СОЛЬФЕДЖИО. ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Звукоряд
Звукоряд, звукоряд Вышли ноты на парад Их скрипичный ключ ведет В звукоряде восемь нот.
Штиль
это палочка возле ноты. Если нота пишется ниже 3 линейки, то штиль у неё ставится справа вверх.
Если нота пишется выше 3 то штиль у нее ставится слева вниз.
Ребро
это палочка, которая соединяет две ноты.
Доля
это шаг в музыке.
Акцент
это ударение в музыке.
Сильная доля
это доля с акцентом.
Слабая доля
это доля без акцента.
Такт
это расстояние от сильной до следующей сильной доли.
Тактовая черта
это черта, которая отделяет один такт от другого.
Размер
это чередование долей в такте.
Размер две четверти
это такт, в котором две доли: первая доля - сильная, вторая доля - слабая.
Счет: раз - и, два - и.
Схема дирижирования
2и |
|
| 2и | |
|
| |||
1и | 1и |
Полутон
это самое маленькое расстояние между двумя нотами.
13. Тон
это два полутона.
|
|
14. Лад
это дружная семья звуков. Все звуки в ладу называются ступеньками. Всего семь ступенек.
15. Тоника
это первая, самая главная ступенька в ладу.
16. Устойчивые ступеньки
это те ступеньки, на которых можно остановиться: 1, 3, 5.
17. Неустойчивые ступеньки
это те ступеньки, на которых нельзя остановиться: 2, 4, 6, 7
18. Неустойчивые ступеньки разрешаются в устойчивые:
2 в 1, 4 в 3, 6 в 5, 7 в 1.
19. Вводные ступени
это те ступеньки, которые разрешаются, вводят в тонику: 2 и 7.
20. Гамма
это 8 ноток, которые выстроились подряд.
21. Гамма До мажор
эта гамма, у которой 1-я ступенька (тоника) - до, лад - мажорный.
22. Строение мажорной гаммы
тон, тон, полутон, три тона, полутон.
23. Главные ступени
1 - тоника,
4 - субдоминанта,
5 - доминанта.
24. Трезвучие
это три звука, взятые через один.
25. Главные трезвучия
это трезвучия, построенные от главных ступенек: от 1 ступеньки - Тоническое трезвучие Т (мама) от 4 ступеньки - Субдоминантовое трезвучие 8 (послушная дочка) от 5 ступеньки - Доминантовое трезвучие Д (непослушная дочка).
26. Музыкальная фраза
это кусочек песенки, в конце которого можно остановиться.
27. Ключевые знаки
это диезы и бемоли, которые ставятся возле ключа и действуют на всю песенку.
28. Случайные знаки
это диезы или бемоли, которые ставятся возле ноты и действуют только в одном такте.
29. Затакт
это неполный такт, с которого начинается песенка. Песенка, в которой есть затакт, всегда начинается со слабой доли. Затакт и последний такт вместе образуют целый такт.
Гамма Соль мажор
ключевой знак фа диез, 1 ступенька (тоника) - соль, лад - мажорный.
|
|
Гамма Фа мажор
это гамма, в которой ключевой знак си бемоль, тоника - фа, лад мажорный. это
Транспозиция
перенесение мелодии из одной тональности в другую.
Размер три четверти
это такт, в котором 3 доли:
1-я доля сильная, 2 - я и 3 - я слабые.
Счет: раз - и, два - и, три - и.
Схема дирижирования
Размер четыре четверти
это такт, в котором 4 доли, каждая доля четвертная. Это сложный размер, потому что его можно разделить на два простых размера: две четверти и две четверти.
Схема дирижирования
Группировка
это разделение нот на группы по долям и тактам.
Гамма Ре мажор
это гамма, в которой ключевые знаки фа диез и до диез, тоника - ре, лад - мажорный.
Тональность
это высота лада.
Тональность = тоника + лад
До мажор
Тоника лад
Одноименные тональности
это тональности, у которых тоника («имя») одинаковые, а лады («отчества») разные. До мажор - до минор. Одноименные тональности отличаются 3,6,7 ступенями: в мажоре они высокие, а в миноре низкие.