Тема 7. Средневековые кочевники евразии

Карпухин Никита ОБ-ИО-11

Волжская Болгария – это многолюдные города, смолкающие только вечером, базары и торжища, принимающие купцов со всех концов мира – от Европы до Китая, белокаменные мечети и могучие дубовые стены крепостей. Волжская Болгария – это полноводные реки, несущие на себе ладьи с товарами или дружинами булгарских князей, торные дороги, пересекающие густонаселенный край, густые леса и плодородные нивы. Крупнейшие города булгар по размерам и населению превосходили многие европейские столицы. Белокаменное узорочье Успенского и Дмитриевского соборов во Владимире несут отпечаток культурного влияния волжских и камских булгар на Древнюю Русь. Волжская Болгария – форпост восточной цивилизации, вынесенный на север, мост, связующий Запад и Восток. Но откуда нам все это известно?

Изучение археологических памятников Волжской Болгарии началось в конце 20-х годов XX в. и продолжается по сей день. Были провдены раскопки болгарских городов, небольших городищ-замков, селищ и могильников. Особенно можно выделить исследование в Балгаре и Биляре – столицах Волжской Болгарии.

Болгар был небольшим, хорошо укреплённым городом, окружённый оврагами и рвом. Население города составляли в большинстве своём ремесленники. У горожан-болгар преобладающим типом жилых построек были наземные деревянные дома с подпольями, глинобитными печами с трубами.  Интересно, что археологи не обнаружили следов княжеской резиденции, что говорит о том, что князь вёл полукочевой образ жизни.

За линией укреплений находился городской посад. Там археологами был открыт район русских ремесленников-ювелиров. Он существенно отличался от болгарского города, в первую очередь типом построек.

В 1236 году Болгар был разорён монголами, о чём говорит мощная прослойка угля в культурном слое города.

После этого, город на некоторое время стал столицей Золотой Орды. Была возведена мечеть, названная “Четырёхугольник”, в городе начали чеканить собственную монету.

Город к тому времени вырос, и состоял из центрального квартала, в котором находилась мечеть, ханский дворец и другие общественные здания. От центра города отходило несколько улиц, которые вели к воротам в город. У города был водопровод из глиняных труб, проходящих под мостовой.

Дома сооружали, как правило из кирпича. Использовалась характерная для золотой орды подпольная система отопления.

Как и в домонгольский период, в городе были кварталы иностранцев. Это говорит о том, что международные связи Болгара с приходом монголо-татар не были прерваны – город по-прежнему играл большую роль и был широко известен в Европе и Азии.

Биляр, в отличие от Болгара был более крпупным городом. В центре находился караван-сарай, окраины были заняты ремесленниками. Как и Болгар, Биляр был разорён монголами, однако позже так же был восстановлен.

Помимо известных по письменным источникам городов, на территории Волжской Болгарии в настоящее время известно более 20 небольших городищ X—XII вв., бывших, очевидно, феодальными замками.

Наиболее исследованным городищем является Тигашевское. Первоначально оно было языческим святилищем, представлявшим собой окруженную рвом прямоугольную площадь, разделенную деревянным забором (частоколом) на три части, с ямами и полуземлянкой у входа. Датируется оно Х в. В XI в. на месте святилища вырос княжеский замок, в котором было сооружено второе святилище с идолом в центре.

Вторым исследованным археологами городищем является Андреевское. Там открыты остатки жилого богатого дома, выстроенного из сосновых бревен, и ряд хозяйственных сооружений, в основном ям-зернохранилищ. Весь этот жилой комплекс был обнесен дубовым частоколом. Система укреплений была создана с учетом топографических условий местности: использованы естественные овраги, в наиболее слабых местах оборона усилена дополнительными валами. Этот замок, судя по материалу, был разрушен почти одновременно с тигашевским - в первой половине XII в.

Помимо городищ, было открыто около 300 деревень домонгольского периода. На некоторых из них проводились небольшие раскопки. Кроме полуземлянок, были обнаружены наземные сосновые срубные или же каркасные, обмазанные глиной дома. Печи в них, как и в полуземлянках, — глинобитные, полы - земляные или дощатые.

Сельское хозяйство:

В Волжской Болгарии была достаточно развитая земледельческая культура. Об этом свидетельствуют и многочисленные находки железных частей пахотных орудий: лемехов, чересел и сошников.

Для обработки почвы и рытья котлованов пользовались мотыжками, также принесенными болгарами из степей, а в XIII-XIV вв. появились тяжелые мотыги, имеющие аналогии в среднеазиатских синхронных древностях. Уборка урожая велась серпами, мало отличающимися от древнерусских, и косами-горбушами совершенной, почти современной формы. Зерно мололи ручными жерновами, характерными «салтовскими» (с отверстием для рукояти в верхнем жернове).

Ювелирное дело:

О собственном развитом ювелирном деле прежде всего свидетельствуют частые находки литейных форм (целых и в обломках), в которых отливались сложнейшие ювелирные изделия. В домонгольское время ювелиры Волжской Болгарии широко пользовались четырьмя приемами при изготовлении украшений и предметов туалета: литьем, плетением из тонкой проволоки, сканью и зернью. Чернь и эмаль, в совершенстве освоенные русскими ювелирами, не были известны болгaрaм. Черневые изделия только изредка попадали в болгарские города из Руси и Арабского халифата.

Примерно в середине XIII в. возникло у болгар производство характерных пластинчатых узких браслетов со схематическими звериными мордами на концах. С специальные мастера-котельщики занимались производством котлов. В домонгольское время они были медные, полушарные, склепанные из нескольких кусков. Ушки у них обычно ковались из железа, дужки тоже были железные, кованые. В золотоордынское время было освоено литье чугунных котлов. Для этого были предназначены особые печи в виде диаметром 1-1,2 м и высотой 1,5 м. Воздуходувные отверстия в них шли по спирали, что способствовало поддержанию постоянного жара в печи, а это давало возможность получать в ней чугун.

Чрезвычайным разнообразием и богатством характеризуются керамические изделия волжских болгар. В домонгольский период в поселениях сельского типа найдено очень много лепной керамики (горшков и мисок, украшенных богатым орнаментом). Сосуды эти принадлежали местному населению — угро-финскому. Ими пользовались вплоть до монгольского нашествия, причем не только в деревнях, но и в городах. Однако гончарная керамика разных типов и назначения в городских и деревенских слоях несомненно преобладает. Городские гончарные мастерские были исследованы в Болгаре.

Погребальный обряд:

Погребальный обряд волжских болгар начиная с Х в. (а в центральных районах и с конца IX в.) — мусульманский. Погребения совершались в простых ямах, головой на северо-запад в вытянутом положении, на спине с незначительным поворотом тела к югу - на правый бок, голова повернута направо — лицом к Мекке.

Несмотря на глубокое внедрение мусульманской религии и восточной культуры в сознание населения Волжской Болгарии, прочные народные основы языческой религии продолжали, по всей видимости, еще существовать в государстве и в какой-то степени проявлялись даже в золотоордынское время.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: