Учебно-методический план занятия № 21
Дата: 21.05.2020 |
Группа: 3Ц-9-ДК (девушки) по рабочей профессии 17244 «Приемосдатчик груза и багажа с присвоением второй профессии (смежной) профессии - приемщик поездов)» |
Срок сдачи: 21.05.2020 |
Междисциплинарный курс: Технология грузовой и коммерческой работы в сфере грузовых перевозок
Преподаватель: Агеева М. М.
Тема: Актово-претензионная работа.
Вид занятия: лекция
Печатные издания, электронные издания (электронные ресурсы):
1. Организация перевозок грузов: учебник для колледжей и техникумов ж.-д. транспорта / В.П. Перепон. – М.: Альянс, 2017.
Домашнее задание: 1. Проработать материал и источники; 2. Дать ответы на контрольные вопросы.
Ход занятия
Пояснения к работе:
Составление и регистрация коммерческих актов
В соответствии со статьей 119 Устава обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом удостоверяется коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
|
|
Коммерческий акт (форма ГУ-22) является документом, удостоверяющим обстоятельства, которые служат основанием для ответственно ста перевозчика, грузоотправителей, грузополучателей, иных организаций, пользующихся услугами транспорта, пассажиров при осуществлении перевозок по железным дорогам.
Коммерческий акт необходим для предъявления к перевозчику претензии и иска в случае недостачи, порчи, повреждения груза или грузобагажа.
Коммерческие акты позволяют перевозчику проводить расследование причин и выявлять виновных в хищениях, недостачах, порчах, повреждениях грузов, принимать меры для предупреждения таких случаев.
Коммерческий акт при перевозках грузов составляется для удостоверения следующих обстоятельств: -несоответствие наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе; повреждение (порча) груза и возможные причины такого повреждения; обнаружение груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов б/гр.; возвращение перевозчику похищенного груза; - непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза.
Коммерческий акт составляется в день выгрузки груза или в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. В соответствующих случаях в местах общего пользования коммерческий акт составляется в день выдачи грузов грузополучателю.
|
|
Если коммерческий акт составляют на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр прилагается к накладной и следует с ней до станции назначения. При этом станциями на оборотной стороне накладной в графе 5 «Отметки перевозчика» указывается номер акта, дата его составления и о чем составлен акт (например, «о недостаче... мест», «о недостаче массы... кг» и т.п.). Эта запись удостоверяется подписью работника, на которого возложена эта работа и штемпелем станции.
Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй экземпляр выдается грузополучателю по его требованию в течение трех дней. Выдача коммерческого акта грузополучателю производится при предъявлении доверенности на получение груза, а для физических лиц— паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица под подписью на экземпляре коммерческого акта, оставшегося в делах станции.
Третий экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции, составившей коммерческий акт.
Приложения к коммерческому акту
К первому экземпляру коммерческого акта, высылаемому на расследование, должны быть приложены применяемых ЗПУ с нанесенной на него информацией. Для закрепления используются имеющиеся в этих частях ЗПУ отверстия. Кроме того, к коммерческому акту прилагаются: подлинный вагонный лист; акт о техническом состоянии вагона (контейнера), если несохранность произошла или могла произойти в связи с неисправностью вагона (контейнера); копия коммерческого акта попутной станции, копия сертификата качества или удостоверения о качестве при перевозке скоропортящихся грузов, копия ветеринарного свидетельства при перевозке животных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, копия сертификата, удостоверяющая отсутствие в грузах карантинных организмов, и другие документы, требуемые Инструкцией по актово-претензионной работе.
Акты общей формы и иные акты, являющиеся основанием для ответственности участников жд перевозки
Акты общей формы (форма ГУ-23) также служат основанием для ответственности участников железнодорожной перевозки. В отличие от коммерческих актов, оформляемых только в определенных случаях, перечень которых является исчерпывающим, акты общей формы удостоверяют обстоятельства, не связанные с изменением количества и качественного состояния груза и не требующие составления коммерческого акта. Например, утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной, задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, неочистка вагонов, контейнеров после выгрузки средствами грузополучателя.
Акт о техническом состоянии вагона (контейнера) составляется, как правило, в день обнаружения неисправности вагона (контейнера) и не позднее дня составления коммерч. акта.
Особое внимание при оформлении акта следует уделять описанию выявленной неисправности вагона, контейнера и причин ее возникновения. В акте дается заключение о возможности утраты или порчи груза вследствие выявленной неисправности. Акт о техническом состоянии вагона должен быть подписан работниками, принимавшими участие в осмотре вагона: от вагонного депо — мастером вагонного депо или по его поручению осмотрщиком вагонов, от станции—по поручению начальника станции работником станции.
Вскрытие на станциях вагонов, контейнеров, автомобилей, тракторов и других самоходных машин на открытом подвижном составе для проведения пограничного, таможенного, санитарного, фитопатологического и других видов контроля и проверок удостоверяется актом вскрытия вагона, контейнера, автомобиля, трактора или другой самоходной машины для проведения пограничного, таможенного, санитарного, фитопатологического и других видов контроля и проверок.
|
|
Акт вскрытия составляется станцией в трех экземплярах при перевозке импортных грузов, в четырех экземплярах — при перевозке грузов на экспорт.
При обнаружении в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях цистерн и бункерных полувагонов с остатком более нормы, установленной правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров, после выгрузки составляется акт о недосливе цистерн (бункерных полувагонов), обнаруженном в пункте налива или на промывочно-пропарочной станции, формы ГУ-7а в четырех экземплярах. Акт подписывает приемосдатчик станции и осмотрщик цистерн. На оборотной стороне акта о недосливе цистерн (бункерных полувагонов) указывается количество часов, в течение которых цистерна находилась под сливом. Эти данные подтверждаются подписями начальника пункта налива или начальника промывочно-пропарочной станции и бригадира с наложением печати или штемпеля.
При экспертизе составляется акт экспертизы, который подписывается экспертом, а также другими специалистами, которые были привлечены к проведению экспертизы, начальником станции и представителем грузополучателя, если он принимал участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза.
О проведенной экспертизе должна быть сделана отметка в разделе «Е» коммерч. акта.
О повреждении вагона составляется акт о повреждении вагона формы ВУ-25, а о повреждении контейнера — акт о повреждении контейнера формы ВУ-25к.