Формула логопедического заключения:
структура речевого дефекта + форма речевой патологии.
Структуру речевого дефекта составляют звуковая и смысловая стороны речи.
Звуковая сторона речи включает в себя:
Ø звукопроизношение;
Ø различение и дифференциацию звуков;
Ø анализ и синтез;
Ø слоговую структуру.
Смысловую сторону речи составляют:
Ø лексический запас;
Ø грамматический строй речи;
Ø связная речь.
К формам речевой патологии относятся:
Ø Дислалия.
Ø Дизартрия, дизартрический компонент.
Ø Ринолалия.
Ø Алалия и др., т. е. это все те клинические заключения, которые пишет врач.
Таким образом, если речевая неполноценность первична, то могут быть следующие логопедические заключения:
для детей от 2,5 до 5-и лет:
· ОНР (1-2 ур.)_______________________ Срок обучения 3 – 4 года.
· ЗРР, если первые слова и фраза появились поздно, и это заключение чаще всего отражено в справке от невролога. ЗРР – только до 3-х лет.
· Заикание__________________________ Срок обучения 1 год.
|
|
· Темповая задержка речевого развития, если первые слова и фраза, по анамнезу, появились в срок, но дальнейшее развитие речи не наращивает в соответствии с нормой:
- медленно наращивается словарь,
- с отставанием формируется слоговая структура слов, грамматические категории языка.
Детей с ЗРР и темповой задержкой речевого развития в 5 лет смотрим вторично и устанавливаем логопедическое заключение в соответствии с возрастом.
С 5-и лет:
· ФН (фонетическое недоразвитие речи, или Срок обучения
дефекты произношения звуков)___________________от 2-3х до 6-и мес.
· ФН (фонематическое недоразвитие)_______________________6 мес.
· ФФН__________________________________________________________1 год.
· ОНР (III ур.)_________________________________________________2 года.
ОНР (I и II ур.) у детей этого возраста тоже могут быть. ОНР (IV ур.) диагностируем в школе.
· Заикание _________________________________________ 2 года.
С учётом формы речевой патологии (там, где это имеет место) логопедические заключения могут выглядеть так:
*******************************************************************************
ЗРР у ребёнка с дизартрией;
Темповая ЗРР у ребёнка с дизартрическим компонентом;
ФН у ребёнка с заиканием;
ФФН у ребёнка с расщелиной твёрдого, мягкого нёба,с сум-
букозной щелью (оперированного или неоперированного)
*****************************************************************************
ФН и ФФН при указанных выше формах речевой патологии – Срок обучения-2 года.
|
|
*******************************************************************************
у ребёнка с дизартрией;
ОНР у ребёнка с дизартрическим компонентом;
(I-II-III уровень) у ребёнка с моторной или сенсорной формой алалии;
у ребёнка с расщелиной твёрдого, мягкого нёба, с сумбу-
козной щелью (оперированного или неоперированного);
у ребёнка с заиканием.
******************************************************************************
НВ ОНР ( не резко выраженное ОНР) – снято из обращения самим автором: Ястребовой А.В.
******************************************************************
Двуязычие – это не речевая патология. Это трудности в усвоении другого языка. Дети с двуязычием (если у них нет снижения языковой способности и соответственно не нарушен родной язык) не являются объектом обучения для логопедов.