Этап учебно-исследовательской деятельности | Операционная составляющая (действия на этапе) обучающегося | Операционная составляющая (действия на этапе) педагога |
Ориентирование | Выделение предметной области осуществления исследования | Указание определенных параметров выбора темы, при непосредственной опоре на интерес и мотивацию учащегося |
Проблематизация | Выделение и осознание проблемы - конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент времени ответа, постановка цели исследования | Создание проблемной ситуации посредством использования различных проблемных заданий |
Планирование | Формулирование задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска | Формирование среды, провоцирующей учащегося к самораспределению и самоуправлению, создание ситуаций, в которых учащемуся необходимо принимать самостоятельные решения |
Определение средств | Освоение способов действия, подбор и обоснование методов и методик исследования, ограничение пространства и выбор принципа отбора материалов исследования | Координирование учащегося при определении методов исследования, круга изучаемых источников, демонстрирование основ работы в библиотеке и сети Интернет, демонстрирование принципов работы с литературой |
Сбор материалов или проведение эксперимента | Сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных | Организация работы по сбору материалов, систематизация совместно с учащимся материала |
Анализ | Обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных | Проведение совместно с учащимся анализа полученных данных, критика отобранных идей, объяснение плюсов и минусов различных вариантов решения проблемы |
Рефлексия | Соотнесение собственных выводов с полученными ранее, с процессом проведения исследования, с существующими знаниями и данными | Корректирование выступления учащегося, разъяснение принципов публичного выступления, составление плана дальнейших исследований |
Общая схема учебного исследования такова:
|
|
1. Обоснование актуальности выбранной темы.
2. Выдвижение гипотезы. Гипотеза – предложение, еще не доказанная и не подтвержденная опытом догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения гипотезами не являются. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.
3. Постановка цели и задач исследования.
4. Определение объекта и предмета исследования.
5. Выбор методов (методик) проведения исследования.
|
|
6. Описание процесса исследования.
7. Обобщение результатов исследования.
8. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Методы исследования
Метод | Определение |
Наблюдение | Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений |
Описание | Фиксация сведений |
Измерение | Сравнение по общим признакам |
Эксперимент | Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого |
Сравнение | Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим |
Типы исследовательских работ
Выделяют три основные типа исследовательских работ:
1. Теоретическое исследование. В ходе данного исследования не предполагается проведение эксперимента. Однако это не означает, что у вас должен получиться реферат. Вы выполняете изучение и описание определенной проблемы, явления, действия, факта, а итогом являются выводы, сделанные на основе анализа собранной информации (данных).
2. Экспериментальная работа. Основу вашей исследовательской работы составляет эксперимент. Необходимо помнить, что эксперимент предполагает не просто наблюдение, а наблюдение с изменяемыми условиями. Итогом являются выводы, сделанные на основе анализа полученных данных в ходе эксперимента.
Также имеют место экспериментальные работы, выполненные на основе эксперимента, уже описанного в науке и имеющего известный результат. Такие работы носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку результатов в зависимости от изменения исходных условий.
Выделяют три типа эксперимента:
Естественный эксперимент. Наблюдение за объектом в домашних условиях или в естественных для объекта условиях.
Лабораторный эксперимент. Это наиболее распространенный тип экспериментальной работы. Результатом являются полученные в эксперименте данные, которые размещают в виде таблиц, диаграмм, графиков и в дальнейшем анализируют, сравнивают и делают выводы.
Вычислительный эксперимент. В связи с высоким развитием информационных технологий у школьников имеется возможность продемонстрировать свой уровень владения различными компьютерными программами. Вы можете написать программу, моделирующую какое-либо явление и провести исследование на основе этой программы. Иногда проводится исследование какой-либо зависимости с помощью математических приложений и готовых программ. Можно создать анимацию какого-то явления.
3. Теоретико-экспериментальная работа. Это наиболее высокий уровень проведенного исследования. Эксперименту предшествует теоретический расчет. Эксперимент должен подтвердить или опровергнуть полученные вами теоретические результаты. Может быть и наоборот. Сначала вы проводите эксперимент, а затем подтверждаете результаты теоретическим расчетом.