Воспитательная роль семейно-бытовой и празднично-обрядовой культуры старообрядцев

Ценность старообрядческой культуры в современных условиях определяется прежде всего ее нравственными основами: уважительное отношение к русским культурным традициям, беззаветная преданность собственным культурным и религиозным основам, а также почитание предков и людей своего круга. Все эти особенности широко представлены у забайкальских староверов. Если условно представить культурные традиции семеиских в иерархии ценностей, то на первом месте будут стоять традиции, тесно связанные с природой и трудовой деятельностью людей. Традиции, имеющие в своей основе уважение к труду, земле, природе, раскрывают глубоко специфичные особенности личности семеиских, закрепление в них исторически сложившегося образа жизни.

Вся атмосфера семейской жизни способствовала трудовому воспитанию. Развитие материальной, хозяйственной деятельности, зачастую тяжелой и требующей напряжения всех физических сил, тесно связано с развитием духовного мира. Человек не мог жить, довольствуясь только материальными интересами. Поэтому сам процесс труда, включающий подготовку к работе, непосредственную работу, подведение итогов деятельности, отмечался и украшался своеобразными традициями, выраженными в обрядах и ритуалах. Именно по этой причине народный календарь семеиских состоит из обрядов и праздников, большинство которых связаны с земледелием. Их народный земледельческий календарь представляет в своей сути весьма сложный комплекс (сплав) дохристианских аграрных представлений с христианским мировоззрением, который сложился исторически, оформился в быту семейских. В первую очередь семейские заботились об урожае, здоровье своей семьи и скота, передаче опыта подрастающему поколению. Основным содержанием в особенности осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим на поле потраченную силу и сохранить у земли, породившей урожай, ее плодоносную силу.

И все-таки как важно было следовать художественным и ремесленным традициям, так нуждались в сохранении и передаче нравственные отношения, в основе которых лежали уважение к старшим, родителям, поминовение усопших, милосердие и сострадание к больным и скорбящим, чувства благодарения и признания своим предкам и землякам. "Кто бы ни был глава семейства (отец или мать), все остальные относятся к нему с почетом и уважением, он задает тон всей семье, от его воли зависят все домашние. Замужние женщины, особенно неглупые, пользуются большим влиянием в семье. Разводов и каких-нибудь разборов между мужем и женой почти не бывает - семейные отношения чрезвычайно нежные", - так писали различные исследователи жизни и творчества семейских. Естественны и чувства почтительности и почитания родителей и старших. Семейская нравственность требовала безусловного уважения родителей на протяжении всей жизни. "Дети обязаны родителей во всем слушаться, поить и кормить их во время болезни и старости", — эти наставления вполне типичны для семейских.

Общность семейских можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, она была показателем религиозного единства. Отношения к "старой вере" имели своим "земным ядром" преданность старине

Исследователь П.А. Ровинский, который подробно изучал уклад семейской старообрядческой общины, находил, что в старообрядческой среде более сложившиеся традиционные отношения "заметны повсюду": "Каждое сословие носит в себе собственные идеи и принципы, которыми проникнуты все ее члены и которые составляют ее силу. И эти сословия стоят несравненно выше всей остальной индифферентной массы. Этим качеством старообрядцы выше православных, так как больше возбуждают мысль и самодеятельность".

Во-вторых, общинная спаянность проявлялась на фоне семьи. Семейные устои были крепки, родственные связи глубоки и почитаемы. Браки среди родственников запрещались до восьмого колена. Община также следила за воспитанием у детей уважения к труду, проявляла заботу о том, чтобы в семье было кому научить ребенка хлебопашеству и домоводству.Широкое распространение в общине имела традиция внутримирской взаимопомощи и взаимоподдержки. На осенние работы по уборке урожая являлись семьями и поодиночке. Если на работу приходилось выезжать за пределы села, отправлялись в дорогу с песнями, а после работы в доме того, кому оказывалась помощь, устраивался ужин для помогающих, которых помимо этого катали на тройках. Для подростков и неженатой молодежи это было время не только усваивания производственных навыков, но и их совершенствования под непосредственным наблюдением мастеров землевладельцев. Важны были и сама праздничность совместных трудовых действий, и их реальная значимость для нуждающегося, воспитывающие определенное отношение к работе.В ходе помощи передавалась и формировалась преемственность трудовой традиции в рамках общины. Это была "педагогика труда", в процессе которой осуществлялось воспитание и обучение детей и молодежи.

Огромное нравственное значение помощи состояло в том, что в те дни работа за деньги считалась предосудительным делом. Помощь предоставлялась в любое время всем родственникам и соседям, в чем состояла еще одна особенность семейских - все вокруг земляки, родственники, соседи. Община также не могла существовать без хранителей и передатчиков ее традиций, но не мог существовать и каждый ее член отдельно от "мира". Эта традиция опиралась на личность, а не на "абстрактный институт", с чем и была связана высокая потребность в духовности у семейских.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: