Цель и задачи практики

Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушением интеллекта.

Задачи практики:

- о знакомление с задачами и функциями учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушением интеллекта, со спецификой работы в данной конкретной организации;

- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушением интеллекта с учетом их возрастных особенностей;

- овладение у мениями анализировать занятия учителя-дефектолога, методами и методиками обследования особенностей психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику ребенка с нарушением интеллекта, протоколы индивидуального обследования дошкольников с нарушением интеллекта, умениями составления конспектов и проведения коррекционных занятий, с учётом возрастных особенностей дошкольников с нарушением интеллекта; навыком сбора информации для проведения лекции или доклада по основным теоретическим вопросам; навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению дошкольников с нарушением интеллекта, навыками составления конспектов и проведения занятий по основным образовательным областям в дошкольной образовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

 

Перечень планируемых результатов обучения

(таблица 3)

 


№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП)

Трудовые функции и требования в соответствии с Профессиональным стандартом

Планируемые результаты (конкретизированные цели)

Знать Уметь Владеть
1 2 3 4 5 6
  ПК-1 – Способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ Трудовая функция Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию   З.1. - теоретические основы рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта У.1. - планировать собственную профессиональную деятельность по рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта В.1. - технологиями организации рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта
  ПК-3 - Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ   Трудовая функция Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости   З.2 – современные подходы к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта; З.3 – содержание планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. У.2 – планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта   В.2 – конкретными приемами планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта  


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

2.1. Содержание практики представлено в таблице 4.

Таблица 4

Содержание практики

№ п/п

Виды работ,

перечень заданий

Трудоемкость

(в часах)

Учебно-методическое обеспечение

Код компе-тенции

на базе практики самостоятельная работа
1 2 3 4 5 6

Инвариантная часть

Производственная практика в качестве учителя-дефектолога

Вводный этап

1.2. Изучение АООП ДОО для детей с нарушением интеллекта, учебно-методическими комплексами, рабочими программами, календарно-тематическим планом учителя-дефектолога, конспектами занятий, материалами ПМПк по детям группы, на которой обучающийся будет проходить практику. Ознакомление с коррекционно-образовательным и учебно-воспитательным процессами образовательной организации 2 1 1, 2, 3, 4, 5, 6, 13-25 ПК-1, ПК-3
1.3. Посещение не менее 10 занятий учителя-дефектолога; посещение не менее двух занятий воспитателя; наблюдение за процессом проведения (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности деятельности учителя-дефектолога, воспитателя) коррекционно-развивающих занятий; изучение нормативно-правового обеспечения, регулирующего отношения участников коррекционно-образовательного процесса в образовательной организации для детей с нарушением интеллекта. Изучение форм взаимодействия учителя-дефектолога, воспитателя и педагога-психолога. Подготовка конспектов занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением и согласование конспектов занятий с педагогом – руководителем практика от ДОО. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике 2 1 1, 2, 3, 4, 5, 12, 13, 15, 16, 22, 23 ПК-1, ПК-3
1.4. Полное психолого-педагогическое обследование двух детей с нарушением интеллекта, имеющих нарушения разной этиологии; заполнение протоколов обследования; оформление индивидуальных образовательных маршрутов. Полная клинико-психолого-педагогическая характеристика двух детей, имеющих нарушения разной этиологии. Оформление отчётной документации по практике 2 1 1, 15, 20, 22, 23, 42, 44 ПК-1, ПК-3
1.5. Ознакомление с различными видами консультационной работы учителя-дефектолога (с родителями, педагогами, другими специалистами образовательной организации); наблюдение за работой ПМПк образовательной организации; оформление индивидуального плана работы на основной этап практики. Включение дошкольников в различные виды коррекционно-развивающей деятельности. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике 2     1   11, 16, 17, 42, 44 ПК-1, ПК-3

Вариативная часть

1.6. Оформление протокола дефектолога (разработан ОО)     1, 15, 20, 22, 23, 42, 44 ПК-1, ПК-3

Инвариантная часть

Производственная практика в качестве учителя-дефектолога

Основной этап

1.7. Составление конспектов коррекционно-развивающих занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением; согласование конспектов с учителем-дефектологом; проведение 6 коррекционно-развивающих занятий (2 индивидуальных, 2 подгрупповых, 2 фронтальных); оформление документации по практике; подготовка консультации для родителей; согласование консультаций с учителем-дефектологом. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике 6 3 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 34, 48, 65 ПК-1, ПК-3
1.8. Составление конспектов зачетных занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением на заключительный этап практики. Формулирование коррекционно-педагогических задач и включение дошкольников в их выполнение. Консультация учителя-дефектолога по планированию, дифференциации детей на подгруппы с учетом степени выраженности патологии и их компенсаторных возможностей. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике 6 3 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 34, 48, 65 ПК-1, ПК-3
1.9. Работа в ПМПк консилиуме дошкольной образовательной организации по совместному обсуждению индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов двух обследованных детей с нарушением интеллекта. Выполнение заданий по самостоятельной работе. 6 3 22, 23, 24, 34, 35, 39, 42, 43, 49, 53, 63 ПК-1, ПК-3
1.10. Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; согласование конспектов с учителем-дефектологом; проведение 6 коррекционно-развивающих занятий (2 индивидуальных, 2 подгрупповых, 2 фронтальных); оформление документации по практике; составление консультации для педагогов 6 3 18, 16, 17, 20, 22, 23, 25, 27, 34, 36, 37, 42, 43, 46, 50, 51, 54, 58 ПК-1, ПК-3
1.11. Составление конспектов занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением; подготовка конспекта воспитательного мероприятия; согласование конспектов с учителем-дефектологом; оформление документации по практике; оформление отчётной документации по практике 6 3 16, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 26, 44, 56, 61 ПК-1, ПК-3
1.12. Проведение воспитательного мероприятия с дошкольниками ДОО; подготовка конспектов зачётных занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением и согласование их с учителем-дефектологом; оформление отчётной документации по практике. 4     2   5, 9, 17, 19, 21, 22, 24, 26, 36, 47, 51 ПК-1, ПК-3

Вариативная часть

1.13. Проведение индивидуальных консультаций для родителей.       5, 9, 17, 19, 21, 22, 24, 26, 36, 47, 51 ПК-1, ПК-3

Инвариантная часть

Производственная практика в качестве учителя-дефектолога

Итоговый этап

1.14. Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных коррекционно-развивающих занятий (не менее трех за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных коррекционно-развивающих занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); согласование текста консультации для педагогов с учителем-дефектологом; выполнение заданий по самостоятельной работе; ведение дневника практики 6 3 1, 2, 3, 4, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 26 ПК-1, ПК-3
1.15. Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных коррекционно-развивающих занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ пяти зачётных коррекционно-развивающих занятий других практикантов; выполнение заданий по самостоятельной работе; проведение консультации для педагогов; анализ и самоанализ зачётных занятий. 8 4 1, 4, 11, 12, 15, 16, 17, 45, 52, 58, 60, 63 ПК-1, ПК-3
1.16. Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных коррекционно-развивающих занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных коррекционно-развивающих занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); оформление документации по данным этапам практики. 8 4 1, 2, 3, 4, 11, 12, 15, 16, 18, 22, 27, 31, 49, 51, 57, 64 ПК-1, ПК-3
1.17. Проведение и посещение зачётных занятий. Анализ и самоанализ проведённых зачётных занятий. Подготовка сообщений на заключительных конференциях по итогам педагогической практики в образовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с нарушением интеллекта. Оформление отчётной документации по практике. 6 3 4, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 26 ПК-1, ПК-3
1.18. Участие в заключительных конференциях в ДОО и вузе. Подготовка отчетной документации по итогам педпрактики. 2   2   1, 2, 3, 4, 5, 6,  10, 12, 61-65 ПК-1, ПК-3

Вариативная часть

1.19. Проведение исследования в рамках написания курсового проекта     1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 61-65 ПК-1, ПК-3
  ВСЕГО 72 36    
   

Итого: 108 часов

   

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: