Издательский: Дом «БАХРАХ-М» Самара 2001

МЕТОДИКИ И ТЕСТЫ

ББК 88+56.1

Р 18

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА.

МЕТОДИКИ И ТЕСТЫ. УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ.

Редактор-составитель —Д. Я. Райгородский.

Научные рецензенты:
Заведующий кафедрой психологии образования,
доктор психологических наук В. М. Минияров.
Самарски й Государственный
Педагогически й Университет.

 

Заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии,
доктор медицинских наук, профессор Г. Н. Носачев.
Самарски й Государственный
Медицински й Университет.

 

 Райгородский Д. Я. (редактор-составитель).

Практическая психодиагностика. Методики и

тесты. Учебное пособие.—Самара: Издательский

Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.

р 1 8

ISBN 5-89570-005-5

Предлагаемая Вашему вниманию книга содержит три раздела: 1 — диагностика психических состояний и свойств ЛИЧНОСТИ; 2 — диагно-стика межличностных и семейных отношений! 3 ~ диагностика профес-сионального подбора кадров; - и представляет собой наиболее полное из Опубликованных до последнего времени собрание методик и тестов прак-тической, психодиагностики.

Методики и тесты сопровождаются «ключами» — описанием способов обработки полученных результатов. Сборник адресован прежде всего профессиональным психологам и сту-

му широкому кругу профессионалов и читателей.

ISBN a-89570-006-5? Д.Я.РаЙгородскиЙ. 1998. © Издательский Дом

«БАХРАХ-М». 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Предлагаемый читателю сборник методик и тестов пред-ставляет собой попытку дать профессиональному психоло-гу «настольную книгу» для повседневной деятельности. Составитель далек от мысли, что предлагаемый сборник способен ответить на все вопросы, ежедневно встающие перед практикующим психологом. Акцент сделан на ре-шении двух проблем - диагностики психических состоя-ний и свойств личности и диагностики межличностных отношений в группе.

Не акцентируя работу практического психолога в систе-ме профотбора кадров, все же необходимо указать, что боль-шинство методик, предлагаемых в настоящем издании, мо-гут быть или должны быть использованы в профотборе, особенно в тех случаях, когда речь идет об отборе кадров, связанных с работой в экстремальных ситуациях.

Несмотря на аннотацию, предложенную в начале кни-ги, неизбежно встает вопрос: для кого эта книга?

Прежде всего книга предназначена для той многочис-ленной аудитории студентов-психологов, которые через год, два, три приступят к практической деятельности, но еще до того, как они начнут работать, им необходимо, чтобы уже с первых шагов они имели в руках собрание полно-ценных методик и тестов, которые подтвердили свою ва-лидность и надежность многолетним применением в прак-тической психодиагностике.

Книга предназначена и для клинических психологов. Эта специализация представляет собой наиболее обшир-ную область применения предлагаемых методик. И это связано с тем, что само понятие клиническая психология трактуется разными авторами по разному, но неизменно достаточно широко. Так по классификации американско-го библиографического журнала «Psiychological Abstacts» в объем клинической психологии включаются психотера-пия, психодиагностика, консультативная психология, пси-хогигиена и реабилитация, дефектология.

3

По мнению польских ученых клинический психолог работает в стационарах психиатрических, педиатрических,

агностической и клинико-воспитательной деятельностью, участвует в процессах реабилитации инвалидов, психоте-рапии и психокоррекции.1

Книга предназначена и для патопсихологов. И здесь необходимо подчеркнуть, что именно для них, а не для психопатологов.

Патопсихология исследует структуру нарушений пси-хической деятельности, закономерности распада в их со-поставлении с нормой, при этом она дает квалификацию психопатологических явлений в понятиях современной

кой, и она оперирует, главным образом, клиническими понятиями.2 Книга предназначена и для психотерапевтов. При об-

шие споры. У многих сложился образ психотерапевта, как «супер-врача», наделенного необычными способностями «исцелителя от Бога», т. е. срабатывает синдром Кашпи-ровского. Но уже в 70-х годах началось обсуждение вопро-сов и роли психологического тестирования для психотера-певтической практики. И в этой области психологический эксперимент решает следующие задачи:

1. Обнаружение психических свойств личности, и ис-ходя из обнаруженных характеристик, строить своя даль-нейшие отношения.

М. С. Лебединский считает, что исследование клиента с помощью опросника MMPi, хотя и не может заменить собирание анамнеза, но играет определенную роль при кли-нических анамнестических беседах.3

]^ногие крупные психотерапевты применяют в своей практике опросник Спилберга-Ханина, шкалу проявления

 Ълейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976. ' Зейгарник В.В. Введение в патопсихологию. М., 1969. ' Лебединский М.С. Очерки психотерапии. М., 1971.

тревоги Тейлора и др. Т. е. психотерапевт получает сведе-ния о личности больного еще до начала психотерапевти-ческого процесса.

2. Применение методик способствует налаживанию кон-такта с больным, т. к. дает психотерапевту представление и об интеллектуальном уровне, о внушаемости, о характе-ре коммуникативных особенностей больного и о многих других параметрах личности больного.

Говоря о надежности и валидности предлагаемых мето-дик и тестов, необходимо вкратце расшифровать эти по-нятия.

Под «надежностью» понимается относительное посто-янство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых. Но степень надежности зависит от многих причин. Какие же факторы снижают точность из-мерений? К ним относятся:

1) Нестабильность диагностируемого свойства.

2) Несовершенство диагностических методик.

3) Меняющаяся ситуация обследования.

4) Различия в манере поведения экспериментатора.

5) Колебания в функциональном состоянии испытуемого.

6) Элементы субъективности в способах оценки и ин-

терпретации результатов. К. М. Гуревич предложил толковать надежность в трех смыслах:

1. 1. Надежность самого измерительного инструмента.

2. 2. Стабильность изучаемого признака.

3. 3. Константность, т. е. относительная независимость результатов от личности экспериментатора.'

 

Вторым после надежности ключевым критерием оцен-ки качества методики является валидность. Но вопрос о валидности методики решается лишь после того, как уста-новлена ее надежность.

'Гуревич К.М. Надежностыгсихологических тестов/Психическая диагностика. Ее проблемы и методы. М., 1975. С. 162-176.

«Валидность теста - понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает» - говорит А. Анастази.1

Зарубежные специалисты выделяют четыре типа пока-зателей валидности:

1. 1. Критерий исполнения (в их число входят: количе-ство выполненных работ, успеваемость, время, затрачен-ное на обучение, темп роста квалификации и т. п.).

2. 2. Субъективные критерии (они включают различные виды ответов, которые отражают отношение человека к чему-либо или к кому-либо, его мнения, взгляды, пред-почтения, субъективные критерии получают с помощью интервью, вопросников, анкет).

3. 3. Физиологические критерии (они используются при изучении влияния окружающей среды и других ситуаци-онных переменных на организм и психику человека).

4. 4. Критерий случайностей (применяется, когда цель исследования касается, например, проблемы отбора для работы таких лиц, которые менее подвержены несчастным случаям).

 

Диагностическая методика обязана быть стандартизи-рованной. По мнению А. Анастази, стандартизация рас-сматривается в 2-х планах: как выработка единых требо-ваний к процедуре эксперимента и как определение еди-ного критерия оценки результатов диагностических испы-таний.

Если со стандартизацией процедуры все обстоит доста-точно ясно, то с определением выбора единого критерия оценки, возникают проблемы. И прежде всего проблема точки отсчета.

Пока идет речь о диагностике интеллекта проблем не возникает. Такой точкой отсчета является статистическая норма, по отношению к которой оцениваются разные сте-пени успешности или неуспешности выполнения диагнос-тической пробы.

 Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982, Т1.

А как быть с диагностикой психических свойств и со-стояний личности в психологии и в патопсихологии? Где та тонкая грань, видимая лишь наиболее опытным психо-логом, отделяющая норму от патологии? Где эта точка от-счета?

Прежде всего, где найти понятие «нормы» и существу-ет ли в отечественной психологии такое понятие, как «нор-ма»? Нет! Такого понятия нет!

Истоки этого недоразумения восходят к отечественной характерологии. В течение многих лет мы занимались ак-центуациями характера, не задавая себе вопроса: акценту-ация по отношению к каким критериям? К какой норме поведения? Потому что любая методика, связанная с ди-агностикой психических свойств и состояний, приходит к выводу об адекватном или неадекватном поведении обсле-дуемого. Все вышеприведенные размышления известны и достаточно озадачивают тестологов. Но каким видится выход?

В 1993 г. под эгидой Министерства образования и Пси-хологического института РАО было выпущено учебное по-собие «Психологическая диагностика». Позволю себе при-вести пространную цитату из этой книги:

«В качестве критерия, ориентируясь на который мож-но сравнивать значение тестового обследования, целесооб-разно использовать т. н. социально-психологический нор-матив (СПН).

В сжатом виде СПН можно определить как систему тре-бований, которую общество предъявляет каждому из его членов. Чтобы не быть отторгнутым от существующей вне его общности, человек должен овладеть теми требования-ми, которые к нему предъявляются, причем процесс этот является активным - каждый стремится занять опреде-ленное место в социальной общности и сознательно осуще-ствляет этот процесс приобщения к классу, группе. Эти требования и могут составлять содержание СПН, который в сущности, является идеальной моделью требований со-циальной общности к личности.

Следовательно, оценка результатов тестирования дол-жна проводиться по степени близости к СПН, который дифференцируется в образовательно-возрастных грани-цах. >1 - Курсив мой Д. Р.

Итак, СПН «является идеальной моделью требований социальной общности к личности», это та самая «НОР-МА» или точка отсчета, которая «дифференцируется в об-разовательно-возрастных границах». «Все возвращается на круги своя». Если учесть еще замечание, что «в одном из институтов РАО создана группа, которая работает над выработкой СПН», то мы опять движемся в направлении создания нового типа социального характера, но только «в образовательно-возрастных границах».

А как же быть с индивидуальными свойствами лично-сти, с индивидуальными характерами? Что может дать СПН при тестировании «экстраверта чувственного типа» и «интроверта мыслительного типа» (К. Юнг), или инди-вида с «рецептивной ориентацией характера» и индивида с «эксплуататорской ориентацией характера» (Э. Фромм)?

Мы все время ищем «свой путь», не желая замечать, что есть и другие пути.

Мне уже приходилось писать, что вторая половина XX века ознаменовалась взрывным характером появления но-вых типологий характеров, со своей диагностической про-цедурой. В США возникла «теория типов». Уже К. Юнг за-метил, что «Рассматривая течение человеческой жизни, мы видим, что судьбы одного типа (экстравертного) обуславли-ваются преимущественно объектами его интересов, в то вре-мя как судьбы другого (интровертного) определяются преж-де всего его внутренней жизнью, его субъектом».

Именно руководствуясь типологией К. Юнга в 1959 г., был создан Индикатор типов Майрес-Брштс-MBTi, осно-ванный на двух различных способах пополнения запаса энергии и сосредоточения внимания (шкала экстраверсия-интроверсия), двух противоположных способов сбора ин-

 Психологическая диагностика. Бийск, 1993. С. 242.

формации (шкала сенсорность-интуиция), двух различных способов принятия решений (шкала мышление-чувствова-ние) и двух различных способов организации своего взаи-модействия с внешним миром (решение-восприятие). Т. о. существуют четыре основных школы предрасположеннос-тей, три из них основаны на типологии К. Юнга, четвер-тая (решение-восприятие) - добавлена Изабель Майерс.

И каждый человек в силу своей индивидуальности за-нимает определенное место на этих школах, определяю-щее его принадлежность к одному из шестнадцати лично-стных типов.1

Вот что пишет психолог Чарлз Смиор: «... Вот почему MBTi был воспринят с таким воодушевлением в мире тех, кто работает с психологическими тестами. Он принес ос-вобождение от бесформенной груды приемов, основанных на оценке слабых сторон, «хороших» или «плохих» ка-честв и наличия патологий».2

Среди наиболее популярных теорий, которые отпочко-вались от типоведческого ствола, следует упомянуть тео-рию темпераментов Д. Кейрси, и созданный им опросник.3

Впервые в нашей стране вышла книга, раскрывающая возможности типологического подхода в оценке индиви-дуальных психологических особенностей личности чело-века, причем адаптированная к условиям современной России. Опросник Кейрси, созданный на основе всемирно известной методики Майерс-Вриггс, представляет собой новую, более удобную форму, при проведении массовых обследований.

Но наиболее значительным явлением в современной психодиагностике следует признать опросник Дж. Олдхэ-ма и Л. Морриса и их типологию личностей, созданную этими же авторами, на основании опросника. Вот как они

1

 Крегер О., Тьюсон Дж. Типы моделей. М., 1995. С. 11.

1

 Там ж е... С. 22.

'Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш

9

излагают суть своей работы: «Мы предлагаем систему оп-ределения типа вашей личности и понимания особых пу-тей, которыми она воздействует на ключевые сферы ва-шей жизни: взаимоотношения с окружающими; любовь, личная жизнь; работа; имидж; эмоции; самообладание, побуждения и склонности; чувство реальности и духов-ность».

В США издана «библия американской психиатрии»

— Диагностик'о-статистический справочник умственных расстройств — ДСМ-IV, 1994 г. издания. В этом спра-вочнике опубликованы работы выдающихся психиат-ров и психологов, занимающихся диагностикой рас-стройств. Он содержит единую диагностическую тер-минологию и предназначен для исследователей и прак-тиков. Этот справочник, который, имея многих пред-шественников (ДСМ-Ш, ДСМ-Ш-R), начал функциони-ровать с 1980 г. и только к 1994 г. были выработаны единые критерии диагностики, с которыми согласились практики и исследователи.

«Принципы, которыми руководствовались составите-ли ДСМ-Ш, ДСМ-Ш-R, ДСМ-IV и ЭРЛ (экспертиза лич-ностных расстройств), формируют основу для системы определения типа личности и теста Автопортрета лич-ности... Четырнадцать типов личности, выделенных нами, это обычные, абсолютно гуманные непатологичес-кие версии резких болезненных расстройств, зафикси-рованных в ДСМ-IV и Экспертизе личностных рас-стройств».1

Было бы заблуждением считать, что мысль авторов при-веденного высказывания является «революционным откры-тием». Еще в 1976 г. А. Е. Личко писал: «Распознавание типа психопатий и акцентуаций у подростка представляет немаловажную практическую задачу. Тип служит одним из главных ориентиров для медико-педагогических реко-мендаций, для советов в отношении будущих профессий и

 Олдхэ м Дж., Морри с Л. Автопортрет вашей личности. М., 1996. С. 13.

трудоустройства. Последнее же весьма существенно для устрашения и предотвращения социальной дизадаштации...

Теоретическими предпосылками для создания опросника послужили опыт психиатрии клинико-психологического направления и концепции психологии отношений».

Речь идет о переходе от клинических типов психопа-тий и акцентуаций к анализу «вариантов нормы».1

К достоинствам теста Д. Олдхэма и Л. Морриса отно-сятся не только выявления психологического типа лично-сти, но и вероятностных расстройств именного данного типа личности. Описание каждого типа личности сопровожда-ется упражнениями для улучшения качеств описываемого типа. Памятуя о том, что в природе не существует «Чис-тых типов», тест выявляет наличие и других типов в дан-ном преобладающем типе личности. lv сожалению, ука-занный тест не адаптирован, но может служить «моделью» отечественного психодиагностического теста.

Отечественная наука не осталась в стороне от господ-

надо выделить «Психотерапевтическую типологию М.Е. Бурно». Изданная оскорбительно малым тиражом в 1996 г. книга М.Е. Бурно могла бы оказать многим психо-логам и психотерапевтам неоценимую помощь.2

Свою психотерапевтическую типологию создал М. Е.

Его книга, написанная ясным, чистым, слегка иронич-ным языком, так же, как и книга М. Е. Бурно, должна быть включена в «обязательный круг чтения» для психо-логов и психотерапевтов. Наконец, типология входит в школьную жизнь. Впервые, через 100 лет после появле-ния типологии Лесгафта, мы получили социально-педаго-

1 Личко А.Е. Основные принципы построения опросника, методика его использования и обработка результатов/В кн.: Патохарактерологи-ческий диагностический опросник для подростков и опыт его практичес-кого использования. Л., 1976. С. 5-9.

1

 Бурно М.Е. О характерах людей. М., 1996.

3

 Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону. 1995.

гическую типологию личностей В. М. Миниярова, с со-путствующим тестом для определения типа личности.1

И последнее (в прямом и переносном смысле), впервые соционика вторгается в межвозрастную педагогику. Вы-пущенная в Новосибирске книга В. В. Гуленко и В. П. Тыщенко предлагает средства и способы не только диагностики типов, но и организации малых групп, типо-логическое структурирование пространства и времени уро-ка, семинара, лекции.2

1 Миннаров В.М. Коррекционно-диагностическая работа учителя. Самара, 1996.

•Гуленко В.В., Тыщенко В.П. Юнг в школе. Соционика - меж-возрастной педагогике. Новосибирск, 1997.

I. ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

ГИССЕНСКИЙ ОПРОСНИК

АДАПТИРОВАН В ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА.

Выявляет интенсивность эмоционально окрашенных жалоб по поводу физического самочувствия.

Физическое состояние человека влияет на эмоциональ-ный стереотип поведения. Это следствие влияния сомати-ки на психику. Но возможно и обратное воздействие - сло-жившийся у личности эмоциональный стереотип поведе-

состояния. Эмоциональный стереотип поведения оказывает дав-

В медицине существует понятие «субъективный уровень заболевания». В отличие от объективной картины сомати-ческих нарушений, субъективный уровень отражает, как человек эмоционально интерпретирует состояние своего здоровья. При этом каждое отдельное ощущение сопро-вождается субъективным эмоционально окрашенным вос-приятием, а сумма таких ощущений определяет интенсив-ность субъективных недомоганий.

Суммарная оценка интенсивности эмоционально ок-рашенных жалоб по поводу физического состояния об-

определяющий психический статус ЛИЧНОСТИ.

Речь идет о любой личности, а не только о больном или обратившемся за помощью к врачу. Ведь каждый из нас в той или иной мере обеспокоен своим здоровьем и пережи-вает какие-либо недомогания, привнося в повседневные

тический фон.

Предлагаем вам опросник, который выявляет интенсив-ность эмоционально окрашенных жалоб по поводу физи-ческого самочувствия.

Отмечаемые недомогания оценивайте по шкале: 0 - нет, 1 - слегка, 2 - несколько, 3 - значительно, 4 - сильно.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Вычисляются суммарные оценки недомоганий, состав-ляющих шкалы:

1. <Истощевие> - И: 1+4+15+16+17+19=

Показатель этой шкалы характеризует неспецифичес-кий фактор истощения, который указывает на общую по-терю жизненной энергии потребность человека в помощи.

2. 4Желудочные жалобы» - Ж: 3+9+10+12+13+21=

Шкала отражает синдром нервных (психосоматических) желудочных недомоганий (эпигастральный синдром).

3. <Боли в различных частях тела» или *ревматичес-кий фактор» - Р: 5+7+8+14+18+23=

Шкала выражает субъективные страдания пациента, носящие алгический или спастический характер.

4. ^Сердечные жалобы» - С: 2+6+11+20+22+24=

Шкала указывает на локализацию недомоганий преиму-щественно — в сосудистой сфере.

5. t Давление* (интенсивность) жалоб- Д.

Эта шкала включает все 24 приведенные выше жалобы и представляет собой интегральную оценку 4-х предыду-щих шкал. Шкала характеризует общую эмоционально окрашенную интенсивность жалоб.

Необходимо подчеркнуть, что указанные шкалы не от-ражают клинические синдромы, которые позволяют диаг-ностировать то или иное заболевание. Они представляют собой среднее сочетание ощущаемых человеком физичес-ких недомоганий.

Интерпретация результатов. Оценка для первых четы-рех шкал находится в диапазоне от О до 24 баллов (так как каждая шкала содержит 6 пунктов), для 5-й шкалы как суммарного показателя четырех предыдущих оценка может варьироваться от 0 до 96 баллов.

Для того, чтобы оценить субъективную степень эмоци-онального переживания физических недомоганий отдельно-

Я чувствую следующие 0 Нет 1 2 Нес-

3 Значв-4 Силь-

1 2 3 4 5 6
1. Ощущение слабости      

 

2. Сердцебиение, перебои в сердце или замирание сердца      

 

3. Чувство давления или перепол-      

 

4. Повышенная сонливость      

 

5. Боли в суставах и конечностях      

 

6. Головокружение      

 

7. Боли в пояснице или спине      

 

8 ' B4°eSix сустаЙГ"1™1 ™ ШК '      

 

9. Рвота      

 

10. Тошнота      

 

11. Ощущение кома в горле, суясе-      

 

12. Отрыжка      

 

13. Изжога или кислая отрыжка      

 

14. Головные боли      

 

15. Быстрая истощаемость      

 

16. Усталость      

 

17. Чувство оглушенности (помра-      

 

18 ' ™ У в°н!гах ЯЖеСТ И " Л И yC ™ OC "      

 

19. Вялость      

 

груди      

 

21. Боли в желудке      

 

22. Приступы одышки (удушья)      

 

23. Ощущение давления в голове      

 

24. Сердечные приступы      

 

 

го человека, авторы методики предлагают рассматривать его данные в сравнении с выборками стандартизации — с результатами, полученными в контрольной группе здо-ровых (286 человек) и в группе пациентов, страдающих невротическими и психосоматическими расстройствами (467 чел.)- С помощью специальной таблицы сырые баллы данного человека переводятся в процентные ранги (см. При-ложение 1). Процентный ранг указывает, какой процент лиц в контрольной группе (К) или в группе пациентов (П) имеет по шкале «интенсивности» (давление жалоб) оцен-ку, равную или более низкую по сравнению с результатом конкретного опрошенного человека.

Например, конкретный опрошенный (женщина 25 лет) получает по шкале «интенсивность» (давление жалоб) 14 сырых баллов. В таблице перевода сырых баллов в про-центные ранги для женщин от 18 до 30 лет этому сырому баллу в контрольной группе (графа К) соответствует циф-ра 51, а в группе пациентов (графа П) - цифра 28. Это означает, что 51% здоровых женщин в возрасте от 18 до 30 лет и 28% пациенток того же возраста имеют такую же или более низкую степень интенсивности жалоб (давле-ния жалоб). Пропуски в начале таблицы указывают, что никто из исследованных в контрольной группе или группе пациентов не получил по этой шкале сырой балл.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОПЕРАТИВНОЙ ОЦЕНКИ САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ И НАСТРОЕНИЯ

Цель: Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения.

Опросник состоит из 30 пар противоположных харак-теристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той

Инструкция: Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы дол-жны в каждой паре выбрать ту- характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить циф-ру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ:

При подсчете крайняя степень выраженности негатив-ного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал по-стоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. По-лученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов но шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шка-лам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышаю-щие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испыту-емого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его пока-зателей, но и их соотношение.

ТИПОВАЯ КАРТА методики

Дата Время

1, Самочувствие хорошее 3 2 1012 3

1. 2. Чувствую себя сильным 321012 3

2. 3. Пассивный 321012 3
4, Малоподвижный 3 2 1012 3

 

3. 5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3

4. 6. Хорошее настроение 321012 3

5. 7. Работоспособный 3 2 1012 3

6. 8. Полный сил 3 2 1012 3

7. 9. Медлительный 321012 3

8. 10. Бездеятельный 321012 3

9. 11. Счастливый 322012 3

10. 12. Жизнерадостный 321012 3

11. 13. Напряженный 3 2 1012 3

12. 14. Здоровый 321012 3

13. 15. Безучастный 321012 3

14. 16. Равнодушный 321012 3

15. 17. Восторженный 321012 3

16. 18. Радостный 321012 3

17. 19. Отдохнувший 321012 3

18. 20. Свежий 3 2 1012 3

19. 21. Сонливый 321012 3

20. 22. Желание отдохнуть 321012 3

21. 23. Спокойный 321012 3

22. 24. Оптимистичный 321012 3

23. 25. Выносливый 321012 3

24. 26. Бодрый 321012 3

25. 27. Соображать трудно -321012 3

26. 28. Рассеянный 321012 3

27. 29. Полный надежд 321012 3

28. 30. Довольный 321012 3

 

 САН

Самочувствие плохое Чувствую себя слабым Активные Подвижный Грустный Плохое настроение Разбитый Обессиленный Быстрый Деятельный Несчастный Мрачный Расслабленный Вольной Увлеченный Взволнованный Унылый Печальный Усталый Изнуренный Возбужденный Желание работать Озабоченный Пессимистичный Утомляемый Вялый Соображать легко Внимательный Разочарованный

Недовольный

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблицы перевода сырых баллов в процентные * ранги данных по шкале «давление жалоб»

ЗКенщины: Мужчины:

Сырые 18-30 лет31-45 лет46-60 лет18-30 лет31-45 лет46-60 лет |

 

баллы КП КП КП Кп КП КП
0 523 7
1 21 821337

 

2 3 21 112 164 14

 

3 3 41 183 236 241

 

4 73 41 1 223 297 311

 

5 105 73 1 345 397 315

 

6 7б 163 31 416 3910345

 

7 239 164 5 2 51 6 4516"417

 

8 511 205 136 5811 4817 458

 

9 3014 246 166 6513 6119 4811

 

10 920 29б 217 -68 13 6822 4812

 

11 4220 3810 247 73 13 6829 5212

 

12 320 4011 248 80166835 5512

 

13 4626 4012 29 8 81 17 71 35 5514

 

14 128 4013 399 8217 7141 6616

 

15 5731 4213 4210 8622 7742 6621

 

16 135 4216 4512 91 25 8145 6626

 

17 623549204712 922987486626

 

18 03853224713 953287496629

 

19 714062254713 963287516933

 

20 7440 6426 50 15 96 33 90 55 6936

 

21 754369286016 993591577637

 

22 7545 7131 63 19 99 37 91 62 7940
23 8046 7334 66 22 99 37 91 64 7940

 

24 8149 7638 6822 9940 9468 7940

 

25 844976457126 994094717945

 

26 8852 7847 71 28 99 41 94 72 7951

 

27 8860 7850 79 33 10041 94 72 7953

 

28 9062 8053 82 37 43 94 74 7958

 

29 9162 8054 8438 48 9477 7959

 

зо-9163 8055 84 42 51 94 81 9064

 

31 9363 8556 8445 59 9484 9064

 

32 9366 8559 84 46 62 94 84 9366

 

33 9468 8762 8447 65 9486 9366

 

84 9769 9266 8447 68 9486 9367

 

36 9975 9269 8749 68 9787 9370

 

за9977 9269 89 53 71 10088 9370

 

37 9980 9371 9254 75 88 9374

 

38 9985 9372 92 57 76 88 9777

 

3» 9985 9373 95 58 81 88 9778

 

Женщины: Мужчины:

Сырые 18-30 лет31-45 лет 46-60 лет 18-30 лет31-45 лет46-60лет

 

баллы К П К п КП КК

 

40 100 91 9674 95 61 82 88 9779
41 92 9677 95 69 82 90 100 82
42 92 9880 95 67 86 91 82
43 92 98 82 95 69 86 93 86
44 92 98 83 95 70 92 96 88
45 92 9884 95 73 92 97 89
46 92 98 85 95 74 92 97 89
47 92 98 85 95 76 94 97 93
18 92 9886 95 79 94 97 93
49 92 9886 95 81 94 9793
SO 92 9886 95 82 94 97 95
51 92 9888 95 83 94 97 96
52 98 9892 95 84 95 97 97
53 100 9893 95 87 95 97 97
54 9893 95 89 97 9797
55 10093 95 89 97 99 97
56 95 95 90 97 99 97
67 96 95 90 97 99 97
58 96 97 90 97 99 97
59 96 100 91 97 99 97
60 96 91 98 99 97
61 96 92 98 99 97
62 97 92 98 99 97
63 98 92 98 100 97
64 99 94 100 97
65 99 94 97
66 99 96 97
67 99 96 99
68 99 97 99
69 99 98 99
70 99 98 99
71 99 98 99
72 99 98 99
73 99 99 99
74 99 99 99
75 99 99 99
76 100 99

Кп п

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА Я. СТРЕЛЯУ

Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня под-вижности нервных процессов. Тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, пред-полагающих один из вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».

Инструкция: Вам будет предложено несколько вопро-сов об особенностях Вашего поведения в различных усло-виях и ситуациях. Это не испытание ума или способнос-тей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинте-ресованы в правдивых ответах. На ответы следует отве-чать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Отвечайте «да», «не знаю», «нет». Не пропускайте како-го-либо вопроса.

ВОПРОСЫ

1. 1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливаю-щим товарищеские контакты?

2. 2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного дей-ствия до момента, пока не получите соответствующего рас-поряжения?

3. 3. Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?

4. 4. Умеете ли Вы работать в неблагоприятных условиях?

5. 5. Воздерживаетесь ли Вы во время дискуссий от неде-ловых, эмоциональных аргументов?

6. 6. Легко ли Вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе после длительного перерыва (после отпуска, кани-кул и т.д.)?

7. 7. Будучи увлеченным работой, забываете ли Вы об ус-талости?

8. 8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определен-ную работу, терпеливо ждать ее окончания?

 

разное время дня?

1. 10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?

2. 11. Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев?

3. 12. Можете ли Вы терпеливо объяснять кому-либо что-то непонятное?

4. 13. Нравится ли Вам работа, требующая умственного напряжения?

5. 14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или

6. 15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

7. 16. Можете ли Вы, если нужно, воздержаться от прояв-ления своего превосходства?

8. 17. Ведете ли Вы себя, как обычно, в кругу незнакомых Вам людей?

9. 18. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?

10. 19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?

11. 20. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих?

12. 21. Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных работ?

13. 22. Влияет ли обычное окружение, в котором Вы нахо-дитесь, на Ваше настроение?

14. 23. Способны ли Вы переносить неудачи?

15. 24. В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите Вы так же свободно, как обычно?

16. 25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные из-менения в распорядке дня?

17. 26. Есть ли у Вас на все готовый ответ?

18. 27. В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда жде-те важное для себя решение?

19. 28. Легко ли Вы организуете первые дни своего отпус-

20. 29. Обладаете ли Вы быстротой реакции?

21. 30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или ма-неры к походке или манерам людей более медлительных?

22. 31. Ложась спать, засыпаете ли Вы быстро?

23. 32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, на семинарах?

24. 33. Легко ли Вам испортить настроение?

25. 34. Легко ли Вы отрываетесь от выполняемой работы?

26. 35. Воздерживаетесь ли Вы от разговоров, если они мешают другим?

27. 36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?

28. 37. При совместном выполнении какой-либо работы легко ли Вы срабатываетесь с партнером?

29. 38. Всегда ли Вы задумываетесь перед выполнением какого-либо важного дела?

30. 39. Если Вы читаете какой-либо текст, то удается ли Вам следить от начала до конца за ходом рассуждений

31. 40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиком?

32. 41. Воздерживаетесь ли Вы от убеждения кого-либо в том, что он не прав, если такое поведение целесообразно?

33. 42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую боль-шой ловкости рук?

34. 43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое Вами решение, учитывая мнение других?

35. 44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы?

36. 45. Можете ли Вы работать ночью, после того, как ра-ботали весь день?

37. 46. Быстро ли Вы читаете беллетристическую литературу?

38. 47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?

39. 48. Сохраняете ли Вы самообладание в ситуациях, ко-торые того требуют?

40. 49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

41. 50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной, импульсивной реакции?

42. 51. Можете ли Вы работать в шумной обстановке?

43. 52. Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от того, чтобы не сказать правду прямо в глаза?

44. 53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экза-

45. 54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

46. 55. Нравятся ли Вам частые перемены?

 

ле ночного отдыха, если накануне днем у Вас была тяже-лая работа?

1. 57. Избегаете ли Вы занятий, выполнение которых требу-ет разнообразных действий в течение короткого времени?

2. 58. 1.ак правило, Вы самостоятельно справляетесь с возникшими трудностями?

3. 59. Ожидаете ли Вы окончания речи кого-либо, прежде чем начинаете говорить сами?

4. 60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спас-ти утопающего?

5. 61. Способны ли Вы к напряженной учебе, работе?

6. 62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных заме-чаний?

7. 63. Придаете ли Вы значение постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях и т. п.?

8. 64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к дру-гому?

9. 65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять важное решение?

10. 66. Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся Вам препятствия?

11. 67. Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг?

12. 68. Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь сте-реотипной деятельностью, которая всегда выполняется одинаково?

13. 69. Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательные в общественных местах?

14. 70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выс-тупления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляций?

15. 71. Нравится ли Вам оживленное движение вокруг?

16. 72. Нравится ли Вам работа, требующая больших усилий?

17. 73. В состоянии ли Вы длительное время сосредота-чивать внимание на выполнении определенной задачи?

18. 74. Любите ли Вы задания, требующие быстрых дви-жений?

19. 75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?

20. 76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу пос-ле пробуждения?

21. 77. Можете ли Вы после окончания порученной Вам рабо-ты терпеливо ждать, когда закончат свою работу другие?

22. 78. Действуете ли Вы так же четко и после того, как стали свидетелем каких-либо неприятных событий?

23. 79. Быстро ли Вы просматриваете газеты?

24. 80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас труд-но понять?

25. 81. Можете ли Вы нормально работать не выспавшись?

26. 82. В состоянии ли Вы длительное время работать без перерыва?

27. 83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова,

28. 84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую не-обходимо окончить, если знаете, что Ваши товарищи раз-влекаются и ждут Вас?

29. 85. Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы?

30. 86. Быстро ли Вы говорите обычно?

31. 87. Можете ли Вы спокойно работать, если ожидаете гостей?

32. 88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием разумных аргументов?

33. 89. Терпеливы ли Вы?

34. 90. Можете ли приспособиться к ритму человека более медлительного, чем Вы?

35. 91. Можете ли Вы планировать свои занятия так, что-бы выполнять в одно и то же время несколько взаимосвя-

36. 92. Может ли веселая компания изменить Ваше угне-тенное состояние?

37. 93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколь-ко действий одновременно?

38. 94. Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая?

39. 95. Любите ли Вы работу, требующую множества раз-нообразных манипуляции/

40. 96. Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из близких страдает?

41. 97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных усло-виях?

42. 98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или не-знакомой компании?

43. 99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, при начале киносеанса, концерта,

 

ты других людей? 101. Нравится ли Вам часто менять род занятий? 102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои р^ки,

если случается что-нибудь из ряда вон выходящее? 103. Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих

случаях? 104. Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно? 105. Решаетесь ли Вы выступить против общественно-

го мнения, если Вам кажется, что Вы правы? 106. Удается ли Вам преодолеть состояние временной депрессии (подавленности)? 107. Нормально ли Вы засыпаете после сильного ум-ственного утомления? 108. В состоянии ли Вы спокойно долго ждать, напри-мер, в очереди? 109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет? 110. Можете ли Вы спокойно аргументировать свои высказывания во время бурного разговора? 111. Можете ли Вы мгновенно реагировать на необыч-ную ситуацию?

112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят? 113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних коле-

баний на болезненные врачебные процедуры? 114. Умеете ли Вы интенсивно работать? 115. Охотно ли Вы меняете места развлечений, отдыха? 116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня? 117. Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном

случае?

118. Присутствуя на спортивных соревнованиях, в цирке и т. п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов?

119. Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему

характеру ведения беседы со многими людьми? 120. Владеете ли Вы мимикой? 121. Нравятся ли Вии занятия, которые требуют энер-

гичных движений? 122. Считаете ли Вы себя смелым человеком? 123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить)

в необычной ситуации? 124. Можете ли Вы преодолеть нежелание работать в момент неудачи?

деть спокойно, если Вас об этом просят? 126. В состоянии ли Вы преодолеть свое веселье, если

это может кого-нибудь задеть? 127. Легко ли Вы переходите от печали к радости? 128. Легко ли Вы выходите из равновесия? 129. Соблюдаете ли Вы без особых затруднений обяза-

тельные в Вашей среде правила поведения? 130. Нравится ли Вам выступать публично? 181. Приступаете ли Вы к работе обычно быстро, без

длительного подготовительного периода? 132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя

133. Энергичны ли Ваши движения?
134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их под-вижности производится путем суммирования баллов, по-лученных за ответы на вопросы. При подсчете удобно ис-пользовать трафарет с прорезями, соответствующими ключу по шкалам. При наложении трафарета на лист с ответами, совпадение крестика в прорези с кодом соответствует оценке в два балла; если не совпадает, то испытуемый получает нулевую оценку; ответ «не знаю» оценивается в один балл. Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматри-вается как высокая степень его выраженности.

КОДЫ ОПРОСНИКА

Сила процессов возбуждения: Да: 3, 4, 7, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134; Нет: 47, 51, 107, 123;

Сила процессов торможения: Да: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 36, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129; Нет: 18, 34, 36, 59, 67, 128;

Подвижность нервных процессов: Да: 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 107, 111, 115, 116, 119, 127, 131; Нет: 25, 57, 63.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕМПЕРАМЕНТА

Нужно ответить на каждый вопрос «да» либо «нет» и запи-сать свой ответ рядом с номером вопроса. Не следует тратить много времени на обдумывание вопросов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Чем искреннее Вы это сделаете, тем точнее и правильнее сможете изучить свой темперамент.

№ Содержание вопроса Да Нет

1. 1. Вы любите часто бывать в компании?

2. 2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непроч-

3. 3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?

 

4. Во время беседы Вы очень быстро говорите?

1. 5.    Вам нравится работа, требующая полного напряжения
сил и способностей?

 

2. 6. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

3. 7.    Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жиз-
нерадостным?

 

4. 8.    Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету
другое?

 

5. 9.    Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, ко-
торые Вас понимают, могут одобрить и утешить?

 

6. 10. У Вас очень быстрый почерк?

 

П.

Р"бОТУ' ЗШИтК > Х0Т ЯОЖН0

ЙТбы^о^дыЙть™" 1

1. 12. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?

2. 13. У Вас много очень хороших друзей?

3. 14.  Трудно ли Вам оторваться от дела, которым поглощены,
и переключиться на другое?

 

4. 15. Часто ли Вас терзает чувство вины?

5. 16.

 

^ите^н^ Г °ЧеНЬ бЫСТР°  НеЗШШСИМ О о т ТОГ°!

'

17. трудным и Эщ»"1кам и

шЛиим^ их? Д ° ™х

1. 18. Бывает ли, что иногда Вы соображаете хуже, чем обычно?

2. 19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людь-

3. 20.  Часто ли Вы планируете, как будете себя вести при
встрече, беседе?

 

 

21.
над Вами?

 

Содержание вопроса Да Нет

22. Во время беседы обычно Вы жестикулируете?

23. Чаще всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?

24.  Бывают ли у Вас такие мысли, о которых Вы не хоте-ли, чтобы о них знали другие?

25. Вы любите подшучивать над другими?

1. 26.  Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщать кому-либо?

2. 27. Часто ли Вам снятся кошмары?

 

28. Эбычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учеб-ный материал?

29. трудн о даж е несколь"

к^Гс^Гб ^ SLTe™? ^ ш

30. Бывало ли, что разозлившись, Вы выходили из себя?

31. Вш^н^трудно внести оживление в довольно скучную

32. Вы обычно довольно долго раздумываете, приникая

33. Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?

1. 34.  Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?

2. 35. Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы

3. 36.  Возникало ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям?

4. 37.  Считаете ли Вы себя открытым и общительным чело-веком?

5. 38.

6. 39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже дру-

 

a. 40. Обычно Вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?

b. 41. В течение дня Вы можете долго и продуктивно зани-маться чем-либо, не чувствуя усталости?

c. 42. У Вас есть привычки, от которых следовало бы изба-

d. 43. Вас принимают иногда за человека беззаботного?

e. 44. симпатия к Вам надежна и проверена?

f. 45. Вас можно быстро рассердить?

 

46.  Во время дискуссии обычно Вы быстро находите под-ходящий ответ?

a. 47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не

b. 48. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых со-всем не разбираетесь?

 

КЛЮЧ к методике «Психологическая характеристика темперамента».

Опросник темперамента позволяет диагностировать сле-дующие полярные его свойства! экстраверсию—интровер-сию, ригидность-пластичность, эмоциональную возбуди-мость—эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый—медленный), активность (высокую—низкую) и, кроме того, искренность испытуемого в ответах на вопро-сы. Каждое свойство темперамента оценивается с помо-щью кода опросника. При этом следует построчно сложить ответы «да» (в коде указаны их номера) и полученные сум-мы умножить н& коэ<рфициент (о, Z или 1 балл), затем то же сделать с ответами «нет». После этого вычисляется об-щая сумма баллов, характеризующая конкретное свойство темперамента.

Код опросника

Свойства

Ответы «да»

Балл Ответы «нет> Балл

темперамента

     

1. Экстраверсия

1, 7, 23, 19, 25, 31, 37, 4, 43 3 2 2 • 1

2. Ригидность „

2, 14, 20, 38, 44 3 2 37 19,46 2 1

3. Эмоциональная возбудимость

15, 21, 33 39, 45 3, 9 27 3 2 1    

4. Темп реакций

4, 16, 28, 10, 22, 34, 40, 46, 17, 29, 37 3 2 1    

5. Активность

5, 11, 17, 23, 29, 35, 41, 47, 10 3 1 38 1

6. Искренность

30, 36, 42, 48, 6, 12 18, 25, 24 3 1 28 1
           

 

Завершение работы. Установите искренность своих ответов на вопросы по шкале: высокая — 13—20 баллов, средняя — 8—12 баллов, низкая — 0—7 баллов (ответы не-надежны). Затем, руководствуясь таблицей «Средние оцен-ки и зоны выраженности свойств темперамента», опреде-лите степень выраженности каждого свойства и зафикси-

«Мой темперамент характеризуется очень высокой эк-страверсией (24 балла), средней пластичностью (7 баллов), очень высокой эмоциональной уравновешенностью (5 бал-лов), быстрым темпом реакций (14 баллов), низкой актив-ностью (9 баллов)».

Средняя оценка и зоны выраженности свойств темперамента

Экстра-версия Ригидность Эмоц. возбуди- Темп реакций Активность
22-2 6 16-23 18-20 20-2 2 24-2 6
      быстрый  
17-21 12-15 14-17 14-19 быстрый 21 -2 3
средняя средняя средняя средний средняя
7-1 1 3-6 4-7 5-8 9-13
0-6 0-2 0-3 0-4 0-8
Интро- Пластич- Эмоц. уравнове- медленный  

 

МЕТбдИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ХАРАКТЕРА ПО К. ЮНГУ

Давайте ответ на поставленный вопрос (вариант ответа а или б подчеркните).

1. 1.    Что Вы предпочитаете?
а) немного близких друзей;
б) большую товарищескую компанию.

 

2. Какие книги Вы предпочитаете читать?

б) с раскрытием переживаний другого.

2. 3.    Что Вы скорее можете допустить в работе?
а) опоздание;
б) ошибки.

 

3. 4.    Если Вы совершаете дурной поступок, то:
а) остро переживаете;
б) острых переживаний нет.

 

4. 5.    Как Вы сходитесь с людьми?
а) быстро, легко;
б) медленно, осторожно.

 

5. 6.    Считаете ли Вы себя обидчивым?
а) да;

 

6. 7.    Склонны ли Вы смеяться от души?
а) да;
б) нет.

 

7. 8.    Считаете ли Вы себя!
а) молчаливым;
б) разговорчивым.

 

8. 9.    Откровенны ли Вы или скрытны?
а) откровенен;
б) скрытен.

 

9. 10. Любите ли Вы заниматься анализом своих переживаний? а) да; б) нет.

10. 11.  Находясь в обществе, Вы предпочитаете:
а) говорить;

 

 

б) слушать.

1. 12.  Часто ли Вы переживаете недовольство собой? а) да; б) нет.

2. 13.  Любите ли Вы что-нибудь организовывать?
а) да;
б) нет.

 

3. 14.  Хотелось бы Вам вести интимный дневник?
а) да;
б) нет.

 

4. 15. Быстро ли Вы переходите от решения к выполнению? а) да;

5. 16.  Легко ли меняется Ваше настроение?
а) да;
б) нет.

 

6. 17. Любите ли Вы убеждать других, навязывать свои

 

взгляды? а) да; б) нет.

1. 18.  Ваши движения
а) быстры;
б) медленны.

 

19. Вы беспокоитесь о возможных неприятностях?

б) редко.

2. 20.  В затруднительных случаях Вы:
а) спешите обратиться за помощью;
б) не обращаетесь.

 

 

КЛЮЧ к методике «Типология личности».

О Вашей экстраверсии говорят следующие варианты ответов: 16, 2а, 36, 5а, 66, 7а, 86, 9а, 106, 11а, 126, 13а, 146, 15а, 16а, 17а, 18а, 196, 20а.

Подсчитывается количество совпавших ответов и умно-

жается на 5. Баллы 0—35 — интроверсия Баллы 36—65 — амбиверсия Баллы 66-100 - экстраверсия

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» ДЖ. БУКА

Предназначена как для взрослых, так и для детей, воз-можно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемо-му предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобра-зить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной про-исходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зритель-ную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происхо-дит в нашей жизни.

в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для че-ловека — жизненная энергия; если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРИЗНАКОВ В ТЕСТЕ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК*

«ДОМ»

Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали— чувство отвергнутое™ (отверженности).

Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома —

серьезный конфликт.

Развые постройки — агрессия направлена против фак-тического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособить-ся в интерперсональных отношениях.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — от-ражение конфликтной ситуации, наносящей вред правиль-ной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены. Задняя стена, изображенная с другой стороны, необыч-но — сознательные попытки самоконтроля, приспособле-ние к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враж-дебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по срав-нению с другими деталями — субъект стремится сохра-нить (не потерять) контакта с реальностью. Стена, отсутствие ее основы — слабый контак т с реаль-ностью (если рисунок помещен внизу). Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытыва-ет трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением

— плохая ориентировка во времени (доминирование про-шлого или будущего). Возможно, субъект очень чувстви-телен к давлению среды.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы. Стена: контуры линии слишком акцентированны — со-знательное стремление сохранить контроль.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тен-денции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потреб-ность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, на-сколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением ~

субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери. Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домаш-нем кругу). Двери (одни или несколько), задние или боковые — от-ступление, отрешенность, избегэние. Двери (одни или несколько) парадные — первый при-знак откровенности, достижимости. Двери открытые. Если дом жилой - это сильная по-требность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность). Двери боковые (одна или несколько) - отчуждение, уеди-нение, неприятие реальности. Значительная неприступ-ность. Двери очень большие — чрезмерная зависимость от дру-гих или стремление удивить своей социальной коммуни-кабельностью. Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое *Я*. Чувство несоответствия, неадекватности и нереши-тельности в социальных ситуациях. Двери с огромным замком — враждебность, мнитель-ность, скрытность, защитные тенденции. Дым очень густой - значительное внутреннее напряже-ние (интенсивность по густоте дыма). Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоцио-нальной теплоты дома.

Окна. Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности. Окна, сильно открытые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает

готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсут-ствие стремления скрывать свои чувства. Окна, сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантази-ях.

Крыша,

Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему ри-сунку, — фиксация на фантазиях как источнике удоволь-ствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабле-ния контроля фантазии. Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабочен-ность контролем над фантазией (ее обузданием). Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Комната.

Ассоциации могут возникнуть в связи:

1) с человеком, проживающим в комнате;

2) с интерперсональными отношениями в комнате;

3) с предназначением этой комнаты (реальным или при-писываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за непри-ятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната: субъект выбирает ближайшую комнату — мни-тельность.

Ваива.

Выполняет санитарную функцию. Если манера изобра-жения ванны значима, возможно нарушение этих функ-ций.

Труба. Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психо-логической теплоты дома. Труба почти невидима (спрятала) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная агрессия, если обнаруживает-ся у взрослых. Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мни-тельность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Дополнения.

Прозрачный, «стекл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: