Внеурочная работа в целом

Внеурочная деятельность в школе представляет сбой проведение и организацию во вне учебных занятий определенных видов деятельности учеников, способствующих наиболее разностороннему развитию их индивидуальных способностей.

Участвуя в различных видах внеурочной работы, ребенок проявляет интерес к разнообразной деятельности, совершенствует свои знания и навыки, проявляет свои индивидуальные особенности и учится при этом жить в коллективе, а именно, проявлять заботу о товарищах, сотрудничать с другими школьниками.

Внеурочная деятельность в школе, будь она спортивная, творческая, познавательная, игровая или трудовая, способствует коллективному взаимодействию школьников, что в свою очередь производит определенный воспитательных эффект.

Основными целями внеурочной деятельности в школе являются:

1) создание условий для проявления самостоятельности и инициативы школьников;

2) воспитание стремления к продуктивному времяпрепровождению;

3) формирование культуры общения;

4) передача опыта, знаний, умений и навыков.

Организация внеурочной деятельности в школе способствует решению ряда важных задач, основными из которых являются:

1) выявление склонностей и способностей учеников к различным видам деятельности;

2) формирование системы знаний, умений и навыков;

3) развитие творческих способностей учеников;

4) создание благоприятных условий, способствующих проявлению уже приобретенных умений и навыков;

5) создание кружков и секций согласно потребностям и интересам учащихся;

6) воспитание силы воли и терпения для достижения поставленных целей.

Для успешного достижения поставленных целей в построении внеурочной деятельности в школе необходимо соблюдение следующих принципов:

1) Принцип креативности. Педагог должен способствовать развитию творческих способностей школьников, поддерживать желание заниматься коллективным и индивидуальным творчеством.

2) Принцип социальной значимости и успешности. Направленность усилий преподавателя на формирование у детей потребностей в достижении успеха. Важно, чтобы достижения ребенка были не только индивидуально значимыми, но и имели ценность для окружающих.

3) Принцип гуманистической направленности. Максимальное соблюдение и соответствие интересам и потребностям детей. Формирование условий для проявления индивидуальности ребенка, самореализации и самоутверждения.

4) Принцип вариативности. Наличие широкого спектра форм и видов внеклассной деятельности, возможность свободного выбора и добровольного участия в ней.

5) Принцип системности. Функционирование системы внеурочной деятельности школьников, устанавливающей взаимосвязи между всеми ее участниками, то есть учителями, школьниками и родителями.

В школе могут быть реализованы следующие виды внеурочной деятельности:

- познавательная деятельность,

-игровая деятельность,

-музейная деятельность,

-спортивно-оздоровительная деятельность,

- трудовая деятельность,

-проблемно-ценностное общение,

-творческая деятельность.

 

2. внеклассная работа по истории в школе:

– Общая характеристика.

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овладения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности.

В осуществлении внеурочной деятельности можно выделить два направления: расширение исторических знаний, приобретаемых на уроках и получение новых знаний. Внеурочная работа ставит своей целью углубление знаний, полученных школьниками на уроках, организовать процесс познания интересным и увлекательным. В педагогической практике сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций.

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. В отличие от классно-урочных видов деятельности, внеклассные занятия не ограничены временем. К тому же учитель при этом свободен в выборе содержания работы. При выборе содержания, организации форм всегда необходимо соблюдать принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Участие детей является добровольным, что делает внеурочную деятельность особенно привлекательной. Внеурочная работа осуществляется в свободное от уроков время и охватывает учащихся разных классов или части класса. Школьники выбирают занятия исходя из своих интересов, потребностей, желаний. Каждый имеет возможность проявить свои лучшие черты и качества, способности и умения. Во внеклассную деятельность часто вовлекаются родители, специалисты в сфере производства, науки, культуры и т.д., что способствует усилению интереса к изучению истории.

При подготовке внеклассных мероприятий необходимо уделять внимание оформлению помещения, где проходит встреча, конкурс, конференция и т.д. Это создает определенный настрой, эстетически воспитывает учащихся.

 

– Задачи внеклассной работы, ее особенности

– развитие самостоятельности учащихся в поиске исторического материала;

– развитие творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности;

– воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных отечественной истории;

– углубление стремления изучать события, исторических личностей, культуру и быт различных исторических эпох.

– оптимизация учебной нагрузки обучающихся.

 

– Содержание и формы внеклассной работы по истории

Внеклассная работа в школе протекает в разных формах, каждая из которых рассчитана на определенное количество учащихся и имеет свои качественные характеристики и особенности.

По длительности проведения виды внеурочной работы подразделяются на систематические, проводимые на протяжении всего учебного года (внеклассные чтения, кружки) и эпизодические (походы, экскурсии, встречи с ветеранами труда и войны, выпуски исторических журналов, просмотр художественных, документальных видеофильмов, историческая гостиная, виртуальные экскурсии, работа со средствами Интернет и СМИ).

Одна из форм – массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы – это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др.

Групповые формы внеклассной работы – это кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др. Такая форма внеклассной работы по истории, как экскурсии пользуются особой популярностью среди учащихся. А.Ф. Родин и Ю.Е. Соколовский определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности учителя и учащихся по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях (предприятие, исторические места и т. п.) или в музеях, на выставках в целях образования и воспитания школьников.

Индивидуальная работа по истории предполагает чтение исторической литературы, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, запись воспоминаний и др.

Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.

Индивидуальная работа учащихся – одна из важнейших функций учителя. Она требует от преподавателя умения показать, где найти ту или иную информацию, но овладеть ей каждый ученик должен самостоятельно. Планомерная индивидуальная работа учеников под умелым руководством педагога должна способствовать снижению страха перед неудачей, перед возможным критическим замечанием; появлению у школьников уверенности в себе, в своих возможностях; формированию привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению; развитию способности постоянного поиска знаний и умения их использовать и применять на практике; инициативности учащихся в решении задач творческого характера, достижению высокого уровня развития личности ученика.

В новосибирской лаборатории «Текст» Ю.Л. Троицким и его коллегами была разработана такая форма внеурочной деятельности, как написание детьми учебника. Что позволяет школьникам на основе изучения источников и исторической литературы формировать обоснованный взгляд на отдельные исторические периоды. Такая форма может охватить большое количество учащихся, т. к. работа над написанием учебника включает в себя массу разнообразных видов: создание иллюстраций, картографического материала, вопросов и заданий к параграфу, общий дизайн учебника и т.д. Недостаток такой формы – большая трудоемкость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: