Пояснительная записка

Орловское областное отделение Международного общественного фонда

«Российский фонд мира»

Утверждено на заседании Правления Орловского областного

отделения Международного общественного фонда

«Российский фонд мира»

17 января 2017 года, протокол №1

Рабочая программа к программе профессионального обучения вожатых «Вожатый» по предмету

«Нормативно-правовые основы деятельности отрядного вожатого детского оздоровительного центра»

   

 

Программу подготовили: председатель ОРОООО «РКЗМ» - Орловский Совет мира и согласия,

руководитель и автор программы «Международный Лагерь мира» ОООМОФ «РФМ»,

Методист БУ ОО ДО «ДООпЦ «Ёлочка»»

В.С. Жилина

Медицинская сестра Орловской детской областной клинической больницы

Е.В. Сигачева

 

2017 г.

 

Пояснительная записка

 Название «Детское оздоровительно-образовательное учреждение» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» объединяет возникшее в последние годы многообразие наименований и модификаций различных форм организации отдыха детей (детский центр отдыха и оздоровления, база детского отдыха, экологическая площадка, летняя школа, оздоровительный детский комплекс и др.) в один из видов учреждений дополнительного образования, осуществляющие свою деятельность согласно законодательству Российской Федерации об организации детского отдыха.

Основная функция летних центров – оздоровление, образование, воспитание и развитие детей в летний период; создание и организация деятельности временных детского и педагогического коллективов; рациональная организация свободного времени детей, максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывания детей в новом для них социальном и природном окружении.

Оздоровительно-образовательная деятельность признается основой функционирования этих учреждений. Под оздоровительной деятельностью понимаются создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной деятельностью подразумевается реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих самоопределение и творческую самореализацию детей в учебной (кружковой, клубной, студийной) и воспитательной работе оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

Итак, основными задачами ДООпЦ «Ёлочка» можно считать: создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализацию медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей.

Краеугольной основой содержания жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря в настоящее время является выполнение всеми специалистами-взрослыми и детьми положений и требований Конвенции о правах ребенка, ратифицированной нашим государством в 1990 г. Новая этика мирового сообщества в отношении детей, провозглашенная этим важнейшим документом, определяет принципиально новый подход мира взрослых к миру детства, основанный на признании приоритета запросов, интересов, потребностей детей, самооценки и суверенитета детской субкультуры, прав ребенка на особую заботу и помощь, защиту от принуждений и насилия со стороны взрослых.

Уникальность Конвенции состоит в практически полном охвате всех известных потребностей и прав детей. Этот документ касается не только широкого спектра вопросов социально-экономического характера (право детей на соответствующее питание, медицинское обслуживание и обучение), но и целого ряда прав, регламентирующих вопросы детского труда, предупреждения сексуальной эксплуатации детей, запрета на призыв несовершеннолетних на военную службу, создания условий для выживания беспризорных детей.

Конвенция создала предпосылки для закрепления на правовом уровне гражданских, политических, социальных, культурных и экономических прав детей.

В соответствии с Конвенцией дети имеют право на жизнь, гарантированные государством условия выживания, полноценное развитие, защиту от посягательств на физическое и нравственное здоровье, а также право на образование и полную подготовку к самостоятельной жизни в обществе, на воспитание в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности, на участие в общественной жизни.

В Российском законодательстве нормы в отношении детей содержатся почти во всех отраслях права. Права ребенка в Российской Федерации отражены в Конституции РФ, в законодательстве о здравоохранении, в брачно-семейном законодательстве, в законодательстве об образовании, в трудовом законодательстве и т.д.

Нормативная база загородных оздоровительных центров строилась на основании вышеуказанных документов и в ней предусмотрено создание условий для реализации каждым ребенком права на собственное мнение, свободный выбор среды общения, вида деятельности, права на объединение в малые группы, на доброе, уважительное и справедливое отношение со стороны взрослых. При этом учитывается, что отстаивание каждым ребенком своих прав не может ущемлять такие же права его сверстников, младших и старших товарищей, взрослых. Осознание собственных прав должно сочетаться с признанием прав других.

Реализация Конвенции о правах ребенка в условиях лагеря может проводиться на нескольких уровнях, предполагая изучение и осознание взрослыми прав ребенка, ознакомление самих детей с их правами, последовательный переход к новой этике отношений взрослых к детям.

Значимость каникулярного периода для оздоровления, воспитания, образования, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить.

Детские оздоровительные центры – это учреждения, целью которых является организация летнего оздоровительного отдыха и образовательной деятельности детей.

Проблемы организации работы летнего оздоровительно- образовательного центра вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- естественной продолжительностью детского возраста и преждевременным стихийным «взрослением» ребенка;

- педагогической заботой, контролем и желанием подростков иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством;

- необходимостью полноценного государственного субсидирования детского оздоровительно-образовательного лагеря и недостаточностью реальной финансовой поддержки его деятельности.

Содержание деятельности оздоровительно-образовательных центров должно быть направлено на разрешение этих противоречий.

Летний отдых детей связан обычно с множеством родительских волнений и тревог. Дети летом – это заботы, вопросы, противоречия между желаниями младших и возможностями старших.

Однако организация и содержание летнего отдыха детей касаются не только семей, они составляют важную общегосударственную задачу.

Цель данного модуля (предмета):  

Вооружить слушателей системой научно-практических знаний в области обеспечения безопасности, соблюдения прав и законных интересов детей при организации досуга, развитии детей и детских коллективов.

Задачи:

  • познакомить с нормативно-правовыми основами работы вожатого;
  • обеспечить усвоение слушателями необходимых знаний в области охраны жизни и здоровья детей, обеспечения безопасности, соблюдения их прав и законных интересов;
  • обучение слушателей приемам и навыкам оказания первой медицинской помощи, действиям вожатых в экстремальных условиях;
  • обучение формам и методам оздоровительной работы в отрядах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: