Информационный блок.
План
1. Эмоции: понятие, функции
2.Классификация эмоций
3.Эффективные способы контроля эмоций
1. Эмоции: понятие, функции
В современной науке существует несколько определений эмоций, т.к. не существует единой теории эмоций.
Эмоции (в пер. с лат. потрясать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивациями, отражающих в форме непосредственных переживаний значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Ч. Дарвин утверждал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространённые формы эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
|
|
Различают эмоции и чувства. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции связаны с первоначальными впечатлениями от окружающей среды.
Чувства - это более сложное, чем эмоции, постоянное, устоявшееся отношение личности к тому, что она познаёт и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются устойчивостью и длительностью, определяют динамику и содержание эмоций, имеющих ситуативный характер. Например, чувство любви проявляется в эмоциях радости при успехе любимого человека, огорчении при его неудачах.
Эмоции свойственны и человеку и животным, а чувства присущи только человеку, т.к. они социально обусловлены и представляют собой высший продукт культурно-эмоционального развития человека.
Например, чувство долга, собственного достоинства, патриотизма и т.п.
Источником эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в нашем сознании окружающая действительность, а с другой - наши потребности.
Физиологической основой эмоций являются процессы, происходящие в коре головного мозга.
Функции эмоций.
1. Сигнальная (коммуникативная) - выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими или пантомимическими, изменениями голоса, вегетативными изменениями. Данные проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям, какие эмоции испытывает человек, позволяют передать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. В эмоциональном переживании отражается жизненная значимость действующих на человека факторов.
|
|
2. Оценочная - выражает оценку человеком действующих на него раздражителей, явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность действующих факторов и реагировать на них.
3. Регулятивная - выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся препятствия. Регулятивные механизмы позволяют снять избыток эмоционального напряжения.
4. Побудительная (стимулирующая) - определяет направление поиска способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и своё пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека действовать.
5. Подкрепляющая - выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти.
6. Переключательная - обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (например борьба между страхом и чувством долга).
7. Приспособительная - эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность приспособиться к окружающим условиям.
8. Стоп – фактор - деятельность побуждается потребностью, которая выражается определённой эмоцией. При встрече с непреодолимым препятствием для удовлетворения потребности эмоция останавливает активность по отношению к этому предмету. Как только деятельность становится неуспешной, нерентабельной, она прекращается.
9. Дезорганизующая функция – способность нарушать целенаправленную деятельность.
10. Следообразование - эмоции способны оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нём те воздействия, удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили.
11. Функция разрядки психических напряжений - сюда относят группу психосоматических состояний.
12. Отражательная - эмоции отражают особенности внешнего мира.
Классификация эмоций
Основные формы эмоциональных состояний: собственно эмоции, чувства, аффекты, настроения, стрессы.
Эмоции различаются по модальности (качеству), интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, форме, уровням проявления в строении психического(высшие- низшие), по психическим процессам, с которыми они связаны, потребностям, по предметному содержанию и направленности (на себя, на других, на будущее и т. п.), по особенностям их выражения, по нервному субстрату и т. п.
Модальность как составное свойство эмоций определяется соотношением трёх двухполостных компонентов: удовольствие - неудовольствие, возбуждение- успокоение, напряжение- разряжение (В. Вундт).
Можно выделить следующие виды эмоций.
Положительные: ( удовольствие, радость, симпатия и т.п.)
Отрицательные: ( горе, тоска, тревога, обида и др.)
Нейтральные: (любопытство, удивление, безразличие и др.)
Положительные и отрицательные эмоции сопровождают человека в течение всей жизни. Человек постоянно эмоционально отражает воздействие окружающей среды. Сила проявления эмоций, их направленность и воздействие на психосоматику человека индивидуальны. Одни и те же явления вызывают у разных людей различающиеся эмоции. Знак эмоции, её степень определяется возможностью удовлетворения или достижения определённой потребности. При низкой вероятности достижения потребности возникает отрицательные эмоции, мобилизующие вегетативно - энергетические ресурсы организма на преодоление препятствий для достижения потребности.
|
|
Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребности, вызывают удовольствие, расслабляющее нервную систему, дающее не только психический, но и физический отдых. П. Анохин сравнивал эмоции со своеобразными пеленгами различных внутренних состояний и внешних воздействий, одни из которых полезны, а другие вредны.
По влиянию на процессы жизнедеятельности эмоции делятся на:
- стенические: повышают жизнедеятельность, улучшают кровообращение, дыхание, обмен веществ. Это радость, уверенность, торжество.
- астенические: угнетают и подавляют процессы жизнедеятельности,угнетают кровообращение и дыхание,особенно неблагоприятно сказываются на кровообращении мозга.