Опосредованное запоминание

Целесообразно начинать обследование именно с этой методики (до, после, а иногда и в процессе беседы), чтобы было больше времени (40 — 60 мин) на сохранение в памяти предложенных для запоминания слов.

Методика направлена на исследование способности пользования вспомогательными средствами (в данной методике — предметными картинками) для запоминания и припоминания. Имеется несколько вариантов, предложенных и апробированных Л.В. Зан-ковым, Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым.

Для детей 7 лет рекомендуем пользоваться методикой Л.В. Занкова. В данном варианте предлагается запомнить пять слов ("свет, обед, лес, игра, учеба") с помощью картинок ("лампа, хлеб, дерево, кукла, книга, петух"). Размер каждой картинки 7x10 см. Инструкция: "Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запоминать, выбери самую подходящую картинку из тех, которые я дал тебе" (перед ребенком раскладывают шесть картинок). Если ребенок понял инструкцию, то можно начинать исследование.

Процедура проведения: называют слово, ребенок выбирает подходящую картинку и объясняет связь между словом и картинкой. В случае затруднения ребенку оказывают помощь. Когда все слова названы и картинки подобраны, последние складываются стопочкой и убираются. После окончания работы с ребенком, перед его уходом, ему называют одну за другой картинки и просят вспомнить слово.

Анализ результатов выполнения:

дети с нормальным умственным развитием без труда запоминают смысл задания и с интересом, творчески проводят выбор картинок к словам. При воспроизведении слов дети могут не сразу вспомнить слово, но они не называют то, что изображено на картинке;

дети с задержкой психического развития также без помощи понимают цель задания. Они устанавливают смысловые связи между словами и картинками и воспроизводят предложенные слова. Установление более далеких связей вызывает затруднения, но при оказании помощи дети выполняют задание;

дети, умственно отсталые, испытывают большие: трудности в понимании инструкции. Дети с олигофренией в степени дебильности 7 — 8 лет даже в самом облегченном варианте (пять картинок — пять слов) и при показе выполнения задания не могут установить связи между словами и изображениями на картинках. Им легче воспроизвести слова (механически запомнить), чем воспользоваться картинкой. Обычно при показе картинок эти дети даже не пытаются вспомнить слово, а просто называют то, что изображено на картинке, Необходимо длительное обучение в форме совместного вы­полнения, но и это не гарантирует успеха. Некоторая положительная динамика намечается к 10 годам, однако и в-этом возрасте требуется помощь. Детям с олигофренией в степени имбецильности данное задание не предлагается из-за непонимания его смысла.

Зрительное восприятие

Исключение неподходящей

(карточки № 76-78)

- фигуры (А);

- картинки (Б);

- слова-понятия (В).

Оборудование: таблицы с неподходящими фигурами; таблицы с изображением трех предметов одной родовой категории и одного предмета другой родовой категории; таблица с написанными словами.

Направленность методики: исследуются аналитико-синтетическая деятельность, способность актуализировать имеющиеся знания и представ­ления; уровень обобщения, логическая обоснованность решения предложен­ных заданий, четкость формулировок, выводов.

Процедура выполнения: детям 7 лет предлагаются задания на исключение фигуры (А), картинки (Б), слова-понятия (В).

Перед ребенком поочередно кладут таблицы с изображением геометрических фигур (задание А).

Инструкция: "Скажи, что здесь не подходит" (слово "фигура" не произносится). Если ребенок не понял инструкцию, то дается пояснение типа: "Здесь три похожи, а одна — другая" Если и это не помогло, то спрашивают: "Какая фигура не подходит?"

Затем предлагают задание Б. Кладут поочередно таблицы с изображением четырех знакомых предметов, один из которых относится к другой родовой группе.

Инструкция: "Здесь три картинки чем-то подходят друг к другу, а одна не подходит. Скажи (или покажи), какая не подходит". После ответа ребенка обязательно надо спросить: "Почему не подходит? Каким одним словом можно назвать три похожие картинки, что это такое?"

При работе с исключением слов-понятий (задание В) сначала предлагают наиболее легкий набор (имена и фамилии). Чтобы плохая техника чтения детей не повлияла на выполнение главной цели задания, целесообразно читать детям предлагаемые наборы слов-понятий.

Инструкция: "Здесь написаны слова. Одно слово по смыслу не подходит. Скажи, какое это слово.

Анализ результатов выполнения:

дети с нормальным умственным развитием в 1— 8 лет без труда выполняют задания А и Б. Для многих из них оказывается доступным и задание В;

дети с задержкой психического развития в 7— 8 лет обычно выполняют без труда задания А и Б. Они обобщают предметы одной родовой категории, выделяя не подходящий к этой группе предмет. Для выполнения задания В необходимы наводящие вопросы;

дети, умственно отсталые, испытывают значительные трудности при выполнении всех заданий. Им непонятна инструкция. Задание А при уточняющих вопросах выполняется детьми с олигофренией в степени дебильности;

дети, глубоко умственно отсталые, нуждаются в более подробном разъяснении с показом выполнения. Задание Б без предварительного обучения самостоятельно не выполняется. Дети не выделяют существенные признаки. Обобщение строится на отдельных внешних свойствах (размер, цвет). Особые трудности вызывает речевое обобщение. Часты нелепые объяснения. Задание В в 9—10 лет не выполняются. Помощь оказывается неэффективной.

Рассказ по серии сюжетных картинок

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображением последова­тельных событий. Методика предложена А.Н. Бернштейном и включает в себя два задания:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: