В DSM-IV так описано Депрессивное расстройство лич-ности:
А. Образец первазивного депрессивного мышления и поведения, развивающийся в раннем взрослом возрасте, представлен в разнообразии нижеследующих контекстов:
.(1) Настроение обычно подавленное, мрачное, тоскли-вое, вызванное раздумьями о собственном несчастье.
.(2) Концепция обычно построена на заниженных са-мооценках и низком самоуважении.
.(3) Очень критичен, обвинителен по отношению к себе.
.(4) Гиперболизирует поводы для волнения.
.(5) Негативно и критично относится к другим.
.(6) Является пессимистом.
.(7) Мучается от раскаяний и чувства вины.
Б. Проявляется не только в главных депрессивных эпи-зодах, также подвержен другим расстройствам.
Когда не светит солнце
Для людей с Депрессивным расстройством личности этот мир всегда скучен, мрачен, и нет им никакого спасения от этой тусклости. Заглядывая внутрь себя, они видят, что
недостойны, неинтересны, неадекватны. Они считают свое существование безнадежным, в других людях они нахо-дят лишь слушателей своих жалоб. Они пассивны и бес-помощны, проявляют внимание лишь к тому, что должно обязательно произойти в их несчастной жизни, которую они ощущают как огромную тяжесть на своих плечах. Если они к чему-то стремятся, то обязательно будут сломлены невозможностью выполнить эту непосильную задачу.
|
|
Ясно, что эти личности постоянно ощущают боль, они живут среди ошибок и несчастий и встречают их повсюду.
Они не видят никакой помощи для себя, никакой воз-можности избежать всего этого. Они даже не пытаются обвинять в собственных неудачах других, как это делают личности с параноидальным и пассивно-агрессивным рас-стройством, они сами являются предметом своих нападок. Многие их обвинения против себя являются вполне объек-тивными. Наиболее удручает то, что они не способны ви-деть ярких красок из-за особенностей своего восприятия и поведения. Даже если они что-нибудь делают, не надеют-ся на хороший результат и на то, что что-то может изме-ниться к лучшему.
Может быть, для них депрессия «нормальна»?
В DSM-IV депрессивное расстройство личности дебюти-ровало в американской диагностике. Хотя этот диагноз общепризнан у европейских психиатров, для американ-ских практикующих врачей и юристов он еще неофициа-лен и упоминается только в приложении к DSM-IV, пока он отложен для дальнейшего изучения.
По сути, дебаты в основном касаются самого характера отношений между мышлением и телом, биологией и пси-хологией.
В настоящее время DSM-IV предлагает два основных диагноза для депрессии и депрессивного расстройства: глав-ное депрессивное расстройство (главная депрессия) и дис-тимическое расстройство (дистимия).
|
|
АГРЕССИВНЫЙ ТИП
«ВОЖАК»
Кто здесь главный? Агрессивный тип, конечно. В то время, как другие могут быть равнодушны к лидерству, Агрессивные люди изо всех сил стремятся к рулю. Они рождены, чтобы принять командование. Они вожаки в стае, сила их личности более мощная, чем любой другой. Они могут возложить на себя огромную ответственность, не опасаясь краха. Они принимают власть и отдыхают ду-шой. Они никогда не уклоняются от борьбы, конкурируют с чемпионами. Как они распоряжаются завоеванной вла-стью, уже зависит от преобладания других типов личнос-ти в их характерах.
Шесть характеристик
Следующие шесть особенностей поведения свидетель-ствуют о наличии Агрессивного типа в индивидуально-сти. В зависимости от количества особенностей в характе-ре человека Агрессивный тип присутствует в большей или меньшей степени.
1. Команда.
Агрессивные личности умеют взять свое. Они удобно себя чувствуют под грузом власти и ответственности.
2. Иерархия.
Они работают лучше всего в пределах определенной структуры власти, где каждый знает свое место и всем ясны их полномочия.
3. Нетерпение к изменениям.
Агрессивные люди изобретают правила и требуют от других четкого их выполнения.
4. Целеустремленность.
Агрессивные люди очень целенаправлены. У них праг-матичный подход к достижению своих целей. Они сделают все, чтобы получить желаемый результат.
5. Сила воли.
Они не щепетильны, не обидчивы. Могут хорошо ра-ботать в довольно сложных условиях и в опасных си-туациях, не позволяя брать над собой верх волнению и опасениям.
6. Буйство и метания.
Агрессивные люди любят действия и приключения. Они физически сильны и часто с наслаждением при-нимают участие в спортивных состязаниях, особенно там, где наиболее тесный контакт с соперником.
Садистское расстройство личности
Как подразумевается в названии, люди с садистским расстройством личности очень жестоки, холодны, безжа-лостны и пугающи. Они могут быть сильными и получать удовлетворение от оскорбления других.
Диагностические критерии
Это расстройство личности, как будет указано далее в этой главе, не встречается в DSM-IV, но в DSM-III-R оно описано таким образом:
А. Образец первазивной жестокости, агрессивное пове-дение, развивающееся в раннем взрослом возрасте, прояв-ляется в нижеследующем:
.(1) Использование физического или другого насилия в целях установления господства в отношениях.
.(2) Оскорбление или унижение людей в присутствии других.
.(3) Требование подчинения строжайшей дисциплине к тому, кто попадает под контроль, необычайная же-стокость к детям, студентам, заключенным, пациен-там и т. д.
.(4) Получение удовольствия от психических или фи-зических страданий других (людей, а также живот-ных).
.(5) Ложь для причинения вреда (не просто во имя достижения некой цели).
.(6) Влияние на других людей таким образом, чтобы они испытывали страх (запугивание, террор).
.(7) ограничения автономии людей, с которыми уста-новлены близкие отношения, например, запретить супруге без сопровождения покидать дом, посещать различные мероприятия.
.(8) Восхищение всякого рода насилием, оружием, во-енным искусством, убийствами и пытками.
Б. Признаки поведения А направлены не на одного че-ловека (ребенка или супруга) и не исключительно с целью получения сексуального удовольствия (как в сексуальном садизме).
II. ДИАГНОСТИКА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
И СЕМЬЕ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
ИЗУЧЕНИЯ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ
С. РОЗЕНЦВЕЙГА АДАПТИРОВАНА В НИИ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА
Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображе-ны два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фру-страционной ситуации.
|
|
Методика состоит из 24 рисунков, на которых изобра-жены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.
1. 1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сби-вает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций — рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
2. 2. Ситуация «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуа-ция «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретиро-вать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот.
Процедура эксперимента организуется согласно прило-женной к набору рисунков инструкции.
Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
1. 1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязан-ность другому лицу разрешить данную ситуацию).
2. 2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фруст-рирующую ситуацию как благоприятную для себя, при-нимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).
3. 3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как от-сутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
|
|
1. 1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в отве-те испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, вся-чески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения).
2. 2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (глав-ную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустра-цию никому не может быть приписана).
3. 3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении по-требности» (ответ направлен на разрешение проблемы; ре-акция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разреше-ние ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Для обозначения направления реакции пользуются бук-вами Е, I, М, Е — экстрапунитивные реакции; /— интро-пунитивные; М— импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами: OD — «с фиксацией на препятствии», ED — «с фиксацией на самозащите», NP — «с фиксацией на удовлетворении потребности».
Для указания, что в ответе доминирует идея препят-ствия, добавляется значок «прим» (Е', Г, М'). Тип реак-ции «с фиксацией на самозащите» обозначается пропис-ными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными бук-вами е, 1, т.
В соответствующей таблице содержатся способы оце-нок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистраци-онный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCJR, который может быть обозна-чен как «степень социальной адаптации». Данный пока-затель вычисляется путем сопоставления ответов конкрет-ного испытуемого со «стандартными», среднестатистичес-кими.
ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Инструкция: «На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен гово-рящим какие-то слова. Вам надо на листе ответов под но-мером, соответствующим рисунку, написать первый при-шедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделать-ся шуткой. Действуйте по возможности быстрее».
ОПИСАНИЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ
ФАКТОРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ПРИ ОЦЕНКЕ ОТВЕТОВ
OD
«с фиксацией на препятствии»
Е' — В ответе подчер-кивается наличие пре-пятствия.