Задачи по частной психопатологии

 

1. Заболела в 15-летнем возрасте. Появилось ощущение необычной легкости, казалось, что все может сделать, был прилив энергии, настроение было повышенным. Спустя две недели все эти явления исчезли. В 20-летнем возрасте это состояние повторилось, была помещена в психиатрическую больницу, где целыми днями пела песни и декламировала стихи. После лечения аминазином все явления быстро исчезли. Хорошо помнит, что с ней было в момент заболевания.

Поставить диагноз.

 

2. Больной на приеме жалуется, что у него 1-2 раза в год наблюдаются изменения настроения. Иногда это мрачное настроение с нежеланием работать, хотя он и продолжает аккуратно ходить на работу. Иногда неожиданно появляется прилив энергии, хочется сделать многое. Берется за изучение двух иностранных языков одновременно, но спустя неделю все это проходит. В психиатрических больницах ни разу не лежал.

Поставить диагноз.

 

3. Больной перестал посещать школу, заявил: “Неохо­та”. Вскоре прекратил связь с друзьями, сидел дома, распевал один и те же песни нецензурного содержания. При помещении в стационар продолжает в отделении петь те же песни, не обращая внимания на замечания. Выражение лица тупое, иногда разражается бессмысленным хохотом, открыто она­нирует.

Поставить диагноз

 

4. А., 18 лет. Заболел внезапно. На работе начал испуганно оглядываться по сторонам. Говорил что-то бес­смысленное, убежал в лес. Был вскоре найден в лесу: стоял у дерева, на вопросы не отвечал. В больнице: молчит, не са­дится на стул после приглашения, лицо невыразительное, взгляд неподвижен. Отмечается восковая гибкость, активный негативизм. Со стороны внутренних органов отчетливой па­тологии не определяется. Нервная система без очаговых знаков.

Поставить диагноз

 

5. Родственники больного обратились за советом. Они сообщили, что больной развивался с детства вполне удовлет­ворительно. В возрасте 25 лет поведение изменилось: стал подозрительным, замкнутым, целыми днями сидел один в ком­нате, закрыв окна шторами и дверь на ключ. Из дневника больного удалось установить, что его “хотят убить члены тайной шпионской организации”. При беседе с больным выяснилось отсутствие каких-либо расстройств восприятия. Боль­ной держится настороженно. Лишь после длительной беседы удалось выявить, что соседи больного систематически следят за ним, являются членами какой-то шайки.

Поставить диагноз.

 

6. Больной был доставлен в психиатрическую больницу в сопровождении милиции. Пытался нанести ножевые ранения соседу. На приеме: напряжен, злобен, заявляет, что сосед установил у себя в квартире аппарат, при помощи которого записывает мысли больного на магнитофон, вкладывает ему в голову свои мысли. Иногда специальным аппаратом устраи­вает радиопередачи, в которых всячески его оскорбляет. В последнее время сосед проводил эксперименты другого рода, заставлял больного идти не туда, куда надо, произно­сить бранные слова, вызывал у него искусственное веселье.

Поставить диагноз

 

7. Отрывок из заявления больного: “Я чемпион мира по знанию и разбору вредительских дел, хозяин всей вселенной, приказываю: 1. До нас дошли слухи, что некие вредительские органы хотят использовать мое нахождение в психбольнице для того, чтобы пустить по свету моего двойника и назвать его, как меня, Курякии Михаил Семенович. 2. Повелеваю: этого проходимца схватить и посадить в заключение до тех пор, пока не откажется от моего имени. 3. Известить всех, что во всем мире живет только один человек по фамилии Курякнн, а все другие — подделаны”. Известно, что больной три года назад на протяжении 8 месяцев находился в психиатри­ческой больнице с синдромом психического автоматизма.

Поставить диагноз

 

8. Больная находится в стационаре 12 лет. Первые годы отмечался галлюцинаторно-бредовый синдром. В последнее время нарастает разорванность речи. Регулярно участвует в трудовых процессах. Работая, непрерывно бормочет: “Ну, правильно — сизформа; мышление, следовательно, опреде­ляется бытием. Форма моего бытия особенна, она содержит 5 букв. Причем форма моего мышления совпадает с буквами моего опекунства. Я отношусь только к категории лиц, у кото­рых есть имя, но нет фамилии. Природа на основании физио­логии при помощи математического светового жаргона, на базисе шахмат доказала, что я по своей физиологии граж­данин…”. Поставить диагноз

 

9. А., 40 лет. Заболел 15 лет назад. Трижды находился в психиатрической больнице, отмечался галлюцинаторно-бредовый синдром. В периоды между поступлениями не работал, был под опекой родителей. В последний раз поступил в пси­хиатрическую больницу 5 лет назад. Первое время был замк­нут, постоянно бормотал что-то, стоя лицом к стене. В послед­нее время поведение однообразное, находится в одном углу палаты, голова опущена и накрыта халатом. После настоя­тельных вопросов больной шепотом дает ответы, часто в плане вопроса. Питается с принуждением. Поставить диагноз

 

10. Больной находился в стационаре на протяжении 5 лет. К моменту лечения галоперидолом у больного были актуальные бредово-галлюцинаторные переживания. Часто заходил в кабинет врача и с возмущением требовал “прекра­тить издевательства, выключить аппарат, который отнимает у него свои мысли и вкладывает чужие”. Избил однажды больного Н., утверждая, что тот подослан для наблюдения хозяином аппарата. После лечения галоперидолом состояние значительно улучшилось: поведение стало упорядоченным, приветливо здоровается с врачом, исчезло возмущение в от­ношении “экспериментов”. При беседе уверяет, что до сих пор его мысли читают и записывают на магнитофонную ленту, иногда слышит разговоры “экспериментаторов” о нем. Отно­сится ко всему этому равнодушно, говорит: “Я теперь не обращаю внимания”. Активно включился в трудовые про­цессы.

Поставить диагноз

 

11. Больной внезапно бледнеет, лицо делается “пустым”, невыразительным, взгляд неподвижно устремлен в простран­ство. Больной или замолкает, или прекращает работу. Однако вскоре больной продолжает прерванные занятия, не замечая того, что с ним произошло. Назвать разновидность амбулаторного автоматизма.

 

12. Назовите явление, которое предшествует судорож­ному припадку и которое, в сущности, означает уже начало его, проявляющееся в различных психопатологических фено­менах, отличающееся своей стереотипностью у каждого больного.

 

13. Назовите состояние, которое возникает у больного за несколько часов или за сутки до появления судорожного припадка, характеризующееся изменением настроения, голов­ной болью, общим недомоганием и т. п.

 

14. До появления большого судорожного припадка у больного внезапно возникает сердцебиение, затруднение дыхания, тошнота, жажда, позывы на мочеиспускание и дефекацию. Назвать разновидность ауры.

 

15. Больной внезапно теряет сознание, падает, иногда с резким пронзительным криком, появляются последовательно сменяющиеся тонические и клонические судороги, заканчи­вающиеся комой с последующим сном и амнезией.

Назвать тип судорожного припадка.

 

16. Больная утром отправилась на работу, однако бес­смысленно бродила по городу, разъезжала на городском транспорте. На встречающихся знакомых производила впе­чатление угрюмой, утомленной и какой-то растерянной, от­вечала на несложные вопросы, но не вызывала у окружающих каких-либо подозрений в ее психическом неблагополучии. Как сообщила потом больная, она оказалась на незнакомой улице, время приближалось к обеденному перерыву, но она никак не могла вспомнить, где она была и что делала в это время.

Назвать разновидность сумеречного состояния.

 

17. Юноша обратился к врачу. Как выяснилось из бесе­ды, он вышел из института вместе с товарищами, “разговари­вали на общие темы”. Внезапно он как-то резко повернулся и бросился на проезжую часть дороги. Там остановился и стал снимать пальто резкими движениями. Вскоре прекратил свои действия и растерянный подошел к своим товарищам. Объяснить свое поведение не смог, растерянно оглядывался на остановившихся прохожих. Назвать тип расстройства сознания.

 

18. Мальчик 13 лет. Время от времени поднимается в ночное время и бродит по квартире. В это время он может даже открыть запертую дверь, выйти на улицу. При попытке уложить в постель оказывает бессмысленное сопротивление, становится агрессивным, не откликается на имя. Спустя некоторое время становится послушным, позволяет уложить себя в постель. Утром жалуется на головную боль, о случив­шемся ничего не помнит. В раннем возрасте у мальчика были редкие эпилептические припадки. Последние 2—3 года ухудшилась успеваемость в школе. До настоящего времени изредка мочится в постель во время сна. Назвать расстройство сознания.

 

19. Больному 47 лет, бухгалтер. В последние 2—3 года стал уставать на работе сильнее, чем обычно, испытывает постоянный звон в ушах и голове. Жалуется, что иногда не может сразу вспомнить имени и отчества сослуживцев, с ко­торыми давно работает. Быстро поседел, кожа стала дряблой. Отмечает, что с трудом засыпает, просыпается рано, и на ра­боту выходит “как и не отдыхал”. Не может смотреть “чув­ствительные” фильмы, плачет навзрыд.Поставить диагноз

 

20. Больной 32 года, артистка. В кабинете врача ведет себя очень демонстративно—постоянно и эмоционально рас­сказывает о своих успехах на сцене, о том, что ее любит публика и т. п. С детства упрямая, капризная, повышенно эмоциональна. На незначительные неприятности давала бур­ные реакции плача, рыданий и “припадков”. В больницу поступила из-за конфликтов с администрацией театра. Счита­ет, что ей дают мелкие роли, не соответствующие ее таланту. После бурной сцены с режиссером отмечался судорожный припадок с плачем и смехом. Очень внушаема. Поставить диагноз, определить реабилитационную так­тику.

 

21. Больному 30 лет, инженер. С самого детства упорный, настойчивый, смелый, задиристый. Высокого мнения о себе. Вместе с тем - подозрительный, считает, что окружающие зави­дуют ему, строят ему всевозможные козни. Уверен, что его проект забраковали из зависти. В случайно сказанных словах, вскользь брошенных взглядах усматривает подтверждение своих предположений. На “мнимое доброжелательство” коллег отвечает яркой враждебностью. Подает в суд на администра­цию завода. Переубедить его невозможно. Поставить диагноз

 

22. Мужчина 45 лет. По характеру очень вспыльчивый. В гневе доходит до ярости. Недавно из-за пустяка бросился на жену, пролил суп на скатерть, разбил тарелку, опрокинул стол. Ударом кулака вывихнул жене челюсть, ударил малень­кого сына. Успокоившись, горько раскаивается и сожалеет о сделанном. С детства склонен к вспышкам гнева. В прош­лом под влиянием жизненных неудач и разочарований впадал в тяжелую депрессию с попыткой самоубийства. Поставить диагноз, определить реабилитационную так­тику.

 

23. Больному 20 лет. Очень необщительный, замкнутый. Друзей не имеет. С детства склонен к уединенным мечтам и к занятиям отвлеченными вопросами, далекими от реальной жизни. Очень плохо сходится с людьми. Не может понять их настроения, затрудняется завязать простой непринужденный разговор. Много строит планов, но никак не может привести их в исполнение. Живет мечтами, грезами. Беспомощен в реальной жизни. Поставить диагноз.

 

24. Девочка 15 лет, добродушная, охотно выполняет несложную работу в отделении, но только по указанию персо­нала. Имеет крайне ограниченный запас слов, речь ее аграм­матична, с недостаточной артикуляцией. Может считать по пальцам, но только в прямом порядке. Элементарные ариф­метические действия недоступны. Назвать степень олигофрении.

 

25. Больная имеет начальное образование, дублировала 3—4 классы, начинала учиться в 5 классе, но была вынуждена оставить школу из-за плохой успеваемости. Выполняет неква­лифицированную работу. Мышление конкретно-образного типа. Запас слов бедный. В беседе часто пользуется трафа­ретными выражениями, заученными фразами. Назвать степень олигофрении.

 

26. Мальчик 6 лет был доставлен в психиатрическую больницу в порядке оказания неотложной помощи. При по­ступлении: подвижен, очень пуглив, массивные зрительные галлюцинации, убегает от каких-то пауков, желтых муравьев. Зрачки резко расширены, тахикардия. Родители сообщили, что перед заболеванием ребенок играл с товарищами в лесу. Через 2 дня ребенок вышел из психоза, о случившемся ничего не помнит. Рассказал врачу, что перед заболеванием ел ка­кую-то “травку”. Поставить диагноз, назвать синдром, определить реабилитационную тактику при поступлении в стационар.

 

27. Больной 37 лет, шофер. Был доставлен в психиатри­ческую больницу в порядке неотложной помощи. При поступ­лении: дезориентирован, считает, что находится в гараже, окружающих называет именами своих товарищей. Стоя в стороне, совершает руками какие-то стереотипные движе­ния: “Проволоку изо рта выматываю”. Со слов сопровождаю­щих, за 4 часа до начала заболевания ремонтировал автома­шину, промывал детали в бензине. Через 3 дня вышел из психоза, о случившемся ничего не помнит. В настоящее время жалобы на головную боль, бессонницу, раздражает шум, яр­кий солнечный свет. Поставить диагноз, определить реабилитационную так­тику.

 

28. Во время пожара один из пострадавших схватил таз и бесцельно бегал с ним по комнатам, не обращая внимания на замечания окружающих. Затем выбежал во двор и продол­жал бестолково суетиться. Внезапно остановился и громко заплакал. Успокоившись, стал испуганно интересоваться слу­чившимся. Выяснилось, что он полностью амнезировал отре­зок времени от начала пожара до настоящей минуты. Поставить диагноз.

 

29. Девочка 5 лет играла дверью. Внезапно дверь закры­лась, замок защелкнулся и девочка оказалась одна в комнате. Мать, находившаяся поблизости, стала панически стучать в дверь и звать девочку, однако ответа не получила. Когда дверь была взломана, девочку обнаружили стоящей посреди комнаты с вытаращенными глазами. На вопросы она не отве­чала. Спустя 5 минут после происшедшего она начала пла­кать. На следующий день поведение ребенка нормальное. Поставить диагноз. Реабилитационная тактика.

 

30. Женщина 35 лет, придя домой с похорон сына, пыта­лась покончить самоубийством. Была доставлена в психиат­рическую больницу. В отделении: неподвижна, сидит, уста­вившись в одну точку, выражение глубокой печали, не плачет. С трудом отмечает на вопросы. Считает себя виновной в смерти сына: “Мало уделяла ему внимания”. Заботы о двух других детях не проявляет. Такое состояние длилось полтора месяца. Постепенно под влиянием лечения больная полностью вышла из болезненного состояния. Поставить диагноз..

 

31. Больной 42 лет переезжал с семьей в другой город. Билеты приобрел с трудом, перед отъездом почти не спал 2 ночи, алкоголизировался. Наконец сел с семьей в поезд. Через несколько часов почувствовал, что “что-то неладно”. Стал прислушиваться к разговору двух мужчин, сидевших рядом. Услышал, как один говорил другому: “Как только отъедем от станции, так его прикончим, а жену с детьми вы­кинем на ходу. Два больших чемодана возьмешь ты, а я возь­му маленький и деньги, которые у него в правом кармане”. На первой же станции больной приказал жене и детям взять вещи и немедленно сойти с. поезда. На вокзале с громким криком: “Спасите, грабят!” от кого-то убегал. Был помещен в психиатрическую больницу. В больнице заявил, что те мужчины тоже сошли за ним с поезда и пытались его схва­тить, когда он стоял возле кассы. На другой день в беседе с врачом продолжает настаивать на слышанном в вагоне, но не уверен в том, что те мужчины действительно сошли с по­езда (“может показалось”). Еще через два дня полностью вышел из психоза. Уверен в том, что это ему “померещилось”. Беспокоится о судьбе жены и детей и рад их приходу на свиданье. Поставить диагноз.

 

32. Больная 78 лет. Со слов дочери, за последние два года изменилась в поведении: стала сварливой, угрюмой, по­стоянно прячет у себя в вещах корочки хлеба, кусочки мяса, какие-то тряпки. Любит пересматривать свои вещи. Муж больной умер 5 лет назад. Недавно больная спросила у дочери про него: “А Иван куда вышел?”. Поставить диагноз.

 

33. После длительной алкоголизации больной стал слы­шать “голоса”, которые угрожали ему убийством, называли его пьяницей, издевались над ним. Изредка вмешивался другой голос, который пытался защищать больного. Критика к своему состоянию отсутствует. Поставить диагноз.

 

34. После двухнедельного запоя в течение двух суток больной не спал, появился вначале безотчетный страх, затем вечером при закрытых глазах видел какие-то страшные морды животных. Ночью вдруг увидел рядом с кроватью “черного человека”, по полу бегали маленькие страшные люди, чудо­вища. Критики к своему состоянию нет. Все тело дрожит, та­хикардия. Поставить диагноз.

 

35. Призывник К. работает конюхом. В свое время с тру­дом окончил 3 класса, с тех пор выполняет несложные сель­скохозяйственные работы. В беседе с трудом понимает обращенные к нему вопросы. Из городов назвал “Томск, Колпашево, Шегарка”. Не знает столицу СССР, сколько месяцев в году. Прямой счет до 10 правильный, обратный — с затруд­нением. Поставить диагноз.

 

36. При призыве выяснилось, что призывник с детства страдает какими-то судорожными припадками. Раньше при­падки были частыми, теперь—один-два в год. В школе учился плохо, с трудом закончил 3 класса, дублировал 1, 2, 3 классы. В беседе обнаруживается сугубо конкретное мыш­ление, с трудом ориентируется в ситуации, медлителен, мыш­ление вязкое, тугоподвижное. Поставить диагноз.

 

37. Солдат в части едва не покончил самоубийством. При беседе заявил, что не хочет жить, так как “жизнь совер­шенно беспросветна”. В психиатрической больнице, куда он был направлен на экспертизу, подавленное настроение спустя 2 недели исчезло. Стал разговорчивым, рассказал о себе следующее: в возрасте 15 лет на протяжении 3 недель у него было “состояние тоски, жизнь была не мила”, наблю­дались суицидальные мысли. С того времени 3—4 раза в год такие состояния повторяются, он с трудом заставляет себя продолжать работу и учебу. При призыве в армию скрыл заболевание от врачей, думал, что все пройдет. В психиатрической больнице до этого не лежал, к психиатрам не обра­щался. Поставить диагноз.

 

38. Сержант в возрасте 30 лет начал вести себя нелепо: был необоснованно веселым, спал мало, отмечалась повышен­ная трудоспособность, хотя работу выполнял крайне небреж­но. При врачебном обследовании выяснилось, что подобное-состояние отмечается третий раз: одно было 13 лет назад, второе 5 лет назад. Второй приступ был кратковременным, возник во время отпуска из части. Поставить диагноз.

 

39. На призыве призывник сообщил, что иногда слышит какие-то “голоса”. Два года назад “Академия наук стала про­изводить надо мной эксперимент: испытывала особый прибор, который замедлял мысли в голове человека на расстоянии, делал телепатов”. Школу бросил в 8 классе, работал пастухом, на голове постоянно носит мокрую тряпку: объяснил, что таким образом “отключается от того прибора”. Сверстники сообщили, что считают его странным, разговоры о приборе объясняют тем, что он начитался научно-фантастических книг. Поставить диагноз.

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Что понимают под судебно-психиатрической экспертизой (СПЭ)?

2. В каких случаях закон предусматривает обязательное проведение СПЭ?

3. Права и обязанности психиатра-эксперта.

4. Кто может ходатайствовать о назначении СПЭ перед органами дознания, следователем, прокурором и судом?

5. Основания для назначения СПЭ.

6. Основные вопросы, представленные на разрешение СПЭ, если речь идет об обвиняемом. Основные вопросы, представленные на разрешение СПЭ в отношении свидетелей и потерпевших.

7. Каким документом оформляется заключение экспертной судебно-психиатрической комиссии? Из каких разделов состоит данный документ и что в каждом разделе должно быть отражено? Что понимают под опасностью психически больного?

8. С какими болезненными расстройствами психики чаще всего связаны опасные действия? Правовые основы назначения мер медицинского характера.

9. Организация проведения принудительного лечения.

10. Меры по предупреждению опасных действий лиц с психическими расс Шизофрения. Формы и типы течения. Основные проявления шизофрении. Судебно-психиатрическая оценка  шизофрении.

11. Маниакально-депрессивный психоз. Особенности течения. Судебно-психиатрическая оценка больных, совершивших общественно опасные действия на разных стадиях развития болезни. Эпилепсия. Понятие. Судебно-психиатрическая оценка сумеречного помрачения сознания при эпилепсии. Вменяемость при эпилепсии.

12. Понятие исключительного состояния, клинические критерии диагностики. Патологический аффект. Реакция короткого замыкания, просоночное состояние. Патологическое опьянение. Судебно-психиатрическая оценка исключительных состояний.

13. Понятие психоактивного вещества, наркотика и токсического средства. Основные синдромы наркологических заболеваний (абстинентный, психическая и физическая зависимость, изменение толерантности, специфическая деградация личности).

14. Формы алкогольных психозов, их судебно-психиатрическая оценка.

15. Олигофрения. Определение понятия олигофрении. Формы олигофрении. Судебно-психиатрическая оценка лиц с признаками олигофрении.

16. Психопатии. Определение понятия психопатии. Формы психопатии. Судебно-психиатрическая оценка психопатий.

17. Причины и условия возникновения реактивных состояний. Неврозы и реактивные психозы. Формы реактивных состояний, встречающиеся в судебно-психиатрической практике. Судебно-психиатрическая оценка больных с реактивными психозами и неврозами.

18. Виды симуляции и диссимуляции психических расстройств. Методы распознавания симуляции.

19. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. Судебно-психиатрическая оценка психических нарушений в подростковом возрасте.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Правовое положение и организационные формы судебно- психиатрической экспертизы. Основания и порядок назначения судебно - психиатрической экспертизы.

2. Вменяемость и невменяемость в уголовном процессе.

3. Вопросы вменяемости при судебно-психиатрической экспертизе обвиняемых.

 4. Психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших. Оговоры и самооговоры психически больных лиц.

5. Понятие о недееспособности в отечественном гражданском законодательстве. Критерии недееспособности.

6. Меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасное деяние.

7. Понятие об отдельных симптомах и синдромах психических расстройств. Расстройства восприятия, памяти, мышления, эмоций, волевой деятельности.

8. Формы и течение шизофрении. Понятие о дефекте и ремиссии при шизофрении.

9. Эпилепсия как самостоятельное психическое расстройство. Изменения личности при эпилепсии. Судебно-психиатрическая оценка эпилепсии.

10. Травмы мозга. Психические расстройства в остром и отдаленном периодах травм мозга.

11. Психические расстройства при сосудистых поражениях головного мозга. Судебно-психиатрическая оценка начальных явлений атеросклероза мозга и сосудистого слабоумия.

12. Психические расстройства при предстарческих психозах и старческом слабоумии. Судебно-психиатрическая оценка.

 13. Алкоголизм. Изменения личности при алкоголизме. Простое алкогольное и патологическое опьянение, их судебно-психиатрическая оценка. Алкогольные психозы.

 14. Наркомания. Судебно-психиатрические экспертизы больных наркоманией.

15. Токсикомания, ее судебно-психиатрическая оценка.

16. Реактивные состояния в судебно-психиатрической клинике. Формы реактивных состояний, их течение.

17. Симуляция в судебно-психиатрической клинике, своеобразие поведения лиц, симулирующих психические расстройства. Формы симуляций.

18. Общественно опасные действия лиц с умственной отсталостью, влияние повышенной внушаемости и подчиняемости на противоправное поведение умственно отсталых лиц.

 19. Особенности психических расстройств у несовершеннолетних.

 20. Судебно-психиатрические и комплексные психолого-психиатрические экспертизы обвиняемых, свидетелей и потерпевших несовершеннолетних.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: