Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушением интеллекта.
Задачи практики:
- о знакомление с задачами и функциями учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с нарушением интеллекта, со спецификой работы в данной конкретной организации;
- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с нарушением интеллекта с учетом их возрастных особенностей;
- овладение у мениями анализировать занятия учителя-дефектолога, методами и методиками обследования особенностей психофизического развития детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику ребенка с нарушением интеллекта, протоколы индивидуального обследования дошкольников с нарушением интеллекта, умениями составления конспектов и проведения коррекционных занятий, с учётом возрастных особенностей дошкольников с нарушением интеллекта; навыком сбора информации для проведения лекции или доклада по основным теоретическим вопросам; навыками составления рекомендаций по воспитанию и обучению дошкольников с нарушением интеллекта, навыками составления конспектов и проведения занятий по основным образовательным областям в дошкольной образовательной организации, осуществляющей обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Перечень планируемых результатов обучения
(таблица 3)
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) | Трудовые функции и требования в соответствии с Профессиональным стандартом | Планируемые результаты (конкретизированные цели) | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПК-1 – Способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ | Трудовая функция Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию | З.1. - теоретические основы рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта | У.1. - планировать собственную профессиональную деятельность по рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта | В.1. - технологиями организации рационального выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта | |
ПК-3 - Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ | Трудовая функция Разработка программно-методического обеспечения образовательных программ и программ коррекционной помощи для обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости | З.2 – современные подходы к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта; З.3 – содержание планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. | У.2 – планировать образовательно-коррекционную работу с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта | В.2 – конкретными приемами планирования образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. Содержание практики представлено в таблице 4.
Таблица 4
Содержание практики
№ п/п | Виды работ, перечень заданий | Трудоемкость (в часах) | Учебно-методическое обеспечение | Код компе-тенции | |
на базе практики | самостоятельная работа | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Инвариантная часть | |||||
Производственная практика в качестве учителя-дефектолога Вводный этап | |||||
1.2. | Изучение АООП ДОО для детей с нарушением интеллекта, учебно-методическими комплексами, рабочими программами, календарно-тематическим планом учителя-дефектолога, конспектами занятий, материалами ПМПк по детям группы, на которой обучающийся будет проходить практику. Ознакомление с коррекционно-образовательным и учебно-воспитательным процессами образовательной организации | 2 | 1 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 13-25 | ПК-1, ПК-3 |
1.3. | Посещение не менее 10 занятий учителя-дефектолога; посещение не менее двух занятий воспитателя; наблюдение за процессом проведения (методы, приёмы, наглядно-дидактические пособия, особенности деятельности учителя-дефектолога, воспитателя) коррекционно-развивающих занятий; изучение нормативно-правового обеспечения, регулирующего отношения участников коррекционно-образовательного процесса в образовательной организации для детей с нарушением интеллекта. Изучение форм взаимодействия учителя-дефектолога, воспитателя и педагога-психолога. Подготовка конспектов занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением и согласование конспектов занятий с педагогом – руководителем практика от ДОО. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике | 2 | 1 | 1, 2, 3, 4, 5, 12, 13, 15, 16, 22, 23 | ПК-1, ПК-3 |
1.4. | Полное психолого-педагогическое обследование двух детей с нарушением интеллекта, имеющих нарушения разной этиологии; заполнение протоколов обследования; оформление индивидуальных образовательных маршрутов. Полная клинико-психолого-педагогическая характеристика двух детей, имеющих нарушения разной этиологии. Оформление отчётной документации по практике | 2 | 1 | 1, 15, 20, 22, 23, 42, 44 | ПК-1, ПК-3 |
1.5. | Ознакомление с различными видами консультационной работы учителя-дефектолога (с родителями, педагогами, другими специалистами образовательной организации); наблюдение за работой ПМПк образовательной организации; оформление индивидуального плана работы на основной этап практики. Включение дошкольников в различные виды коррекционно-развивающей деятельности. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике | 2 | 1 | 11, 16, 17, 42, 44 | ПК-1, ПК-3 |
Вариативная часть | |||||
1.6. | Оформление протокола дефектолога (разработан ОО) | 1, 15, 20, 22, 23, 42, 44 | ПК-1, ПК-3 | ||
Инвариантная часть | |||||
Производственная практика в качестве учителя-дефектолога Основной этап | |||||
1.7. | Составление конспектов коррекционно-развивающих занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением; согласование конспектов с учителем-дефектологом; проведение 6 коррекционно-развивающих занятий (2 индивидуальных, 2 подгрупповых, 2 фронтальных); оформление документации по практике; подготовка консультации для родителей; согласование консультаций с учителем-дефектологом. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике | 6 | 3 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 34, 48, 65 | ПК-1, ПК-3 |
1.8. | Составление конспектов зачетных занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением на заключительный этап практики. Формулирование коррекционно-педагогических задач и включение дошкольников в их выполнение. Консультация учителя-дефектолога по планированию, дифференциации детей на подгруппы с учетом степени выраженности патологии и их компенсаторных возможностей. Выполнение заданий по самостоятельной работе. Оформление отчётной документации по практике | 6 | 3 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 11, 12, 13, 16, 17, 34, 48, 65 | ПК-1, ПК-3 |
1.9. | Работа в ПМПк консилиуме дошкольной образовательной организации по совместному обсуждению индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов двух обследованных детей с нарушением интеллекта. Выполнение заданий по самостоятельной работе. | 6 | 3 | 22, 23, 24, 34, 35, 39, 42, 43, 49, 53, 63 | ПК-1, ПК-3 |
1.10. | Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; согласование конспектов с учителем-дефектологом; проведение 6 коррекционно-развивающих занятий (2 индивидуальных, 2 подгрупповых, 2 фронтальных); оформление документации по практике; составление консультации для педагогов | 6 | 3 | 18, 16, 17, 20, 22, 23, 25, 27, 34, 36, 37, 42, 43, 46, 50, 51, 54, 58 | ПК-1, ПК-3 |
1.11. | Составление конспектов занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением; подготовка конспекта воспитательного мероприятия; согласование конспектов с учителем-дефектологом; оформление документации по практике; оформление отчётной документации по практике | 6 | 3 | 16, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 26, 44, 56, 61 | ПК-1, ПК-3 |
1.12. | Проведение воспитательного мероприятия с дошкольниками ДОО; подготовка конспектов зачётных занятий с полным наглядно-дидактическим обеспечением и согласование их с учителем-дефектологом; оформление отчётной документации по практике. | 4 | 2 | 5, 9, 17, 19, 21, 22, 24, 26, 36, 47, 51 | ПК-1, ПК-3 |
Вариативная часть | |||||
1.13. | Проведение индивидуальных консультаций для родителей. | 5, 9, 17, 19, 21, 22, 24, 26, 36, 47, 51 | ПК-1, ПК-3 | ||
Инвариантная часть | |||||
Производственная практика в качестве учителя-дефектолога Итоговый этап | |||||
1.14. | Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных коррекционно-развивающих занятий (не менее трех за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных коррекционно-развивающих занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); согласование текста консультации для педагогов с учителем-дефектологом; выполнение заданий по самостоятельной работе; ведение дневника практики | 6 | 3 | 1, 2, 3, 4, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 26 | ПК-1, ПК-3 |
1.15. | Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных коррекционно-развивающих занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ пяти зачётных коррекционно-развивающих занятий других практикантов; выполнение заданий по самостоятельной работе; проведение консультации для педагогов; анализ и самоанализ зачётных занятий. | 8 | 4 | 1, 4, 11, 12, 15, 16, 17, 45, 52, 58, 60, 63 | ПК-1, ПК-3 |
1.16. | Составление конспектов зачётных коррекционно-развивающих занятий; подготовка наглядно-дидактического материала; проведение зачётных коррекционно-развивающих занятий (не менее трёх за неделю) согласно индивидуальному плану; посещение и анализ зачётных коррекционно-развивающих занятий других практикантов (не менее пяти за неделю); оформление документации по данным этапам практики. | 8 | 4 | 1, 2, 3, 4, 11, 12, 15, 16, 18, 22, 27, 31, 49, 51, 57, 64 | ПК-1, ПК-3 |
1.17. | Проведение и посещение зачётных занятий. Анализ и самоанализ проведённых зачётных занятий. Подготовка сообщений на заключительных конференциях по итогам педагогической практики в образовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с нарушением интеллекта. Оформление отчётной документации по практике. | 6 | 3 | 4, 11, 12, 15, 16, 17, 19, 20, 21, 22, 24, 26 | ПК-1, ПК-3 |
1.18. | Участие в заключительных конференциях в ДОО и вузе. Подготовка отчетной документации по итогам педпрактики. | 2 | 2 | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 61-65 | ПК-1, ПК-3 |
Вариативная часть | |||||
1.19. | Проведение исследования в рамках написания курсового проекта | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 61-65 | ПК-1, ПК-3 | ||
ВСЕГО | 72 | 36 | |||
Итого: 108 часов |