Сущность и структура правовых отношений

Правовые отношения – это все социальные взаимодействия, детерминированные правом. Они охватывают и материальную, и духовную жизнь общества. Например, право через нормированную законами деятельность вплетено в экономические отношения – в отношения производства, обмена, потребления и распределения материальных благ; это закрепление юридических прав на собственность и др.

Люди, занимающиеся производственной деятельностью, вступают друг с другом не только в производственные, но и в правовые отношения. В частности, в сфере собственности они касаются права владения и не владения. В этом смысле отношения собственности становятся правовыми. Сами правовые отношения активно влияют на экономические отношения, тормозят или ускоряют их развитие. Правовые отношения тесно связаны с политикой (политическими отношениями), моралью (нравственными отношениями).

Несоответствие правовых отношений изменившимся экономическим, экологическим, демографическим и другими материальным условиям порождает конфликтные ситуации, ведёт к обострению социальных противоречий. Будучи зависимыми, от экономических отношений и призванными защищать их, правовые отношения не всегда «поспевают» за изменениями материальной жизни. Это происходит, прежде всего, потому, что правовые отношения выражают интересы не всего общества, а определённых групп (классов, кланов, конфессий, властной элиты), которые заинтересованы в сохранении удовлетворяющего их статус-кво. В силу этого правовые отношения становятся субъективизированными, а правовая деятельность организуется таким образом, чтобы защитить властные и экономические интересы господствующей группы.

Таким образом, правовые отношения формируются в процессе деятельности индивидов, социальных групп, регламентированной правовыми нормами. Такие отношения являются объектно-субъектными так как зависят от объективных условий, и от субъективного права.

Содержание и структура правоотношений обусловлены правовым сознанием, которое выступает главным источником правопорядка.

Правовое сознание – это осознанная правовая реальность, жизненный мир человека, отражённый с точки зрения законного и незаконного в идеях, теориях, научных и эмпирических знаниях, обычаях и традициях, чувствах и эмоциях.

Правосознание выражает отношение людей к действующему праву, представление о правомерных и неправомерных формах поведения.

Основным содержанием правового сознания выступает знание о требованиях установленных норм. Человек всегда имеет представления о содержании требуемого и о последствиях в виде санкций в случае несоблюдения нормы. Правосознание не просто отражает объективные общественные отношения, но и предполагает индивидуальную оценку законодательства с позиций справедливости.

В процессе развития общества возникает потребность в установлении общих для всех членов правил производства, обмена, потребления и распределения материальных благ, эти правила – непреложное условие функционирования общества. Постепенно в этом обществе формируются знания об этих «общих правилах», то есть они, общие правила, осознаются.

По своей природе правосознание идеально, являясь отражением правовой реальности, материальных отношений. Однако, будучи отраженным и осознанным, оно материализуется в практических поступках, в деятельности людей. Как сознание вообще, правовое сознание субъективно, формируется обществом, зависит от общества. В тоже время правосознание общества объективно по отношению к индивиду или группе людей. В силу этого у каждого индивида, у каждой социальной группы существуют элементы собственного правосознания, не совпадающие с правосознанием общества в целом.

Правовое сознание формируется на таких фундаментальных человеческих качествах как чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие людей друг к другу, духовная самостоятельность, свободолюбие, взаимность, солидарность.

Эдуард Геннадьевич Соловьёв (р. 1968) даёт характеристику правосознания в единстве его познавательной, оценочно-критической и регулятивной функций: «Правосознание – это ориентация на идеал правового государства, который имеет безусловный характер и уже в данный момент определяет практическое поведение человека как гражданина. Это значит, что, хотя правого государства ещё нет, человек начинает жить так, как если бы оно утвердилось. Он вменяет себе в обязанность следовать таким установлениям (или хотя бы декларациям), которые соответствуют понятиям суверенитета, права, и отказывается подчиняться тем, которые несут на себе явную печать неправового (патерналистского и авторитарно-бюрократического) ведения государственных дел». Такая характеристика свидетельствует, что в правосознании доминирует не детерминация прошлым (опредмеченная деятельность, отношения), а детерминация будущим желаемым состоянием и структурой сознания.

В структурном отношении правосознание можно рассматривать с двух позиций – по глубине и точности отражения правового бытия и по его носителю.

В первом случае правовое сознание существует на двух уровнях – теоретическом и обыденном.

Теоретический уровень правосознания – это юридические «доктрины», создаваемые теоретиками права, а также обсуждение вопросов о праве, законности, справедливости, о взаимных правах и обязанностях общества и личности, об основополагающих институтах законодательства в трудах ученых-гуманитариев.

Теоретическое правосознание задаётся вопросами о происхождении юридических установлений, об их смысле и назначении, о социальной целесообразности и правомочности регулировать и контролировать человеческую жизнь, ограничивать свободу индивида, об «оправдании» существующего права, о его «гуманности» и «справедливости», соответствии «исконным правам» человека. Эта область рассуждения о праве, когда она приобретает теоретически завершённый и систематический вид, называется также «философией права».

Теоретическое правосознание включает в себя систему научных знаний о праве (наука) и правовую идеологию.

Правовая наука (юридическая наука) изучает право как особую систему социальных норм, и различные аспекты правоприменительной деятельности. Она обеспечивает научность и процесса формирования правового сознания, и самого правового сознания как отражения правовой реальности, опирающегося на знание объективных закономерностей общественного развития.

Правовая идеология есть система правовых идей, теорий, воззрений, норм, регулирующих поведение людей в обществе, а также система оценок этих норм гражданами конкретного государства. В любом обществе правовая идеология выступает защитницей интересов (прежде всего, экономических и политических) определённых социальных групп – правящей элиты, класса, этноса, религиозной конфессий. В связи с этим в конкретном обществе всегда наличествуют разные правовые идеологии – например, идеология власть предержащих и идеология обездоленных.

Обыденный уровень правосознания – включает в себя представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву, знания о существующих законах и их оценку, убеждения в правомерности или неправомерности судебных действий, в справедливости или несправедливости самих законов. Эта сфера образует массовое общественное мнение вокруг действующего права, поддерживая его или требуя изменения.

Обыденное правосознание предполагает отражение правовой реальности в виде эмпирических знаний, а также правовую психологию.

Эмпирические правовые знания это знания, полученные социальным субъектом на основе собственного социально-правового жизненного опыта. Таково, например, знание о воздаянии за совершённый проступок.

Правовая психология – совокупность правовых чувств, эмоций, настроений, переживаний, обрядов, обычаев, навыков и привычек, в которых отражается жизненный мир человека, его повседневная правовая реальность. В отличие от идеологии в правовой психологии меньше группового, меньше политического интереса, но больше подлинно человеческого. Формируясь стихийно, в основном опытным путём, она более консервативна, чем идеология, и менее подвержена изменениям в связи с приходом к власти новых правителей.

Правовая идеология и правовая психология тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.

Обыденное правосознание включает в себя правовой менталитет: нижние этажи общественной и индивидуальной психологии, которые в большинстве своём формируются спонтанно, стихийно, бессистемно. В ней ведущими элементами являются чувства и эмоции, а не понятийные, символические формы выражения действительности.

Можно сказать, что обыденное правовое сознание представляет собой практическое сознание, то есть сознание «здравого смысла», которое позволяет ориентироваться в повседневной жизни; институциональное, или профессионально-юридическое сознание – это теоретико-практическое, специализированное теоретическое сознание. Теоретическое же правовое сознание представляет собой философско-правовое сознание.

Во втором случае по субъекту-носителю можно выделить общественное (групповое) и индивидуальное правовое сознание.

Общественное сознание – это сознание общества (группы), а индивидуальное – сознание отдельного человека.

Индивидуальное сознание субъективно, и иным для индивида быть не может, а общественное выступает по отношению к нему объективным в том смысле, что существует независимо о его воли и желания: рождаясь, он застаёт уже принятые правовые нормы, привычки, а не создаёт их заново. Все формы общественного сознания не могут существовать вне индивидуальной формы.

На личностном уровне доминирует неосознанное копирование базовых ценностей права, которое позволяет идентифицировать себя с определённой культурой и обществом. Внутриличностный механизм правовой социализации включает в себя: потребности, интересы, ценностные ориентации, самосознание (мотивы, установки, цели).

На уровне индивидуального субъекта правосознание охватывает различные сферы духовной деятельности:

1) познавательную (эмпирический правовой опыт, правовые представления, правовое мышление);

2) оценочную (правовые эмоции и чувства, в которых выражаются нерефлексивные оценки правовой реальности, а также правовые ценности, получившие рефлексивное обоснование и ценностные ориентации);

3) мотивационно-волевую (установки правосознания, выступающие непосредственным мотивом правового поведения, и воля как способность к самоконтролю и саморегуляции, а самое главное – как воля к праву);

4) сфера бессознательного правового опыта.

В общественном и индивидуальном сознаниях могут быть разные ценностные правовые ориентации: что поощряется обществом, не всегда так же оценивается индивидом. Из всех форм общественного сознания к правосознанию близки нравственная и политическая.

В философской литературе выделяют институциональную и неинституциональную формы бытия правосознания.

Институциональная форма бытия правосознания, существующая в виде документов, является формой живого процесса мышления юристов-профессионалов, согласующейся с общеобязательной нормой и подчиняющейся ей как критерию правильности, законосообразности суждений и решений; это сфера «законоположений», «юридического закона», «действующего права».

Неинституциональная форма бытия правосознания, или недокументальная и неофициальная форма правового мышления, воли и чувств, существует в виде живого процесса или акта сознания в его «неопредмеченном» виде, фиксируемого в письменной форме задним числом (теоретических трудах, художественной литературе, личных документах).

Правосознание, как и любая форма сознания, выполняет ряд функций:

1). Онтологическая функция правосознания проявляется в том, что оно само является бытием человека и человечества, что оно существовало до и независимо от конкретного человека в качестве определённых правил, которые создают условия его сосуществования с другими.

2). Гносеологическая функция правосознания проявляется в том, что через познание правовых идей, теорий, законов, норм формируется правовое знание как фундаментальная предпосылка правового поведения.

Субъекты, познающие право, отличаются друг от друга социальными позициями и ролями, профессией и образованием, имущественным положением, этническими признаками, мировоззренческой позицией и т. д. и т. п. Отсюда многообразный разброс конкретных приёмов и процедур, объёмов и уровней познания права у разных субъектов (индивидов, групп, классов).

3). Аксиологическая функция помогает оценить правовые явления, содержание юридических законов и норм, состояние законности и правопорядка в обществе, правовую культуру индивида.

Оценка производится при помощи системы аксиологических категорий («благо», «добро», «польза», «выгода», «вред», «зло», а также шкал «справедливо – несправедливо», «правомерно – неправомерно» и т. п.). Оценивающий субъект может позитивно или негативно воспринимать право как таковое (аспекты, части, формы) в зависимости от того, отвечают или противоречат требования и возможности, заключённые в праве, его положению, интересам и целям.

Оценка права предполагает знания. От полноты и глубины правовых знаний, которыми располагает субъект, зависит степень точности производимой им оценки права. Познавательная и оценочная функции правосознания находятся в тесном единстве.

4). Регулятивная функция правосознания сводится, во-первых, к переработке и трансляции информации об объективных признаках права в знание-предписание, в программу деятельности, а также оценок признаков права, и, во-вторых, к предметному воплощению этого знания в конкретные поступки, действия, правозначащие либо относящиеся к праву.

В повседневной реальности люди руководствуются теми правами, нормами, выполняют те обязанности, которые не только существуют «на бумаге», но и закреплены общественным сознанием. Благодаря таким нормам происходит согласование действий членов общества, регулирование поведения индивидов и социумов, общественных институтов – всех субъектов правоотношений. Посредством правосознания регулируются потребности, позиции, отношения и поведение людей в праве.

Особенную роль в механизме реализации регулятивной функции правосознания выполняет самосознание субъекта как участника правового общения. Самосознание обращено к внутреннему миру индивида. Оно суть, осознание, оценка, контроль со стороны участника правового общения своего положения, действий и их последствий в этой сфере социальной жизни.

Самосознание индивида характеризует направленность на выделение, различие и постижение смыслов правовых явлений. В рамках учения о правосознании мы говорим о праве в аспекте смысла. При этом обращаем внимание на внутреннее содержание правовых феноменов, на то, что делает их собственно правовыми, на сам феномен права.

Смыслы являются результатом индивидуальной проработки первоначального значения понятий. Понимать можно только самому, ибо акт понимания абсолютно личный. Смыслы понятия права могут выражаться как метафорически (метафорами права были Фемида, Дике, Немезида и т. д.), так и метонимически (путём определения права через один из его признаков-атрибутов).

Выявление правовых смыслов, то есть установок правосознания, есть необходимое условие их последующего усвоения. Но правовые смыслы обладают двойственной природой. Они одновременно являются и установками нравственного сознания. Вследствие этого основы правового воспитания должны закладываться до всякого знакомства с собственно правовым материалом. Предпосылкой любого правового воспитания является воспитание нравственное, которое задает условие усвоения правовых установок и смыслов.

Устойчивые, повторяющиеся, необходимые отношения между правовыми смыслами могут быть названы аксиомами правосознания. Данное понятие введено Иваном Александровичем Ильиным (1883 – 1954) в его работе «О сущности правосознания» (1919). Аксиомы как универсальные очевидности правосознания акцентируют внимание на тех способах человеческого бытия, которые делают право возможным.

По И. А. Ильину, основными аксиомами правосознания выступают:

1) закон духовного достоинства (самоутверждения);

2) закон автономии (способности к самообязыванию и самоуправлению);

3) закон взаимного признания (взаимное уважение и доверие людей друг к другу).

Он не ограничивается лишь феноменологическим описанием этих очевидностей правосознания, а заполняет его онтологическим обоснованием. У большинства же современных герменевтиков (Ганс-Георг Гадамер и др.), постструктуралистов (Поль Рикёр и др.) и постмодернистов (Жиль Делёз, Жак Деррида) всё внимание сосредоточено на отыскании смысла в текстах, в языке и речи. Вопрос о происхождении смысла и о его субъекте остаётся у них открытым.

И. А. Ильин показывает, что чувство собственного достоинства, составляющее содержание первой аксиомы правосознания, есть необходимый момент духовной жизни, знак духовного самоутверждения. Из признания своего духовного достоинства вытекает уважение к себе, лежащее в основе правосознания.

Вторая аксиома правосознания выражает основной закон духа – автономию, или самозаконность. Быть духовным существом значит определять себя и управлять собою, или, другими словами, всё решать самому и принимать на себя всю ответственность.

Автономия выражается как духовная зрелость, необходимая гражданину в его строительстве жизни. Но для этого необходимо, чтобы внутренняя автономия имела нестеснённое внешнее проявление, «правовое признание и правовую гарантированность личной свободы».

Третья аксиома правосознания гласит: «В основе всякого правопорядка и государства лежит взаимное духовное признание людей – уважение и доверие их друг к другу». Эта аксиома указывает на способ бытия права как отношения между людьми, причём отношения духовного, то есть предполагающего способность к чувству, разуму и воле.

В аспекте отношения к другому человеку правовые смыслы проявляются в следующих установках правосознания: стремление к независимому достижению выгоды и благополучия, независтливость, сравнительно-состязательное понимание заслуг и успеха, неукоснительное соблюдение соглашений и договоров, признание приоритета справедливости перед состраданием и приоритета гражданской порядочности перед героико- патриотической, семейной и конфессиональной добродетелями и др.

Правовые смыслы строятся вокруг единого понятия – автономии личности и представляют собой условие «возможности» права.

На нынешнем этапе общественного обновления данные установки оказываются не менее или не более важными, чем такие установки, как чуткость и милосердие. Правовое государство, и даже шире – правовое общество – это не бессильная мечта, а ориентир-императив, организующий личностное действие. По этой причине крайне важно, чтобы большее число людей в обществе могло демонстрировать в микросреде реальное соблюдение права.

В современном российском обществе, провозгласившем своей целью построение правового государства и движение к гражданскому обществу, правовая социализация должна играть определяющую роль. Процессы демократизации могут развиваться только параллельно с формированием правосознания индивидов.

Деформация правосознания проявляется в искажении представлений о ценности права в различных формах:

1) правовой нигилизм – осознанное игнорирование законов, но без преступного умысла;

2) правовой инфантилизм – недостаток правовых знаний при наличии уверенности в хорошей юридической подготовке;

3) правовом дилетантизм – вольное обращение с законами в силу небрежного отношения к юридическим ценностям;

4) «перерождение» правосознания – совершение правонарушений.

Общим для всех видов деформации является низкий уровень политико-правовой культуры субъектов права.

Правосознание индивидов является не только и не столько осознанием действующих законов, сколько их способностью судить о самом государственно установленном праве, подвергать его оценке, критике и пересмотру. Основу правосознания личности составляют чувство собственного достоинства, способность к самообязыванию и самоуправлению, взаимное уважение и доверие граждан друг к другу, к власти, а власти – к гражданам.

Для того чтобы быть восприимчивым к «духу права», необходимо владеть определёнными качествами, овладеть установками правосознания. Должны быть, вопреки природным инстинктам, агрессии, лени, глупости, проложены тропы гласности, обсуждения, веротерпимости, формального законопорядка. Такой законопорядок и создаёт пространство и время для свободы собственного испытания.

Правоотношения представляют собой взаимодействия субъектов права по поводу объектов права посредством реализации своих прав и обязанностей. Они формализуются через юридические факты и правовые институты.

Таким образом, правовая реальность как взаимодействие повседневной реальности и системного мира – сложное образование со своей структурой: правовыми отношениями, правовыми учреждениями и правовым сознанием. Каждый из этих элементов выполняет определённые функции. Правовая реальность – это жизненный правовой мир человека, который, с одной стороны – объективный, а с другой – формируется самим человеком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: