Урок теоретического обучения
Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru
ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право)
Дата
84 | 85 | 86 | 87 |
19.05 |
Курс: 2 Группа 87 Машинист крана (крановщик)
Тема программы: Раздел 7. Обобщение изученного
Урок 63-64 Познание. Уровни познавательной деятельности человека
Форма работы: электронное обучение.
Тип урока: урок повторения и обобщения материала
Цель урока: повторить сущность процесса познания, основные уровни и формы познавательной деятельности, характеризовать проблему познаваемости мира, проблему истины, формирование собственных взглядов на познаваемость мира, развитие умения сравнивать, делать выводы и обобщения.
Литература. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобазоват. учреждений: базовый уровень. / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: Просвещение, 2017
Учебник Никитин А.Ф. Обществознание. 10 класс: учебник для 10 классов общеобразоват учреждений. М.: «Просвещение», 2015.
Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.
https://docs.google.com/viewer?url=https%3A%2F%2Fs.11klasov.ru%2Findex.php%3Fdo%3Ddownload%26id%3D147%26viewonline%3D1
Основные понятия:
Познание — процесс обогащения человека новым знанием.
Истина – это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.
Относительная истина — это ограниченное верное знание о чём-либо, которое соответствует определенному уровню развития общества и которое может быть уточнено в будущем.
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о сложном объекте о мире, которое не может быть опровергнуто.
Объективная истина – знание, которое не зависит от субъекта (человека и общества) по содержанию.
Заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.
Социальное познание – это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Агностицизм (от греч. agnostos — непознаваемый) — философское учение, отрицающее
Вводная часть.
Человек всегда стремился к познанию истины.
Философов с древности интересовал вопрос о возможности познания мира?
Размышления об этом разделили философов на оптимистов, скептиков и пессимистов.
- Познаваем ли мир?
План.
1. Познание чувственное и рациональное.
2. Истина и ее критерии.
3. Особенности научного познания.
4. Социальные и гуманитарные знания
5. Многообразие человеческого знания
Основная часть.
Повторим, составим краткий конспект.
Что такое знание?
Знание – это результат познания
Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.
-Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем.
Познаваем ли мир?
Как вы думаете, познаваем ли мир?
Используя материал учебника заполняем таблицу.
Познаваем ли мир? | ||
Пессимисты | Оптимисты | Скептики |
Отрицают познаваемость мира | Утверждают, что мир принципиально познаваем | Признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания |
Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений.
Пессимисты
Агностицизм- учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей
Конвенционализм – философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными.
Оптимисты
Гносеологизм –философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно.
-Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте
Познание чувственное и рациональное.
Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали?
Существует две ступени познавательной деятельности.
Первая группа изучает материал и заполняет таблицу про чувственное познание. Вторая группа- рациональное познание.
формы | свойства | |
Чувственное познание | Ощущения | Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира |
Восприятие | Целостное отражение предметов в многообразии их свойств | |
Представление | Отражение некого «усредненного» образа. | |
Рациональное (логическое) познание | Понятие | Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей |
Суждения | Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается | |
умозаключения | Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение |
Рациональная познавательная способность связана с мышлением
Как схематично можно представить данное утверждение?
(Мышление речь язык)
-Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания.
Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов.
Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания?
Следовательно сторонниками рационального познания выступают….
1. Сенсуализм - утверждает приоритет чувственного познания.
2. Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум
Кто же прав?
Какой вывод можно сделать?
Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое.