Выберите в каждой ситуации те высказывания, которые наиболее соответствуют «Я – сообщению». Отметьте в ваших тетрадях № ситуации и № варианта ответа

Ситуация 1. Дети громко разговаривают во время обеда.

Ваши слова: 1. «Когда я ем, я глух и нем».

2. «Что вы так разорались, подавитесь. Вот тогда узнаете, как разговаривать во время еды».

3. «Мне не нравится, когда во время обеда громко разговаривают за столом».

 

Ситуация 2. Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выполнил часть домашнего задания по школе.

Ваши слова: 1. «Господи, ну когда же ты, наконец, делать уроки вовремя».

2. «Опять ничего не сделано. Когда это кончится? Мне это надоело. Будешь хоть до утра уроки делать».

3. «Меня беспокоит, что уроки до сих пор не сделаны. Я начинаю нервничать. Я хочу, чтобы уроки выполнялись до 8 часов вечера».

 

Ситуация 3. Вам необходимо сделать определенную работу дома (например: подготовиться к уроку, написать доклад) а ваш ребенок постоянно отвлекает вас: просит почитать, показывает свои рисунки.

Ваши слова: 1. «Перестань меня дергать. Займись каким-нибудь делом и не приставай ко мне, пока я работаю».

2. «Извини, я не могу сейчас с тобой поиграть. Я очень занята. Когда я закончу свою работу, то обязательно тебе почитаю».

3. «Я раздражаюсь, когда меня отвлекают. Я теряю мысль и начинаю злиться, мне это мешает быстро делать работу».

УПРАЖНЕНИЕ № 2

- В упражнении № 2 вам предлагаются карточки с описанием проблемных ситуаций и вариантами «Я – сообщение» и «Ты – сообщение», познакомитесь с их содержанием. Ситуации №1 и №2 вам предлагаются как образец.

               

Ситуация 1. Учитель объясняет материал на доске, ученик при этом разглядывает журнал.  
Пример «Ты – высказывания» «Ты закроешь свой журнал или нет? Когда ты начнёшь слушать? Я для тебя специально объяснять не буду»
Пример «Я – высказывания» «Меня беспокоит, что ты разглядываешь журнал во время объяснения. Я боюсь, что новый материал останется неусвоенным.
Ситуация 2. Ребёнок поел  и оставил тарелку и чашку на столе.
Пример «Ты – высказывания» «Ты опять не убрал за собой посуду? Сколько раз нужно тебе повторять, что после еды посуда убирается в мойку»
Пример «Я – высказывания» «Я расстраиваюсь, когда вижу грязную посуду на столе. Мне обидно.Я хочу, чтобы после еды посуда убиралась в мойку».

А теперь вам предлагаются проблемные ситуации, к содержанию которых необходимо составить «Я – сообщения» и «Ты – сообщения».

Ø Ситуация 3:    Твой учитель незаслуженно

обвинил тебя в том, что ты списал (ла) контрольную у соседа.

Ø Ситуация 4: Вы с другом договорились

встретиться на улице. Ты прождал (ла) его полчаса, но он так и не пришёл.

Ø Ситуация 5: Твой младший брат изрисовал

ручкой твои учебники.

Задание:  теперь обменяйтесь своими листами с содержанием высказываний со своими партнёрами, прочитайте их и попробуйте отследить, какое эмоциональное состояние возникает у вас на «Ты – сообщение» и какое на «Я - сообщение», зафиксируйте их. Оцените правильность формулирования высказываний у вашего партнёра, аргументируйте свою оценку, подпишите свою фамилию как эксперта. (Критерии на оценочных листах)

 

 

УПРАЖНЕНИЕ № 3

 - А теперь предлагается работа в малых группах (упражнение № 3, примеры ситуаций). Участникам каждой малой группы необходимо вспомнить реальные проблемные ситуации, включающие нежелательные действия детей, которые возникали у вас во время практики в ОУ, летней практики в оздоровительных лагерях, в процессе реального общения с детьми (с братьями, сёстрами и др.). Для тренировочных упражнений таких ситуаций должно быть не менее трёх. Задание состоит в том, чтобы выбрать одну из ситуаций и составить к ней несколько вариантов «Я - сообщений» (не менее трёх вариантов, используя личные местоимения «Я», «Мне», «Меня») – упражнение № 3, слайд № 17, листы с примерами ситуаций.

Примеры ситуаций:

1.Ученик в школе на перемене специально караулит спешащих детей в коридоре и ставит им подножки. Очень радуется, когда те падают.

2. Мама в присутствии ваших друзей повела себя с вами как с маленьким ребёнком, накричала на вас.

3. Девочка отвлекается весь урок на «тамагочи».

4. Ученик принёс в класс мобильный телефон.

5. Ученики на уроке затеяли спор между собой, мешая учителю объяснять новый материал.

6. Ребёнок не выполнил домашнее задание и сказал, что забыл тетрадь дома.

7. Ученик получил двойку и исправил её в дневнике.

- Теперь группы обменяются ситуациями и попробуют оценить правильность формулирования «Я – высказываний» по каждой проблемной ситуации (критерии на оценочных листах, эксперты укажите свои фамилии и поставьте баллы).

Выводы по уроку.

- А теперь подведём итоги нашей работы.

На прошлых занятиях мы познакомились со способами педагогического воздействия на детей. Вспомните и назовите их.

- В каких способах педагогического воздействия можно использовать «Я – сообщения», а в каких «Ты – сообщения»?

- Подумайте и скажите, какой тип высказываний было труднее формулировать: «Я – высказывание» или «Ты - высказывание»? Почему?

- На прошлых занятиях мы рассматривали различные позиции в общении по теории трансактного анализа Э. Берна, назовите их. С какой позицией соотносятся высказывания «Я - сообщение» и «Ты – сообщение»?

- Мы с вами изучили стили педагогического общения и стили руководства общением. Попробуйте соотнести с ними типы «Я – высказывания» и «Ты – высказывания».

- Какой вывод Вы можете сделать по содержанию урока, по использованию техник конструктивного взаимодействия с детьми? Какие из них ведут к повышению самооценки ребёнка, стремлению к саморазвитию, а какие негативно влияют на развитие личности, его самооценку, тормозят активность детей, строят барьеры в процессе общения и взаимопонимания?

           - Переходим к рефлексии своей деятельности на занятии. На листах самооценки поставьте себе баллы в каждой колонке в соответствии с признаками компетенции, в последней колонке поставьте общий балл и рядом оценку за свою деятельность. Внизу оценочного листа напишите краткое резюме о степени овладения вами техникой «Я – высказывания», а также укажите ваше впечатление об уроке.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: