ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Педагогическое образование: начальное образование
Семестр, зачет
Практические занятия
Дорогие коллеги-студенты, поздравляю Вас с началом нового семестра, новый семестр – это новые цели и задачи, новые возможности, новые успехи, новые открытия! Я рада началу нашего взаимодействия в этом семестре в рамках изучения курса «Естествознание с методикой преподавания предмета «Окружающий мир», надеюсь, что наши практические встречи станут площадкой для профессионального диалога, платформой обмена наилучшими практиками в области естествознания и методики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
С уважением и надеждой на продуктивное сотрудничество,
Дмитракова Василиса Васильевна,
ассистент кафедры психологии и педагогики детства
Естественнонаучный содержательный блок (базовое содержание) по разделам
«Тела и Вещества», «Звезды и планеты», «Атмосфера и гидросфера»
Хорошим помощником для изучения, повторения материала и выполнения заданий станет книга: Сазанова, Т.В. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 288 с.
|
|
Инстаграм-аккаунт «Мир вокруг нас (интересный окружающий мир)» - https://www.instagram.com/_mirvokrug_nas/ (ведут студенты нашего института).
ЗАДАНИЕ № 1
«Интеграция теории и методики в рамках изучения раздела «Тела и вещества»: Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства.
Выполните задания по темам раздела «Тела и вещества» на платформе Учи.ру, логин и пароль для входа каждого студента см. в Приложении. Оцените представленные задания с методической точки зрения (целесообразность, соответствие теме, на каком этапе урока можем использовать, на что направлено упражнение и т.п.).
Дедлайн: 18.05.2020 до 15.00
Форма сдачи: выполнение заданий проверяется преподавателем в онлайн-формате на базе образовательной платформы Учи.ру
Критерии оценки (зачтено / не зачтено):
‒ выполнены задания на портале Учи.ру (более 80 %).
ЗАДАНИЕ № 2
«Интеграция теории и методики в рамках изучения раздела «Звезды и планеты»: Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
|
|
Выполните задания по теме «Звезды и планеты», размещенные в Google-форме https://forms.gle/SxbZf9KbBroDZLwM6
Дедлайн: Google-форма будет открыта в период с 04.05.2020 по 18.03.2020 до 19.00
Форма сдачи: задание выполняется в онлайн формате, проверяется преподавателем на основе ответов Google-формы.
Критерии оценки:
ü выполнено менее 50% правильных заданий (2);
ü выполнено 50-70% (3);
ü выполнено 71-85% (4);
ü выполнено 86-100% (5).
ЗАДАНИЕ № 3
«Интеграция теории и методики в рамках изучения раздела «Атмосфера и гидросфера»: Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Easy-To-Read: говорим «Простыми словами». В парах подготовьте ответ на вопрос по разделу «Атмосфера и гидросфера», простым и доступным языком для любого читателя, так, чтобы ответ был понятен первокласснику (ответ не скопированный с интернета, а тема изучена и представлена в самостоятельно написанном тексте, графике, рисунке и т.д.). Подумайте, как можно сказать о сложных вещах простыми словами (ответ может быть представлен в любой творческой форме – например, комикс, сказка и т.п.).
! каждая пара готовит ответ на один вопрос
Вопросы:
‒ Как формируются течения?
‒ Что такое «водные массы»?
‒ Какую работу совершают реки?
‒ Какие силы формируют приливы и отливы?
‒ Что такое циркуляция водных потоков?
‒ Почему воздух в атмосфере постоянно перемещается?
‒ Как возникает тёплый и холодный фронт?
‒ Откуда берутся облака?
‒ Как по облакам определять погоду и её изменения?
‒ Откуда берутся дождь и снег?
‒ Что такое ветер?
‒ Кто управляет погодой?
Дедлайн: 18.05.2020 до 15.00
Форма сдачи: документ с ответом на вопрос направляется старосте (или любому выбранному ответственному), имя файла ФАМИЛИЯ_ОТВЕТ НА ВОПРОС_АГ, ответственный собирает документы всех студентов и направляет на адрес преподавателя v.v.dmitrakova@utmn.ru в обозначенные сроки.
Критерии оценки (зачтено / не зачтено):
‒ содержательность и логичность (ответ на вопрос четкий, понятный, логичный, содержание соответствует вопросу);
‒ творческий подход к выполнению задания.
Методический содержательный блок: содержание в начальном образовании, логика построения в рамках раздела, предметные результаты, формы, методы приёмы, используемые при изучении раздела, анализ практического опыта учителей
занятие на платформе Zoom
Практическое занятие
«Нормативно-правовые основы преподавания предмета
«Окружающий мир» в начальной школе»
Требования к готовности студентов:
‒ наличие доступа в интернет;
‒ тетрадь для записей;
‒ документы: ФГОС НОО, Примерная основная образовательная программа начального общего образования, Примерная программа по «Окружающему миру».
|
|
7.05. 2020 (14.05.2020) – занятие на платформе Zoom
Практическое занятие
«Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования»
ЗАДАНИЕ № 1 (выполняется после пары):
Сконструировать (обращаю внимание, не найдите в интернете, учебниках и т.п., а именно самостоятельно разработайте) задания по конкретному УУД в рамках заданных тематик для очного и онлайн обучения (по три упражнения каждого формата разного типа). Пропишите методический комментарий к каждому заданию для преподавателя (цель упражнения, критерии оценки, на что стоит обратить внимание при организации работы по данному упражнению, основные особенности конкретного типа задания (достоинства, недостатки) и др).
По итогам проделанной работы пропишите вывод об отличительных особенностях заданий для дистанционного обучения (выполнения) и классных заданий, какие методические принципы важно соблюдать, на что стоит обратить внимание именно при изучении данной темы в дистанционном формате и подготовке заданий, какими ресурсами можно воспользоваться.
Дедлайн: 18.05.2020 до 15.00
Форма сдачи: документ с разработанными заданиями направляются старосте (или любому выбранному ответственному), имя файла ФАМИЛИЯ_УПРАЖНЕНИЯ, ответственный собирает документы всех студентов и направляет на адрес преподавателя v.v.dmitrakova@utmn.ru в обозначенные сроки.
Критерии оценки (зачтено / не зачтено):
‒ представлены 6 самостоятельно разработанных заданий разного типа;
‒ задания целесообразны и соответствуют изучаемой тематике;
‒ задания методически обоснованы: методически грамотно представлены всенеобходимые компоненты методического комментария, представленные взадании;
‒ вывод аргументирован, обозначены отличительные особенности, имеющиеся ресурсы.
ЗАДАНИЕ № 2
Изучить современные интерактивные методы, приёмы и средства обучения (смотрим конспекты уроков, читаем блоги, форумы, интернет платформы, методические пособия и т.п.), выбрать один понравившийся метод (обсудите в группе, чтобы не было повторов), представить его основную характеристику, специфику применения, методический комментарий (достоинства, недостатки, образовательный потенциал, ценность использования в образовательном процессе, специфика применения и т.п.), подумайте, как можно реализовать данный метод в рамках изучения раздела «Тела и вещества», «Звезды и планеты», «Атмосфера и гидросфера». Работа выполняется в парах / тройках. Регламент представления – 3-5 минут.
|
|
* старайтесь выбирать новые интересные методы, приёмы и средства, которые еще не изучали, чтобы пополнить собственную копилку методов и приёмов обучения (например, метод «аквариум», интерактивные тетради, формула ПОПС и др.).
Форма отчетности: один слайд, на котором в наглядной форме представлена основная информация о конкретном методе, приёме или средстве: цель, ценность конкретного метода, краткое описание специфики, особенности применения, достоинства / недостатки и т.п.
Дедлайн: 21.05.2020 (представление на паре)
Критерии оценки (зачтено / не зачтено):
‒ содержательность и логичность (описание методики доступно, понятно, представлен методический комментарий, предложены варианты применения по данной конкретной тематике);
‒ наглядность (материал структурирован, минимальное количество текста – информация представлена с использование иллюстративного материала (инфографика приветствуется);
‒ творческий подход к выполнению задания.