вон). Но разумнее предположить другое: Евангелист, наподобие иконописца, ставил перед собой не цель подробного бытописания, но богословскую цель наглядно, насколько это было возможно, показать, что Апостол продолжает деятельность Иисуса Христа, ибо он – уполномоченный посланник Господа и член Церкви как Тела Христова.
Важен ещё один богословский акцент рассказов Евангелиста Луки. Апостол Пётр в его изображении не только берёт за образец действия Иисуса Христа, но и совершает чудеса силою Иисуса Христа. Он не говорит Энею: «Я исцеляю тебя!». Но говорит: «Исцеляет тебя Иисус Христос!». А перед воскрешением Тавифы он, «преклонив колени, помолился» (Деян. 9:40). Не сила Апостола, но сила Победителя смерти могла исцелить расслабленного Энея и вернуть к жизни умершую Тавифу. Коленопреклонённая молитва Петра тоже происходила без свидетелей. Поэтому здесь мы снова можем предполагать «богословско-иконописное» творчество Евангелиста. Так было, ибо так должно было быть!
Наконец, – и это особенно примечательно, хотя далеко не всеми замечается, – очень важен в богословском отношении один глагол, который использует в своём рассказах Дееписатель Лука. При исцелении разбитого параличом Энея Апостол Пётр приказывает ему: «Эней, встань!». И он тотчас встал с постели. При воскрешении Тавифы Пётр приказывает ей: «Тавифа, встань!». И она тотчас села на постель. Вот этот глагол: «встань!». Каждому не знающему греческого языка прихожанину православных храмов известно по меньшей мере одно греческое слово, которое часто звучит в пасхальные дни именно по-гречески: «Христос анéсти!», то есть «Христос воскресе!», буквально же «Христос встал!», или более приподнято «Христос восстал!». Но тот же самый глагол звучит и в повелениях Апостола Петра: «Эней, анáстифи! Тавифа, анáстифи! Встань! Воскресни!». Это очень знаменательно. Разумеется, исцеление от паралича или возвращение к земной жизни, за которой рано или поздно всё равно неизбежно последует смерть, по своей сути несопоставимы с Воскресением Христовым. Однако уже чудеса исцелений и воскрешений, совершённых Господом, Им же объяснялись как благие знамения грядущего спасения, начало которому было положено Воскресением Христовым. Эти знамения продолжают и воплощают в действиях Апостолы Христовы и другие последователи Иисуса Христа. Чудеса исцелений и сами по себе имеют очень большое значение для страдающих людей. Они также были и остаются одним из мощных средств евангельской проповеди и приведения многих людей к вере. Но, как справедливо указывал Апостол Павел, «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14). Только в свете воскресения Христова чудесные исцеления обретают свой глубокий смысл знамений, указывающих на грядущее спасение. Эта мысль и подчёркнута в рассказах об Энее и Тавифе: возвращение здоровья и жизни в этом мире должны пониматься как радостные знаки того, что Бог, Который «воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею» (1Кор. 6:14).
Однако мы знаем, что чудесные исцеления, – как встарь, так и ныне, – лишь капля в море исцелений, происходящих без непосредственного воздействия Церкви. Более того: чудесно исцелённые – лишь капля в океане неисцелённых, страдающих и умирающих людей. Мы знаем также слова Апостола Павла: «Дары различны, но Дух один и тот же … Каждому даётся проявление Духа на пользу» (1Кор. 12:4-7). Дары исцелений и чудотворений – лишь небольшая часть даров Святого Духа, дарованных Церкви. Разумеется, благие дела любви и помощи страдающим людям неотъемлемая черта жизни христианина в этом мире, ибо вера действует любовью (Гал. 5:6). Но мы не должны также забывать, что задача Церкви – не благие дела сами по себе, не исцеления сами по себе, и не изобретение элексира земного бессмертия. Церковь – свидетельница и посредница Спасения. И в каждую эпоху истории Бог посылает Церкви такие дары Духа, которые наиболее действенны в пробуждении спасительной веры в людях. Рассказы о чудесных деяниях Апостола Петра – образцы того, как мы должны использовать те дары Святого Духа, которые даются каждому крещёному христианину, – пусть даже эти дары не столь яркие и наглядные, как в случаях, описанных в сегодняшнем апостольском чтении.
О Вифезде пишет Евсевий Кесарийский (IV век):
Вифезда — купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нём жертв, отчего и зовётся: Овчий, по причине жертв.
— Евсевий Кесарийский «Ономастикон» (объяснение библейской географии).
Рассказ Евсевия повторяет Иероним Стридонский.
СКАЗАНИЕ О ТОМ,
ПОЧЕМУ ВОЗМУЩАЛАСЬ ВОДА В ОВЧЕЙ КУПЕЛИ
Недалеко от Иерусалима есть Монастырь Святаго Креста. Он был создан грузинами в древние времена. Но потом после набегов мусульман и крестоносцев был заброшен. Теперь там еле теплится монашеская жизнь. В этом монастыре похоронен великий грузинский поэт и мыслитель, в конце жизни подвизавшийся там – Шота Руставели. Однако, главная слава этого монастыря не в нём, а в том, что именно на этом месте произрасло древо Креста Господнего. Праотец Авраам дал Лоту три кусочка дерева — по кусочку от каждого посоха, что оставили в его доме Ангелы после явления ему Пресвятой Троицы. Лот посадил их и за послушание растил. Воду для деревьев он носил издалека. По дороге бес выпивал воду и часто Лот привозил пустые кувшины и снова отправлялся по жаре за водой. Произросло дерево, имеющее один ствол и три кроны — кедра, кипариса и певга (средиземноморской сосны). Когда строили Соломонов храм, хотели это большое дерево пустить в строительство. Но как его ни резали, ни строгали — оно всё не подходило размерами — то станет больше нужного, то меньше. Наконец древо бросили в Овчую купель. Сюда-то раз в году спускался Архангел Михаил, чтобы обмыть это дерево. Вода вскипала — «возмущалась», и первый, тогда же бросившийся в неё, получал исцеление. Наконец, пришло время пострадать Спасителю, и стали иудеи искать для Него самое тяжёлое дерево. Вспомнили о мокнущем в Овчей купели треблаженном древе…
Именно по этой причине Крест называется «трисоставным».
После, как Спаситель на этом древе был распят, Ангел уже не сходил в Овчую купель…
Над выпуском работали:
Архимандрит СПИРИДОН (составление, редакция, верстка)
Диакон Святослав Сёмак (техническое обеспечение)
Людмила Лавриненко (перевод, редакция)
Дмитрий Лавриненко (перевод)
Алексей Коломиец (редакция, изъяснение, перевод)
Артём Водич (техническое обеспечение)
Использованы материалы и переводы:
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (толкование)
Иеромонах АМВРОСИЙ (Тимрот) (перевод)
Священник Леонид Лутковский (перевод)
И.Н.Бируков, Е.Н.Бирукова (перевод)
Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!
Общество им. М. Н. Скабаллановича, на протяжении четырех лет занимается составлением и изданием брошюр с богослужебными текстами и их объяснениями. Благодарим вас за интерес к нашей работе, а также за молитвенную и материальную поддержку нашего проекта.
Мы постоянно совершенствуем материалы в брошюрах, поэтому каждый год, в изданные ранее брошюры, вносятся правки. Для нас важны Ваши отклики как положительные, так и критические, мы стараемся их учитывать в подготовке новых брошюр.
Мы стремимся не только переиздавать уже выходившие ранее брошюры, но и выпускать новые. Выход новых брошюр сдерживают малочисленность коллектива и несовершенство технологии, которую используют составители.
Уставщики, литургисты, переводчики с церковно-славянского языка и корректоры, заинтересованные в нашей работе могут обращаться к руководителю интеллектуальных проектов и сопредседателю Общества архимандриту Спиридону (Письменному).
Для усовершенствования технологии работы с текстами с декабря 2010 года Общество работает над созданием интернет-портала. Портал создается для облегчения коллективной работы, автоматизации сборки изменяемых богослужебных текстов, переводов и комментариев, а также выхода нашего проекта за пределы одного монастыря. Любой православный приход сможет иметь на портале персональный сайт, на котором будут публиковаться тексты, учитывающие особенности богослужения конкретного храма. Проектируется возможность автоматически получать материалы портала на уже существующий сайт или электронную почту. Портал реализуется на Atlassian Confluence, корпоративной wiki с механизмами социального взаимодействия, поддержкой групповой работы и мобильных браузеров. В октябре 2012 года Обществом приобретена лицензия на 500 авторов и неограниченное количество читателей.
Для дальнейшей работы над порталом Обществу требуется Front End Java Developer. Мы готовы рассматривать все варианты сотрудничества – членство на общественных началах, постоянная либо частичная занятость. Заинтересовавшиеся программисты могут обращаться к руководителю технических проектов и председателю Артемию Водичу тел. 050-331-86-23.
У всех вас, дорогие братья и сестры, смиренно просим молитв о здравии и спасении рабов Божиих архимандрита Спиридона, диакона Святослава, Алексея, Артемия, Любови, Людмилы, а также всех их близких и сродников.
Сердечно поздравляем вас со Светлым Христовым Воскресением — Пасхой Господней! Желаем всем вам всегда пребывать в любви Воскресшего ради нашего спасения Господа! Божие благословение да пребывает со всеми вами!
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!