Пример: «Это Вам на-до разрешить пот во-прос»

i —Субъект сам берет-ся разрешить фрустраци-онную проблему. При-мер: «Я беру ответствен-ность за исправление этой ситуации на себя».

т — В ответе выража-ется надежда, что время, нормальный ход со-бытий разрешат пробле-му, просто надо немного подождать, или же, что взаимопонимание и взаимоуступчивость уст-ранят фрустрирующую ситуацию. Пример: «Да-вайте спокойно погово-рим, подумаем».

чевия устных ответов с последующим их фиксированием психологом-экспериментатором. Инструкция предусмат-ривает ограничение времени при выполнении испытуе-мым теста с целью выявления непосредственной реакции, специфической для индивида. В среднем время выполне-ния теста — 25 мин.

БЛАНК ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

В процессе работы с методикой создана таблица «стан-дартных ответов», т. е. наиболее часто встречающихся на определенную ситуацию (от 40%). Для этого использова-ны результаты выборки из 120 инженеров КБ г. Красно-горска (поровну мужчин и женщин); каждая подвыборка содержала по 20 представителей различного должностно-го статуса: рядовых, ведущих инженеров и руководите-лей. Были подсчитаны частоты выделенных факторов, ко-торыми оцениваются ответы испытуемых на каждую си-туацию теста. Далее подсчеты велись исходя из со-ображений равновероятности выбора с использованием фор-мулы биноминального распределения. Статистически зна-чимые (на 0,01% уровне) вероятности появления счетных факторов определили характерные для конкретной ситуа-

ТАБЛИЦА

 «СТАНДАРТНЫХ ОТВЕТОВ»

OD

ED

ND

1 Е'

 

е

2  

 

3  

 

4  

ет

5  

im

6  

Е

е

7  

I

 

8  

 

9  

ЕЕ

 
10  

Е

 
11  

 

е
12 Г

1

 
13  

 

14   М

т

15    

im

16    

i

17    

т

18  

 

19  

т

20  

М

е

             

 

ции ответы. Полученная таким образом таблица «стандарт-ных ответов» служит для подсчета индивидуального коэффициента групповой адаптивности (КГА), который, по мнению С. Розенцвейга, является показателем фруст-рированности субъекта. Н. Г. Хитрова придерживается мне-ния, что КГА служит показателем коммуникативных свойств личности, навыков эмоционального реагирования.

Валидность теста «Деловые ситуации» определялась пу-тем сопоставления его результатов, полученных на выбор-ке, состоящей из 40 руководителей одного из предприятий г. Вильнюса, с результатами проведения фрустрационно-рисуночного теста С. Розенцвейга на той же выборке спе-циалистов. Корреляционный анализ выявил положитель-ные связи между идентичными факторами методик, при-чем наиболее тесные связи обнаружены между показате-лями по факторам: е, Е, I. Данный факт свидетельствует о том, что методика «Деловые ситуации» выявляет те же признаки, что и положенный в ее основу метод рисуноч-ных ассоциаций.

Валидность теста «Деловые ситуации» доказывается так-же сопоставлением ее результатов с данными групповой оценки личности, отражающей мнение коллектива. Рабо-та проведена на выборке инженеров одного из КБ г. Крас-ноярска — 111 человек. Полученные данные приведены выше, в описании содержания основных поведенческих реакций, и подтверждают валидность методики «Деловые ситуации» по большинству показателей теста. Результаты статистической обработки содержатся в прилагаемых таб-лицах.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ «РЕЙТИНГ ЦЕННОСТНО-ПОТРЕБНОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРСОНАЛА»

Укажите, пожалуйста, Вашу должность

Каков Ваш трудовой стаж

Предлагаем ответить на интересующие Вас вопросы, которые объединены в три группы (табл. 1). При ответе на вопросы первой группы необходимо выполнить два зада-ния.

Задание 1. Внимательно ознакомьтесь, пожалуйста, с перечнем, включающим 25 вопросов. Выберите наиболее значимую для Вас проблему и оцените высшим баллом — 25 баллов. Занесите оценку в графу Н. Из оставшихся 24 вопросов вновь выберите наиболее значимый для Вас и дайте ему оценку, но уже в 24 балла. Оценку также занесите в графу Н. Проведите это последовательно по всем вопросам. Последний вопрос будет оценен Вами в 1 балл. Задание 1 выполнено.

Задание 2. Загните, пожалуйста, опросный лист с ле-вой стороны сверху вниз на расстоянии 3,5 см так, чтобы не было видно показателей в графе Н. Теперь оцените, пожалуйста, какая из 25 Ваших потребностей удовлетво-ряется в настоящее время лучше и больше чем все осталь-ные. Оцените ее 25 баллами, а результат занесите в графу HI. Из оставшихся 24 потребностей оцените высшим бал-лом (24 балла) ту, которая удовлетворена сейчас в боль-шей степени. И так до конца. Последняя — 1 балл.

Таблица 1.

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Н                          ВОПРОС

Благополучие в семейных отношениях Удовлетворенность во взаимоотношени-ях с сотрудниками

Личная комфортность и удовлетворен-ность в жизни

Психическая стабильность и отсутствие постоянной неудовлетворенности ра-ботой

Защищенность в социальной среде: на

• работе и вне ее Удовлетворенность Вашим статусом в коллективе Свобода выбора и смены вида профес-сиональной деятельности Удовлетворенность взаимоотношениями со всеми вышестоящими руководите-лями Возможность для самосовершенствова-

ния и самореализации вне работы при обеспечении законных гарантий

Комфортность условий труда Наличие авторитета среди сотрудников Спокойствие и уверенность в благопо-лучии и обеспеченности семьи в на-стоящем и будущем. Материальная достаточность и удовлет-воренность денежным содержанием

Высокие результаты труда и их признание Соответствие позиции лидера реально-му статусу Степень совпадения личных и служеб-ных интересов Наличие авторитета среди вышестояще-го начальства

H I дд

Продолжение таблицы 1.

н ВОПРОС H I дд

Удовлетворенность взаимоотношениями
на работе

 

Признание руководством личных уси-
лий и их оптимальности в достиже-
нии результатов труда

 

Более престижная и оплачиваемая про-
фессиональная деятельность

 

Удовлетворенность результатами само-
совершенствования и самореализации
в избранном виде деятельности

 

Удовлетворенность престижностью
Вашей профессией, статусом и реальным
положением в обществе

 

Удовлетворенность взаимоотношениями
с непосредственным начальником
Преобладание хорошего, приподнятого

 

настроения
Мотивация профессиональной деятель-
ности и удовлетворенность личным
участием в ней
Забота о личном здоровье и здоровье
членов семьи

 

Вопросы второй группы
Ответьте, пожалуйста, на них

 

Укажите, пожалуйста, в табл. 2, как Вы используете слу-жебное и внерабочее время (в процентах от общего бюджета).

Таблица 2.

№ Вопросы День Нед Мее Ср.з

1. Служебное время

а. Характер функциональных действий:
1 выдача распоряжений, совещания
2 организация исполнения и контроль
3 аналитическая работа
4 другие функции, укажите какие

 

б. Содержание деятельности:
1 личное участие в обучении персонала
2 личное участие в воспитательной работе
3 выполнение сугубо должностных обязанно-

 

стей
4 коммуникации и общение
5 самосовершенствование как профессионала

 

6 решение личных вопросов
7 другие обязанности и занятия

 

2. Внеслужебное время

а. Виды и направления занятий:
1 личные увлечения
2 занятия в кругу семьи
3 занятия в кругу друзей
4 другие хобби и занятия

 

б. Содержание занятий и увлечений:
1 отдых, увлечения
2 вопросы быта и обустройства
3 профессиональное самосовершенствование
4 культурное развитие и художественное

 

творчество
5 занятия физкультурой и спортом
6 другие виды занятий и увлечений

 

Ответьте, пожалуйста, на вопросы третьей группы. Укажите, пожалуйста, ориентировочные расходы Ва-шего денежного бюджета (в процентах): питание и одежда

приобретение предметов быта и материальных ценнос-тей

удовлетворение желаний в развитии и совершенствова-нии

удовлетворение культурных потребностей сбережения, вклады в бизнес, предпринимательство и т. п.

коммунально-бытовые и иные услуги
другие виды затрат, укажите какие

 

Благодарим Вас за участие в анкетировании!

Обработка результатов

1. 1. Определение рейтинга ценностей и потребностей: Рей-тинг ценностей оценивается по результатам, занесенным в графу Н; рейтинг степени удовлетворения потребностей — по результатам, занесенным в графу HI.

2. 2. Определение уровня соответствия ценностей и степе-ни удовлетворения потребностей Д = Н—HI.

3. 3. Измерение уровня психической напряженности, обусловленного несоответствием личностных притяза-ний реальному их удовлетворению: Д1 + Д2...+ Д25 = Дп. Суммируются все положительные (+) значения Д (Н-Н 1 > 0).

 

Интерпретация результатов

1. Рейтинг ценностей и потребностей: а) 21 < Н или HI < 25 - приоритетные ценности (по-требности);

б) 16 < Н или Hi < 20 — актуальные ценности (потреб-ности);

в) 1 < Н или HI < 10 — ценности, не имеющие явно выраженного личностного значения.

2. Уровень соответствия ценностей и степени удовле-творенности потребностей (Д=Н—HI):

0<Д<5 — высокий уровень соответствия; 6<Д<10 — уро-вень удовлетворительного соответствия; 11<Д<15 — нали-чие проблем из-за несоответствия; 16<Д<24 — острая неудовлетворенность.

3. Уровень психической напряженности, вызванной несоответствием личностных притязаний реальному их удовлетворению (Д1 + Д2...+ Д25 = Дп); 0<Дп<30 - ком-фортное психическое состояние; 31<Дп<100 — удовлетво-рительное психическое состояние; 101<Дп<150 — повы-шенная дискомфортность; 151<Дп — высокий уровень дис-комфортности и психической напряженности.

Использование результатов опроса по второй и третьей группам вопросов позволят психологу проникнуть в те сто-роны жизни и деятельности человека, которые он должен знать при работе с клиентом. Анализ данных вопросов по-может ему разобраться в мотивах, связях, других вопро-сах, касающихся клиента. Они также полезны при состав-лении психологического портрета человека, коллектива, семьи.

МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ДЕЛОВЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕНЕДЖЕРА)

Каждый руководитель (менеджер) стремится к повы-шению эффективности своей управленческой деятельно-сти и укреплению авторитета. Поэтому он заинтересован в такой информации, которая дала бы возможность узнать свои особенности в сравнении с другими, более эффектив-но использовать свои положительные и нейтрализовать от-рицательные качества, если таковые имеются.

Информацию подобного рода позволяют получить ме-тоды психологического исследования личности и, в пер-вую очередь, психодиагностические тесты. Однако руко-водители (менеджеры) весьма неохотно идут на тестирова-ние даже к психологу, не говоря уже о работниках кадро-вых служб. Чем это объясняется?

Любой управленец, даже опытный и пользующийся заслуженным уважением, очень болезненно относится к своему авторитету и поэтому стремится избежать таких ситуаций, в которых может проявиться его несоответст-вие занимаемому положению. Психологическая диагности-ка для многих руководителей — явление неизведанное и поэтому вызывающее беспокойство и неуверенность в се-бе, и это не могут компенсировать никакие успехи в управ-лении. Руководитель готов подвергаться любым испыта-ниям, касающимся деловых качеств, но не готов раскрыть свои личностные особенности. Он опасается, что эта информация станет достоянием других лиц и предметом обсуждения подчиненных, не всегда настроенных благо-желательно. Именно поэтому психодиагностика вызывает у него внутреннее сопротивление.

В то же время у руководителя (менеджера) существует потребность иметь объективную информацию о себе.

Разрешить это противоречие позволяет самооценка руководителя с помощью психодиагностических тестов. Са-мооценка, являясь источником критической информации, оказывает влияние на самосознание руководителя, способ-ствует активизации самовоспитания и саморазвития, по-зволяет более целенаправленно корректировать личные ка-чества. Именно самооценка позволяет избавиться от чув-ства неизвестности и постепенно преодолеть психологиче-ский барьер по отношению к тестам.

Благодаря тестированию руководитель (менеджер) имеет возможность:

. • сравнить себя, некоторые свои качества и личност-ные особенности со шкалой, позволяющей определить сте-пень его расхождения с «идеальным» руководителем, с другими людьми, что даст ориентиры для самосовершен-ствования;

. • выявить и более эффективно применять положитель-ные качества, что формирует уверенность в себе.

 

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Инструкция: Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить, попарно сравнивая их между собой.

Сначала оцените 1-е утверждение со 2-ым, 3-им и т. д. и результат впишите в 1-ю колонку. Так, если при сравне-нии первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впи-шите цифру 2. Если же предпочтительным окажется пер-вое утверждение, то впишите цифру 1. Затем то же самое проделайте со вторым утверждение: сравните его сначала с 3-им, потом с 4-ым и т. д., и вписывайте результат во вторую колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверж-дениями постепенно заполняя весь бланк. Во время работы полезно к каждому утверждению вслух проговорить фразу «Я хочу...»

1. 1. Добиться признания и уважения.

2. 2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. 3. Обеспечить себе будущее.

4. 4. Зарабатывать на жизнь.

5. 5. Иметь хороших собеседников.

6. 6. Упрочить свое положение.

7. 7. Развивать свои силы и способности.

8. 8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. 9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. 10. Избегать неприятностей.

11. 11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. 12. Обеспечить себе положение влияния.

13. 13. Покупать хорошие вещи.

14. 14. Заниматься делом, требующим яолной отдачи.

15. 15. Быть понятым другими.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 101112 131415|

 

КЛЮЧ

а) Закончив работу, подсчитайте количество баллов (т. е. выборов), выпавших на каждое утверждение. Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее ко-личество баллов и расположите их по иерархии.

Это ваши главные потребности.

б) Для определения степени удовлетворенности 5-ти главных потребностей, подсчитайте сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам:

1. 1. Материальные потребности: 4, 8, 13;

2. 2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10;

3. 3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;

4. 4. Потребности в признании: 1, 9, 12;

5. 5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

 

РЕЗУЛЬТАТ:

Подсчитайте суммы баллов по каждой из 5-ти секций и отложите на вертикальной оси графика результата. По точкам-баллам постройте общий график результата, кото-рый укажет три зоны удовлетворенности по пяти потреб-ностям.

График результата: степень удовлетворенности потребностей.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ Т. ЭЛЕРСА

Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «ДА» или «НЕТ».

1. 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его луч-ше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.

2. 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100% выполнить задание.

3. 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все став-лю на карту.

4. 4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.

5. 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.

6. 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.

7. 7. По отношению к себе я более строг, чем по отноше-нию к другим.

8. 8. Я более доброжелателен, чем другие.

9. 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.

10. 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах отдыха.

11. 11. Усердие - это не основная моя черта.

12. 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.

13. 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, ко-торой я занят.

14. 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.

15. 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.

16. 16. Препятствия делают мои решения более твердыми.

17. 17. У меня легко вызвать честолюбие.

18. 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.

19. 19. При выполнении работы я не рассчитываю на по-мощь других.

20. 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.

21. 21. Нужно полагаться только на самого себя.

22. 22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.

23. 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное за-дание, я ни о чем другом не думаю.

24. 24. Я менее честолюбив, чем многие другие.

25. 25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро вый-ду на работу.

26. 26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.

27. 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.

28. 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.

29. 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.

30. 30. Когда мне приходится принимать решение, я ста-раюсь делать это как можно лучше.

31. 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.

32. 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих кол-лег.

33. 33. Бессмысленно противодействовать воле руководи-теля.

34. 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выпол-нять.

35. 35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.

36. 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои дости-жения.

37. 37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.

38. 38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.

39. 39. Я завидую людям, которые не загружены работой.

40. 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и поло-жению.

41. 41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

 

КЛЮЧ

Вы получили по 1 баллу за ответы «ДА» на следующие вопросы 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29,30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы «НЕТ» на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35,

40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных бал-лов.

РЕЗУЛЬТАТ

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотива-ции; свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТА:

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анали-зировать вместе с результатами двух следующих тестов: теста «Мотивация к избеганию неудач» и теста «Готов-ность к риску».

Исследования показали, что люди, умеренно сильно ори-ентированные на успех, предпочитают средний уровень рис-ка. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мо-тивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой моти-вации к успеху.

К тому же, людям, мотивированным на успех и имею-щим большие надежды на него, свойственно избегать вы-сокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, РЕЖЕ попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И на-оборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ Т. ЭЛЕРСА

Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из 3-х слов, которое наиболее точно Вас ха-

рактеризует и пометьте его.

1

1. 1. Смелый

2. 2. Кроткий

3. 3. Осторожный

4. 4. Непостоянный

5. 5. Неумный

6. 6. Ловкий

7. 7. Хладнокровный

8. 8. Стремительный

9. 9. Незадумывающийся

10. 10. Оптимистичный

11. 11. Меланхоличный

12. 12. Трусливый

13. 13. Опрометчивый

14. 14. Внимательный

15. 15. Рассудительный

16. 16. Предприимчивый

17. 17. Взволнованный

18. 18. Малодушный

19. 19. Пугливый

20. 20. Исполнительный

21. 21. Предусмотрительный

22. 22. Укрощенный

23. 23. Осторожный

24. 24. Разумный

25. 25. Предвидящий

26. 26. Поспешный

27. 27. Рассеянный

28. 28. Осмотрительный

29. 29. Тихий

30. 30. Оптимистичный

 

2

бдительный робкий решительный

бесцеремонный трусливый бойкий

колеблющийся легкомысленный жеманный добросовестный сомневающийся небрежный тихий неблагоразумный быстрый осторожный рассеянный неосторожный нерешительный преданный бойкий безразличный беззаботный заботливый неустрашимый пугливый оп рометч ивый рассудительный неорганизованный бдительный

3

предприимчивый

упрямый пессимистичный внимательный недумающий предусмотрительный удалой

боязливый непредусмотрительный чуткий неустойчивый взволнованный боязливый смелый мужественный предусмотрительный робкий бесцеремонный нервный авантюрный отчаянный небрежный терпеливый храбрый добросовестный беззаботный пессимистичный предприимчивый боязливый беззаботный

ключ

Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приве-денные в ключе (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая цифра после дефиса - номер столбца, в котором нужное слова. Например, 1/2 означает, что сло-во, получившее 1 балл в первой строке, во втором столб-це - «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результат

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотива-ции к избеганию неудач, защите.

От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотива-ции к избеганию неудач, защите.

Анализ результата: Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».

Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчаст-ными случаями, чаще попадают в подобные неприятно-сти, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.

Исследования показали также, что люди, которые бо-ятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают ма-лый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард ут-

верждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:

. • степени предполагаемого риска;

. • преобладающей мотивации;

. • опыта неудач на работе. Усиливают установку на защитное поведение два об-стоятельства: первое, когда без риска удается получить желаемый ре-зультат;

 

второе, когда рискованное поведение ведет к несчастно-му случаю. Достижение же безопасного результата при рис-кованном поведении, наоборот, ослабляет установку на за-щиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ К РИСКУ ШУБЕРТА

Инструкция: Оцените степень своей готовности совер-шить действия, о которых Вас спрашивают. При ответе на каждый из 25 вопросов поставьте соответствующий балл по следующей схеме:

2 балла - полностью согласен, полное «ДА»;. 1 балл - больше «ДА», чем «НЕТ»; О баллов - ни «ДА», ни «НЕТ», нечто среднее; —1 балл - больше «НЕТ», чем «ДА»; —2 балла - полное «НЕТ».

1. 1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тя-желобольному человеку?

2. 2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участ-вовать в опасной и длительной экспедиции?

3. 3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. 4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. 5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. 6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. 7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, буду-чи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. 8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со льва-ми при его заверении, что это безопасно?

9. 9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на вы-сокую фабричную трубу?

10. 10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. 11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую ло-шадь?

12. 12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на вело-сипеде?

13. 13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

14. 14. Могли бы Вы при необходимости проехать без биле-та от Таллина до Москвы?.

15. 15. Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за ру-лем сидел Ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?

16. 16. Могли бы Вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?

17. 17. Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болез-ни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию.

18. 18. Могли бы Вы спрыгнуть с подножки товарного ва-гона, движущегося со скоростью 50 км/час?

19. 19. Могли бы Вы в виде исключения вместе с семью другими людьми, подняться в лифте, рассчитанном толь-ко на шесть человек?

20. 20. Могли бы Вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный пе-рекресток?

21. 21. Взялись бы Вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?

22. 22. Могли бы Вы после 10 рюмок водки вычислять про-центы?

23. 23. Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взять-ся за высоковольтный провод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?

24. 24. Могли бы Вы после некоторых предварительных объ-яснений управлять вертолетом?

25. 25. Могли бы Вы, имея билеты, но без денег и продук-тов, доехать из Москвы до Хабаровска?

 

КЛЮЧ: Подсчитайте сумму набранных Вами баллов в соответ-ствии с инструкцией.

Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные отве-ты, свидетельствуют о склонности к риску. Значения тес-та: от -50 до +50 баллов.

РЕЗУЛЬТАТ:

Меньше -30 баллов: слишком осторожны;

от -10 до +10 баллов: средние значения;

свыше +20 баллов: склонны к риску.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач (защитой). Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

с возрастом готовность к риску падает;

у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов; с ростом отверженности личности, в ситуации внутрен-него конфликта растет готовность к риску;

в условиях группы готовность к риску проявляется силь-ней, чем при действиях в одиночку, и зависит от группо-вых ожиданий.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ САМООЦЕНКИ МОТИВАЦИИ ОДОБРЕНИЯ (ШКАЛА ЛЖИВОСТИ) Д. МАРЛОУ И Д. КРАУНА

Для оценки правдивости высказываний испытуемых в опросники нередко включают так называемые шкалы лживости или шкалы стремления к одобрению. Ниже при-водится один из вариантов такой шкалы, разработанной Д. Марлоу и Д. Крауном.

Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из при-веденных ниже суждений. Если Вы считаете, что оно вер-но и соответствует особенностям Вашего поведения, то на-пишите «да», если же оно неверно, то — «нет»».

1. 1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

2. 2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нуж-но помочь в беде.

3. 3. Я всегда внимательно слежу затем, как я одет.

4. 4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.

5. 5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.

6. 6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.

7. 7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.

8. 8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.

9. 9. Был случай, когда я придумал вескую причину, что-бы оправдаться.

10. 10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.

11. 11. Я всегда охотно признаю свои ошибки.

12. 12. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я ста-раюсь отплатить ему тем же.

13. 13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы де-лали по-моему.

14. 14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

15. 15. У меня никогда не возникает досады, когда выска-зывают мнение, противоположное моему.

16. 16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно про-думываю, что взять с собой.

17. 17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

18. 18. Иногда меня раздражают люди, которые обраща-ются ко мне с вопросами.

19. 19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.

20. 20. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных ве-щей.

 

Ключ для обработки результатов опроса: ответы

«Да» - на вопросы 1, 2. 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20.

«Нет» - на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.

Общий итоговый показатель «мотивации одобрения» по шкале получают суммированием всех «работающих» во-просов. Чем выше итоговый показатель, тем выше моти-вация одобрения и тем, следовательно, выше готовность человека представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показате-ли могут свидетельствовать как о непринятии традицион-ных норм, так и об излишней требовательности к себе.

МЕТОДИКА
«ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»
М.РОКИЧА

 

Система ценностных ориентации определяет содержа-тельную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему Миру, к другим лю-дям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотива-ции жизненной активности, основу жизненной концеп-ции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время являет-ся методика изменения ценностных ориентации М. Роки-ча, основанная на прямом ранжировании списка ценно-стей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что какая-то конеч-ная цель индивидуального существования стоит того, что-бы к ней стремиться:

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпоч-тительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном поряд-ке, либо на карточках. В списках испытуемый присваива-ет каждой ценности ранговый номер, а карточки раскла-дывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъ-является набор терминальных, а затем набор инструмен-тальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как прин-ципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Вни-мательно изучите карточки и выбрав ту, которая для Вас

наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми остав-шимися карточками. Наименее важная останется послед-ней и займет 18 место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои отве-ты, поменяв карточки местами. Конечный результат дол-жен отражать Вашу истинную позицию».

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Список А (терминальные ценности):

— активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональ-ная насыщенность жизни)

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый

смысл, достигаемые жизненным опытом) ' — здоровье (физическое и психическое)

.— интересная работа

.— красота природы и искусства (переживание прекрас-ного в природе и в искусстве)

., — любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

.— материально обеспеченная жизнь (отсутствие мате-риальных затруднений)

.— наличие хороших и верных друзей

.— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

.— познание (возможность расширений своего образования, кругозора, общей культуры, интеллекту^ьное развитие)

.— продуктивная жизнь (максимально полное исполь-зование своих возможностей, сил и способностей)

.— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)

.— развлечения (приятное, необременительное время-препровождение, отсутствие обязанностей)

.— свобода (самостоятельность, независимость в сужде-ниях и поступках)

.— счастливая семейная жизнь

.— счастье других (благосостояние, развитие и совер-шенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

.— творчество (возможность творческой деятельности)

.— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

.Список Б (инструментальные ценности):

.— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке' вещи, порядок в делах.

.— воспитанность (хорошие манеры)

.— высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

.— жизнерадостность (чувство юмора)

.— исполнительность (дисциплинированность)

.— независимость (способность действовать самостоя-тельно, решительно)

.— непримиримость к недостаткам в себе и других

.— образованность (широта знаний, высокая общая куль-тура)

.— ответственность (чувство долга, умение держать слово)

.— рационализм (умение здраво и логично мыслить, при-нимать обдуманные, рациональные решения)

.— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

.— смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

.— твердая воля (умение настоять на своем, не отсту-пать перед трудностями)

.— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

.— широта взглядов (умение понять чужую точку зре-ния, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

.— честность (правдивость, искренность)

.— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

.— чуткость (заботливость)

 

Достоинством методики является универсальность, удоб-ство и экономичность в проведении обследования и обра-ботке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инст-рукции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и на-личие контакта между психологом и испытуемым. Мето-дику не рекомендуется применять в целях отбора и экс-пертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубо-кого проникновения в систему ценностных ориентации воз-можны изменения инструкции, которые дают дополнитель-ную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, от-вечая на следующие вопросы:

«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реа-лизованы данные ценности в Вашей жизни?» «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?» «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершен-ный во всех отношениях?» «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»

«Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»

«

 через 5 или 10 лет?» «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить вни-мание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяют-

ся «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности про-фессиональной самореализации и личной жизни и т. д. Инструментальные ценности могут группироваться в эти-ческие ценности, ценности общения, ценности дела, ин-дивидуалистические и конформистские ценности, альтру-истические ценности, ценности самоутверждения и цен-ности принятия других и т. д. Это далеко не все возмож-ности субъективного структурирования системы ценност-ных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несфор-мированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но воз-можно и групповое тестирование.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ В МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНОЙ СФЕРЕ О. Ф. ПОТЕМКИНОЙ

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на «альтруизмэгоизм», «про-цессрезультат»

Цель методики: выявить степень выраженности социаль--но-психологических установок. ^ '

Процедура проведения: для использования методики можно вносить ответы на вопросы в нижеприведенный про-токол (см. образец). Отвечая на вопросы, необходимо при-держиваться следующей инструкции: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами:

•ДА», если Ваш ответ утвердителен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а Ваше поведение не соответству-ет утвердительному ответу на вопрос».

Вопросы:

1. 1. Сам процесс выполняемой работы увлекает Вас боль-ше, чем этап ее завершения?

2. 2. Для достижения цели Вы обычно не жалеете сил?

3. 3. Вам часто говорят, что Вы больше думаете о других, чем о себе?

4. 4. Вы обычно много времени уделяете своей особе?

5. 5. Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что Вам не интересно, даже если это необходимо?

6. 6. Вы уверены, что настойчивости в Вас больше, чем способностей?

7. 7. Вам легче просить за других, чем за себя?

8. 8. Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?

9. 9. Заканчивая интересное дело, Вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расставаться?

10. 10. Вам больше нравятся деятельные люди, способные достигать результата, чем просто добрые и отзывчивые?

11. 11. Вам трудно отказать людям, когда они Вас о чем-либо просят?

12. 12. Для себя Вы делаете что-либо с большим удовольст-вием, чем для других?

13. 13. Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?

14. 14. Вы считаете, что успехов в Вашей жизни больше, чем неудач?

15. 15. Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

16. 16. Вы убеждены, что не нужно для кого-либо сильно напрягаться?

17. 17. Вы более всего уважаете людей, способных увлечь-ся делом по-настоящему?

18. 18. Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприят-ной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?

19. 19. Для себя у Вас обычно не хватает ни времени, ни сил?

20. 20. Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

21. 21. Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?

22. 22. Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рас-считывать на успех в жизни?

23. 23. Вы стремитесь как можно больше сделать для дру-гих людей?

24. 24. Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

25. 25. Можете ли Вы увлечься делом настолько, что забы-ваете о времени и о себе?

26. 26. Вам часто удается довести начатое дело до конца?

27. 27. Вы убеждены, что самая большая ценность в жиз-ни — жить интересами других людей?

28. 28. Вы можете назвать себя эгоистом?

29. 29. Бывает, что Вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?

30. 30. Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?

31. 31. Ваша отличительная черта - бескорыстие?

32. 32. Свободное время Вы используете для своих увлечений?

33. 33. Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?

34. 34. Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботить-ся о себе?

35. 35. Вам трудно решиться использовать усилия челове-ка в своих интересах?

36. 36. Вы часто просите людей сделать что-либо из корыст-ных побуждений?

37. 37. Соглашаясь на какое-либо дело, Вы больше думаете о том, насколько оно Вам интересно?

38. 38. Стремление к результату в любом деле — Ваша отли-чительная черта?

39. 39. Ваша отличительная черта - умение помочь другим людям?

40. 40. Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

 

Методика выявления социально-психологических установок, направленных на ^свободу — власть», *трудденьги»

Цель методики и процедура проведения та же, что и в предыдущей.

Вопросы:

1. 1. Вы согласны, что самое главное в жизни — быть масте-ром своего дела?

2. 2. Вы более всего дорожите возможностью самостоятель-ного выбора решения?

3. 3. Ваши знакомые считают Вас властным человеком?

4. 4. Вы согласны, что люди, которые не умеют зарабо-тать деньги, не стоят уважения?

5. 5. Творческий труд для Вас является главным наслажде-нием в жизни?

6. 6. Основное стремление в Вашей жизни - свобода, а не власть и деньги?

7. 7. Вы согласны, что иметь власть над людьми — наибо-лее важная ценность?

8. 8. Ваши друзья состоятельные в материальном отноше-нии люди?

9. 9. Вы стремитесь, чтобы все вокруг Вас были заняты увлекательным делом?

10. 10. Вам всегда удается следовать своим убеждениям во-преки требованиям со стороны?

11. 11. Считаете ли Вы, что самое важное качество для вла-сти - это ее сила?

12. 12. Вы уверены, что все можно купить за деньги?

13. 13. Вы выбираете друзей по деловым качествам?

14. 14. Вы стараетесь не связывать себя различными обяза-тельствами перед другими людьми?

15. 15. Вы испытываете чувство негодования, если кто-ли-бо не подчиняется Вашим требованиям?

16. 16. Деньги куда надежнее, чем власть и свобода?

17. 17. Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?

18. 18. Вы убеждены, что каждый должен обладать свобо-дой в рамках закона?

19. 19. Вам легко заставить людей делать то, что Вы хотите?

20. 20. Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?

21. 21. В жизни Вас радует только отличный результат ра-боты?

22. 22. Самое главное стремление в Вашей жизни — быть свободным?

 

23,. Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?

1. 24. Является ли для Вас заработок главным стремле-нием в жизни?

2. 25. Любимое дело для Вас ценнее, чем власть и деньги?

3. 26. Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?

4. 27. Испытываете ли Вы жажду власти, стремление руко-водить?

5. 28. Вы согласны, что деньги «не пахнут» и неважно, как они заработаны?

6. 29. Даже бывая на отдыхе, Вы не можете не работать?

7. 30. Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть сво-бодным?

8. 31. Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?

9. 32. Вам трудно ограничить себя в денежных средствах?

10. 33. Ваши друзья и знакомые ценят Вас как специалиста?

11. 34. Люди, ущемляющие Вашу свободу, вызывают у Вас наибольшее негодование?

12. 35. Власть может заменить Вам многие другие ценности?

13. 36. Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?

14. 37. Труд — наибольшая ценность для Вас?

15. 38. Вы уверенно и непринужденно чувствуете себя сре-ди незнакомых людей?

16. 39. Вы согласны ущемить свободу, чтобы обладать вла-стью?

17. 40. Наиболее сильное потрясение для Вас — отсутствие денег?

 

Образец протокола:

1. 5. 9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37.
2. 6. 10. 14. 18. 22. 26. 30. 34. 38.
3. 7. 11. 15. 19. 23. 27. 31. 35. 39.
4. 8. 12. 16. 20. 24. 28. 32. 36. 40.

 

Обработка и интерпретация данных:

Обработка данных производится по горизонтальным строкам протокола (см. образец).

Ключи к методике выявления установок на ^альтруизм

— эгоизм», *процесс —результат»:

1. 1. Сумма «плюсов» первой строки—вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37 - «ориентация на процесс*. Обычно люди более ориентированы на процесс, менее за-думываются над достижением результата, часто опазды-вают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет ин-терес к делу, а для достижения результата требуется мно-го рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

2. 2. Сумма «плюсов» второй строки—вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 — «ориентация на результат*. Люди, ориентирующиеся на результат, - одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей дея-тельности вопреки суете, помехам, неудачам.

3. 3. Сумма «плюсов» третьей строки — вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39 — «ориентацияна альтруизм*. Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм - наи-более ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но прино-сит счастье.

4. 4. Сумма «плюсов» «ориентация на эгоизм*. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля «разумного эгоизма» не может навре-дить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей «интеллигентных профессий» встречает-ся довольно часто. Вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

 

Ключи к методике выявления установок *свобода— власть», *труд — деньги»:

Подсчет данных осуществляется так же, как и в преды-дущей методике—подсчитывается количество плюсов (от-ветов «ДА» по горизонтальной строке протокола).

1. 1. Сумма первой строки - «ориентацияна труд* - обыч-но люди, ориентирующиеся на труд, все время использу-ют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

2. 2. Сумма второй строки — «ориентацияна свободу* — главная ценность для этих людей - это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание «свободы» и «деньги».

3. 3. Сумма третьей строки -«ориентация на власть* -эта ориентация больше свойственна представителям силь-ного пола. Очень часто — это производственники, хотя среди них бывают и исключения.

4. 4. Сумма четвертой строки — * ориентация на деньги* — обычно бывает в двух случаях, когда деньги есть и когда их нет. В наших выборках, в которых в основном учителя руководители — эта ориентация выражена слабее, чем другие.

 

В настоящее время, когда происходит ломка многих устоявшихся ранее взглядов на жизнь, исследование из-менений ориентации имеет чрезвычайное значение. Осо-бенности ценностных Ориентации интересны при профес-сиональном отборе, профориентации, индивидуально-пси-

хологических, а также групповых консультациях. А мо-гут быть интересны и в самых неожиданных ситуациях, например, при консультировании по вопросам семьи и бра-ка. Как показал наш опыт, разногласия в социально-пси-хологических установках вносит часто разлад в брачно-семейные отношения. Целесообразнее, если разногласия в установках будут выявлены заранее и будут попытки их преодоления.

Результаты, полученные с помощью данных методик, целесообразно представить графически. Для этого необхо-димо начертить две вертикальные пересекающиеся пря-мые и отложить на каждой из четырех прямых от центра (точка О) количество баллов согласно ключам опросника. Далее следует эти точки соединить. В результате получит-ся плоскость, отражающая особенности социально-психо-логических установок.

Следует отметить, что можно, на основании результа-тов использования методик, выявить несколько групп испытуемых:

1. 1. Группа высокомотивированных испытуемых с гармо-ничными ориентациями. Все ориентации выражены силь-но и в равной степени.

2. 2. Группа низкомотивированных испытуемых, у кото-рых все ориентации выражены чрезвычайно слабо.

3. 3. Группа с дисгармоничными ориентациями, у кото-рых некоторые ориентации выражены сильно, а другие могут даже отсутствовать.

 

В процессе индивидуального консультирования целесо-образно уточнить, в частности, причины дисгармонично-сти ориентации или низкую мотивацию. Эти причины мо-гут быть временными и не нуждаться в коррекции.

«ЭКСПРЕСС-МЕТОДИКА» ПО ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ О. С. МИХАЛЮКА И А. Ю. ШАЛЫТО

Опыт показывает, что проводимые исследования пси-хологического климата, как правило, преследуют две цели: 1) подтверждение гипотезы о взаимосвязи между особен-ностями психологического климата в группах и законо-мерностями протекания в них ряда процессов, т. е. пред-положения о том, что производственные, социальные или социально-психологические процессы по-разному протека-ют в коллективах с различным психологическим клима-том; 2) выработку конкретных рекомендаций по оптими-зации психологического климата в коллективе.

Если для решения второй группы задач необходимо со-здание в каждом случае специальной методики, то в пер-вом случае, как показывает практика, возникает потреб-ность делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, про-слеживать действенность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат и т. д. Такие измере-ния могут быть полезны, например, при изучении адапта-ции новых работников, отношения к труду, динамики те-кучести кадров, эффективности руководства, про-дуктивности деятельности.

Психологический климат первичного трудового коллек-тива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов кол-лектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве сущест-. венного признака эмоционального компонента рассматри-вается критерий привлекательности — на уровне понятий

• нравится — не нравится», «приятный не приятный». При конструировании вопросов, направленных на измере-ние поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнического ком-понента избрана переменная «знание — незнание особен-ностей членов коллектива».

Тестовый материал

Инструкция: «Просим Вас принять участие в исследо-вании, целью которого является совершенствование пси-хологического климата в Вашем коллективе».

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

1. 1. Внимательно прочитать варианты ответа;

2. 2. Выбрать один из них, наиболее соответствующий Ва-шему мнению;

3. 3. Поставить знак «+» в пустой клетке против выбран-ного Вами ответа.

 

1) Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ни-же утверждений Вы больше всего согласны?

Большинство членов нашего коллектива -- хо-рошие, симпатичные люди

В нашем коллективе есть всякие люди

Большинство членов нашего коллектива —лю-ди малоприятные

2) Считаете ли Вы, что было бы хорошо, если бы члены Вашего коллектива жили близко друг от друга?

Нет, Скорее нет, Не знаю, не заду-Скорее да, Да, конечно конечно чем да мывался об этом чем нет

3) Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно пол-

 

ную

 характеристику:

  Да Пожалуй, Не знаю, не Пожалуй, Нет
    Да задумывался нет  

 

  над этим    

Деловых качеств

       

большинства членов

       

коллектива

       

 

Личных качеств большинства членов коллектива

4) Обратите внимание на приведенную ниже шкалу. Цифра 1 характеризует коллектив, который Вам очень нра-вится, а цифра 9 — коллектив, который Вам очень не нра-вится. В какую клетку вы поместите Ваш коллектив?

1 2 34 5 6 789

5) Если бы у Вас возникла возможность провести от-пуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись?

Это меня бы вполне Не знаю, не задумы-Это меня бы совер-устроило вался над этим шенно не устроило

6) Могли бы Вы с достаточной уверенностью сказать о большинстве членов Вашего коллектива, с кем они охотно общаются по деловым вопросам:

Нет, не мог бы Не могу сказать, не

Да, мог бы

задумывался над этим

7) Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем кол-лективе? На приведенной ниже шкале цифра 1 соответст-вует нездоровой, нетоварищеской атмосфере, а 9, наобо-рот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения и т. п. В какую из клеток Вы бы поместили бы свой коллектив?

1234 5678 9

8) Как Вы думаете, если бы Вы вышли на пенсию или долго не работали по какой-либо причине, стремились бы Вы встречаться с членами Вашего коллектива?

Да, Скорее да, Затрудняюсь Скорее нет, Нет,
конечно чем нет ответить чем да конечно

 

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизована и имеет следующий алгоритм. Анализируются различные стороны отношения к коллек-тиву для каждого человека в отдельности. Каждый ком-понент тестируется тремя вопросами, причем ответ на ка-ждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно, для целостной характери-стики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

.- положительная оценка (к этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, или два ответа — положительные, а третий имеет любой дру-гой знак);

.- отрицательная оценка (сюда относятся сочетания, со-держащие три отрицательных ответа, или два ответа — отрицательные, а третий может выступать с любым дру-гим знаком);

.- неопределенная, противоречивая оценка (эта катего-рия включает следующие случаи: на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопреде-ленны, а третий ответ имеет любой другой знак; один от-вет неопределенный, а два других имеют разные знаки).

 

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу следующего вида. В каждой клетке такой таблицы должен стоять один из трех знаков: +; -; 0.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОТНОШЕНИЯ

Участники Эмоциональный Когнитивный Поведенческий
опроса компонент компонент компонент
1      
2      
3      

 

п

На следующем этапе обработки для каждого компонен-та выводится средняя оценка по выборке. Например, для эмоционального компонента

где — количество положительных ответов, со-держащихся в столбце, — количество отрицатель-ных ответов, п - число членов коллектива, принявших участие в исследовании. Очевидно, что для любого компо-нента средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для это-го континуум возможных оценок (от -1 до +1) делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от +0,33 до +1.

Средние оценки, попадающие в первый интервал, бу-дем считать отрицательными, во второй — противоречи-выми, неопределенными, а третий - положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести струк-туру отношения к коллективу для рассматриваемого под-разделения. Тип отношения выводится аналогично проце-дуре, описанной выше. Следовательно, с учетом знака ка-ждого компонента возможны следующие сочетания рас-сматриваемого отношения:

1) Полностью положительное; 2) Положительное; 3) Пол-ностью отрицательное; 4) Отрицательное; 5) Противоречи-вое, неопределенное.

В первом случае психологический климат коллектива трактуется как весьма благоприятный; во втором - как в целом благоприятный; в третьем — как совершенно неудов-летворительный; в четвертом — как в целом неудовлетво-рительный; в пятом случае считается, что тенденции про-тиворечивы и неопределенны.

На опросном листе вопросы 1, 4 и 7 относятся к эмо-циональному компоненту; 2, 5, 8 - к поведенческому; ког-нитивный компонент определяется вопросами 3 и 6, при-чем вопрос 3 содержит два вопроса.

Обследование по данной методике может проводиться как индивидуально, так и в группе. Время тестирования— 5-10 мин. Простота обработки результатов дает возмож-ность быстрого их получения.

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ,

 

АТМОСФЕРЫ В КОЛЛЕКТИВЕ

 

А. Ф. ФИДПЕРА

 

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семанти-ческого дифференциала. Ниже представлен бланк методи-ки. Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологичес-кая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положи-тельная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается сред-ний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе. Методика интересна тем, что до-пускает анонимное обследование, а это повышает ее на-дежность. Надежность увеличивается и в сочетании с дру-гими методиками (например, социометрией).

Пример заполненного бланка методики:

Уважаемый товарищ!

В табл. 1 приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в Ва-шем коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в Вашем коллективе.

Таблица 1.

12345678

1. 1. Дружелюбие * Враждебность

2. 2. Согласие * Несогласие

3. 3. У


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: