1. Заболела в 15-летнем возрасте. Появилось ощущение необычной легкости, казалось, что все может сделать, был прилив энергии, настроение было повышенным. Спустя две недели все эти явления исчезли. В 20-летнем возрасте это состояние повторилось, была помещена в психиатрическую больницу, где целыми днями пела песни и декламировала стихи. После лечения аминазином все явления быстро исчезли. Хорошо помнит, что с ней было в момент заболевания.
Поставить диагноз.
2. Больной на приеме жалуется, что у него 1-2 раза в год наблюдаются изменения настроения. Иногда это мрачное настроение с нежеланием работать, хотя он и продолжает аккуратно ходить на работу. Иногда неожиданно появляется прилив энергии, хочется сделать многое. Берется за изучение двух иностранных языков одновременно, но спустя неделю все это проходит. В психиатрических больницах ни разу не лежал.
Поставить диагноз.
3. Больной перестал посещать школу, заявил: “Неохота”. Вскоре прекратил связь с друзьями, сидел дома, распевал один и те же песни нецензурного содержания. При помещении в стационар продолжает в отделении петь те же песни, не обращая внимания на замечания. Выражение лица тупое, иногда разражается бессмысленным хохотом, открыто онанирует.
|
|
Поставить диагноз
4. А., 18 лет. Заболел внезапно. На работе начал испуганно оглядываться по сторонам. Говорил что-то бессмысленное, убежал в лес. Был вскоре найден в лесу: стоял у дерева, на вопросы не отвечал. В больнице: молчит, не садится на стул после приглашения, лицо невыразительное, взгляд неподвижен. Отмечается восковая гибкость, активный негативизм. Со стороны внутренних органов отчетливой патологии не определяется. Нервная система без очаговых знаков.
Поставить диагноз
5. Родственники больного обратились за советом. Они сообщили, что больной развивался с детства вполне удовлетворительно. В возрасте 25 лет поведение изменилось: стал подозрительным, замкнутым, целыми днями сидел один в комнате, закрыв окна шторами и дверь на ключ. Из дневника больного удалось установить, что его “хотят убить члены тайной шпионской организации”. При беседе с больным выяснилось отсутствие каких-либо расстройств восприятия. Больной держится настороженно. Лишь после длительной беседы удалось выявить, что соседи больного систематически следят за ним, являются членами какой-то шайки.
Поставить диагноз.
6. Больной был доставлен в психиатрическую больницу в сопровождении милиции. Пытался нанести ножевые ранения соседу. На приеме: напряжен, злобен, заявляет, что сосед установил у себя в квартире аппарат, при помощи которого записывает мысли больного на магнитофон, вкладывает ему в голову свои мысли. Иногда специальным аппаратом устраивает радиопередачи, в которых всячески его оскорбляет. В последнее время сосед проводил эксперименты другого рода, заставлял больного идти не туда, куда надо, произносить бранные слова, вызывал у него искусственное веселье.
|
|
Поставить диагноз
7. Отрывок из заявления больного: “Я чемпион мира по знанию и разбору вредительских дел, хозяин всей вселенной, приказываю: 1. До нас дошли слухи, что некие вредительские органы хотят использовать мое нахождение в психбольнице для того, чтобы пустить по свету моего двойника и назвать его, как меня, Курякии Михаил Семенович. 2. Повелеваю: этого проходимца схватить и посадить в заключение до тех пор, пока не откажется от моего имени. 3. Известить всех, что во всем мире живет только один человек по фамилии Курякнн, а все другие — подделаны”. Известно, что больной три года назад на протяжении 8 месяцев находился в психиатрической больнице с синдромом психического автоматизма.
Поставить диагноз
8. Больная находится в стационаре 12 лет. Первые годы отмечался галлюцинаторно-бредовый синдром. В последнее время нарастает разорванность речи. Регулярно участвует в трудовых процессах. Работая, непрерывно бормочет: “Ну, правильно — сизформа; мышление, следовательно, определяется бытием. Форма моего бытия особенна, она содержит 5 букв. Причем форма моего мышления совпадает с буквами моего опекунства. Я отношусь только к категории лиц, у которых есть имя, но нет фамилии. Природа на основании физиологии при помощи математического светового жаргона, на базисе шахмат доказала, что я по своей физиологии гражданин…”. Поставить диагноз
9. А., 40 лет. Заболел 15 лет назад. Трижды находился в психиатрической больнице, отмечался галлюцинаторно-бредовый синдром. В периоды между поступлениями не работал, был под опекой родителей. В последний раз поступил в психиатрическую больницу 5 лет назад. Первое время был замкнут, постоянно бормотал что-то, стоя лицом к стене. В последнее время поведение однообразное, находится в одном углу палаты, голова опущена и накрыта халатом. После настоятельных вопросов больной шепотом дает ответы, часто в плане вопроса. Питается с принуждением. Поставить диагноз
10. Больной находился в стационаре на протяжении 5 лет. К моменту лечения галоперидолом у больного были актуальные бредово-галлюцинаторные переживания. Часто заходил в кабинет врача и с возмущением требовал “прекратить издевательства, выключить аппарат, который отнимает у него свои мысли и вкладывает чужие”. Избил однажды больного Н., утверждая, что тот подослан для наблюдения хозяином аппарата. После лечения галоперидолом состояние значительно улучшилось: поведение стало упорядоченным, приветливо здоровается с врачом, исчезло возмущение в отношении “экспериментов”. При беседе уверяет, что до сих пор его мысли читают и записывают на магнитофонную ленту, иногда слышит разговоры “экспериментаторов” о нем. Относится ко всему этому равнодушно, говорит: “Я теперь не обращаю внимания”. Активно включился в трудовые процессы.
Поставить диагноз
11. Больной внезапно бледнеет, лицо делается “пустым”, невыразительным, взгляд неподвижно устремлен в пространство. Больной или замолкает, или прекращает работу. Однако вскоре больной продолжает прерванные занятия, не замечая того, что с ним произошло. Назвать разновидность амбулаторного автоматизма.
12. Назовите явление, которое предшествует судорожному припадку и которое, в сущности, означает уже начало его, проявляющееся в различных психопатологических феноменах, отличающееся своей стереотипностью у каждого больного.
|
|
13. Назовите состояние, которое возникает у больного за несколько часов или за сутки до появления судорожного припадка, характеризующееся изменением настроения, головной болью, общим недомоганием и т. п.
14. До появления большого судорожного припадка у больного внезапно возникает сердцебиение, затруднение дыхания, тошнота, жажда, позывы на мочеиспускание и дефекацию. Назвать разновидность ауры.
15. Больной внезапно теряет сознание, падает, иногда с резким пронзительным криком, появляются последовательно сменяющиеся тонические и клонические судороги, заканчивающиеся комой с последующим сном и амнезией.
Назвать тип судорожного припадка.
16. Больная утром отправилась на работу, однако бессмысленно бродила по городу, разъезжала на городском транспорте. На встречающихся знакомых производила впечатление угрюмой, утомленной и какой-то растерянной, отвечала на несложные вопросы, но не вызывала у окружающих каких-либо подозрений в ее психическом неблагополучии. Как сообщила потом больная, она оказалась на незнакомой улице, время приближалось к обеденному перерыву, но она никак не могла вспомнить, где она была и что делала в это время.
Назвать разновидность сумеречного состояния.
17. Юноша обратился к врачу. Как выяснилось из беседы, он вышел из института вместе с товарищами, “разговаривали на общие темы”. Внезапно он как-то резко повернулся и бросился на проезжую часть дороги. Там остановился и стал снимать пальто резкими движениями. Вскоре прекратил свои действия и растерянный подошел к своим товарищам. Объяснить свое поведение не смог, растерянно оглядывался на остановившихся прохожих. Назвать тип расстройства сознания.
18. Мальчик 13 лет. Время от времени поднимается в ночное время и бродит по квартире. В это время он может даже открыть запертую дверь, выйти на улицу. При попытке уложить в постель оказывает бессмысленное сопротивление, становится агрессивным, не откликается на имя. Спустя некоторое время становится послушным, позволяет уложить себя в постель. Утром жалуется на головную боль, о случившемся ничего не помнит. В раннем возрасте у мальчика были редкие эпилептические припадки. Последние 2—3 года ухудшилась успеваемость в школе. До настоящего времени изредка мочится в постель во время сна. Назвать расстройство сознания.
|
|
19. Больному 47 лет, бухгалтер. В последние 2—3 года стал уставать на работе сильнее, чем обычно, испытывает постоянный звон в ушах и голове. Жалуется, что иногда не может сразу вспомнить имени и отчества сослуживцев, с которыми давно работает. Быстро поседел, кожа стала дряблой. Отмечает, что с трудом засыпает, просыпается рано, и на работу выходит “как и не отдыхал”. Не может смотреть “чувствительные” фильмы, плачет навзрыд.Поставить диагноз
20. Больной 32 года, артистка. В кабинете врача ведет себя очень демонстративно—постоянно и эмоционально рассказывает о своих успехах на сцене, о том, что ее любит публика и т. п. С детства упрямая, капризная, повышенно эмоциональна. На незначительные неприятности давала бурные реакции плача, рыданий и “припадков”. В больницу поступила из-за конфликтов с администрацией театра. Считает, что ей дают мелкие роли, не соответствующие ее таланту. После бурной сцены с режиссером отмечался судорожный припадок с плачем и смехом. Очень внушаема. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику.
21. Больному 30 лет, инженер. С самого детства упорный, настойчивый, смелый, задиристый. Высокого мнения о себе. Вместе с тем - подозрительный, считает, что окружающие завидуют ему, строят ему всевозможные козни. Уверен, что его проект забраковали из зависти. В случайно сказанных словах, вскользь брошенных взглядах усматривает подтверждение своих предположений. На “мнимое доброжелательство” коллег отвечает яркой враждебностью. Подает в суд на администрацию завода. Переубедить его невозможно. Поставить диагноз
22. Мужчина 45 лет. По характеру очень вспыльчивый. В гневе доходит до ярости. Недавно из-за пустяка бросился на жену, пролил суп на скатерть, разбил тарелку, опрокинул стол. Ударом кулака вывихнул жене челюсть, ударил маленького сына. Успокоившись, горько раскаивается и сожалеет о сделанном. С детства склонен к вспышкам гнева. В прошлом под влиянием жизненных неудач и разочарований впадал в тяжелую депрессию с попыткой самоубийства. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику.
23. Больному 20 лет. Очень необщительный, замкнутый. Друзей не имеет. С детства склонен к уединенным мечтам и к занятиям отвлеченными вопросами, далекими от реальной жизни. Очень плохо сходится с людьми. Не может понять их настроения, затрудняется завязать простой непринужденный разговор. Много строит планов, но никак не может привести их в исполнение. Живет мечтами, грезами. Беспомощен в реальной жизни. Поставить диагноз.
24. Девочка 15 лет, добродушная, охотно выполняет несложную работу в отделении, но только по указанию персонала. Имеет крайне ограниченный запас слов, речь ее аграмматична, с недостаточной артикуляцией. Может считать по пальцам, но только в прямом порядке. Элементарные арифметические действия недоступны. Назвать степень олигофрении.
25. Больная имеет начальное образование, дублировала 3—4 классы, начинала учиться в 5 классе, но была вынуждена оставить школу из-за плохой успеваемости. Выполняет неквалифицированную работу. Мышление конкретно-образного типа. Запас слов бедный. В беседе часто пользуется трафаретными выражениями, заученными фразами. Назвать степень олигофрении.
26. Мальчик 6 лет был доставлен в психиатрическую больницу в порядке оказания неотложной помощи. При поступлении: подвижен, очень пуглив, массивные зрительные галлюцинации, убегает от каких-то пауков, желтых муравьев. Зрачки резко расширены, тахикардия. Родители сообщили, что перед заболеванием ребенок играл с товарищами в лесу. Через 2 дня ребенок вышел из психоза, о случившемся ничего не помнит. Рассказал врачу, что перед заболеванием ел какую-то “травку”. Поставить диагноз, назвать синдром, определить реабилитационную тактику при поступлении в стационар.
27. Больной 37 лет, шофер. Был доставлен в психиатрическую больницу в порядке неотложной помощи. При поступлении: дезориентирован, считает, что находится в гараже, окружающих называет именами своих товарищей. Стоя в стороне, совершает руками какие-то стереотипные движения: “Проволоку изо рта выматываю”. Со слов сопровождающих, за 4 часа до начала заболевания ремонтировал автомашину, промывал детали в бензине. Через 3 дня вышел из психоза, о случившемся ничего не помнит. В настоящее время жалобы на головную боль, бессонницу, раздражает шум, яркий солнечный свет. Поставить диагноз, определить реабилитационную тактику.
28. Во время пожара один из пострадавших схватил таз и бесцельно бегал с ним по комнатам, не обращая внимания на замечания окружающих. Затем выбежал во двор и продолжал бестолково суетиться. Внезапно остановился и громко заплакал. Успокоившись, стал испуганно интересоваться случившимся. Выяснилось, что он полностью амнезировал отрезок времени от начала пожара до настоящей минуты. Поставить диагноз.
29. Девочка 5 лет играла дверью. Внезапно дверь закрылась, замок защелкнулся и девочка оказалась одна в комнате. Мать, находившаяся поблизости, стала панически стучать в дверь и звать девочку, однако ответа не получила. Когда дверь была взломана, девочку обнаружили стоящей посреди комнаты с вытаращенными глазами. На вопросы она не отвечала. Спустя 5 минут после происшедшего она начала плакать. На следующий день поведение ребенка нормальное. Поставить диагноз. Реабилитационная тактика.
30. Женщина 35 лет, придя домой с похорон сына, пыталась покончить самоубийством. Была доставлена в психиатрическую больницу. В отделении: неподвижна, сидит, уставившись в одну точку, выражение глубокой печали, не плачет. С трудом отмечает на вопросы. Считает себя виновной в смерти сына: “Мало уделяла ему внимания”. Заботы о двух других детях не проявляет. Такое состояние длилось полтора месяца. Постепенно под влиянием лечения больная полностью вышла из болезненного состояния. Поставить диагноз..
31. Больной 42 лет переезжал с семьей в другой город. Билеты приобрел с трудом, перед отъездом почти не спал 2 ночи, алкоголизировался. Наконец сел с семьей в поезд. Через несколько часов почувствовал, что “что-то неладно”. Стал прислушиваться к разговору двух мужчин, сидевших рядом. Услышал, как один говорил другому: “Как только отъедем от станции, так его прикончим, а жену с детьми выкинем на ходу. Два больших чемодана возьмешь ты, а я возьму маленький и деньги, которые у него в правом кармане”. На первой же станции больной приказал жене и детям взять вещи и немедленно сойти с. поезда. На вокзале с громким криком: “Спасите, грабят!” от кого-то убегал. Был помещен в психиатрическую больницу. В больнице заявил, что те мужчины тоже сошли за ним с поезда и пытались его схватить, когда он стоял возле кассы. На другой день в беседе с врачом продолжает настаивать на слышанном в вагоне, но не уверен в том, что те мужчины действительно сошли с поезда (“может показалось”). Еще через два дня полностью вышел из психоза. Уверен в том, что это ему “померещилось”. Беспокоится о судьбе жены и детей и рад их приходу на свиданье. Поставить диагноз.
32. Больная 78 лет. Со слов дочери, за последние два года изменилась в поведении: стала сварливой, угрюмой, постоянно прячет у себя в вещах корочки хлеба, кусочки мяса, какие-то тряпки. Любит пересматривать свои вещи. Муж больной умер 5 лет назад. Недавно больная спросила у дочери про него: “А Иван куда вышел?”. Поставить диагноз.
33. После длительной алкоголизации больной стал слышать “голоса”, которые угрожали ему убийством, называли его пьяницей, издевались над ним. Изредка вмешивался другой голос, который пытался защищать больного. Критика к своему состоянию отсутствует. Поставить диагноз.
34. После двухнедельного запоя в течение двух суток больной не спал, появился вначале безотчетный страх, затем вечером при закрытых глазах видел какие-то страшные морды животных. Ночью вдруг увидел рядом с кроватью “черного человека”, по полу бегали маленькие страшные люди, чудовища. Критики к своему состоянию нет. Все тело дрожит, тахикардия. Поставить диагноз.
35. Призывник К. работает конюхом. В свое время с трудом окончил 3 класса, с тех пор выполняет несложные сельскохозяйственные работы. В беседе с трудом понимает обращенные к нему вопросы. Из городов назвал “Томск, Колпашево, Шегарка”. Не знает столицу СССР, сколько месяцев в году. Прямой счет до 10 правильный, обратный — с затруднением. Поставить диагноз.
36. При призыве выяснилось, что призывник с детства страдает какими-то судорожными припадками. Раньше припадки были частыми, теперь—один-два в год. В школе учился плохо, с трудом закончил 3 класса, дублировал 1, 2, 3 классы. В беседе обнаруживается сугубо конкретное мышление, с трудом ориентируется в ситуации, медлителен, мышление вязкое, тугоподвижное. Поставить диагноз.
37. Солдат в части едва не покончил самоубийством. При беседе заявил, что не хочет жить, так как “жизнь совершенно беспросветна”. В психиатрической больнице, куда он был направлен на экспертизу, подавленное настроение спустя 2 недели исчезло. Стал разговорчивым, рассказал о себе следующее: в возрасте 15 лет на протяжении 3 недель у него было “состояние тоски, жизнь была не мила”, наблюдались суицидальные мысли. С того времени 3—4 раза в год такие состояния повторяются, он с трудом заставляет себя продолжать работу и учебу. При призыве в армию скрыл заболевание от врачей, думал, что все пройдет. В психиатрической больнице до этого не лежал, к психиатрам не обращался. Поставить диагноз.
38. Сержант в возрасте 30 лет начал вести себя нелепо: был необоснованно веселым, спал мало, отмечалась повышенная трудоспособность, хотя работу выполнял крайне небрежно. При врачебном обследовании выяснилось, что подобное-состояние отмечается третий раз: одно было 13 лет назад, второе 5 лет назад. Второй приступ был кратковременным, возник во время отпуска из части. Поставить диагноз.
39. На призыве призывник сообщил, что иногда слышит какие-то “голоса”. Два года назад “Академия наук стала производить надо мной эксперимент: испытывала особый прибор, который замедлял мысли в голове человека на расстоянии, делал телепатов”. Школу бросил в 8 классе, работал пастухом, на голове постоянно носит мокрую тряпку: объяснил, что таким образом “отключается от того прибора”. Сверстники сообщили, что считают его странным, разговоры о приборе объясняют тем, что он начитался научно-фантастических книг. Поставить диагноз.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимают под судебно-психиатрической экспертизой (СПЭ)?
2. В каких случаях закон предусматривает обязательное проведение СПЭ?
3. Права и обязанности психиатра-эксперта.
4. Кто может ходатайствовать о назначении СПЭ перед органами дознания, следователем, прокурором и судом?
5. Основания для назначения СПЭ.
6. Основные вопросы, представленные на разрешение СПЭ, если речь идет об обвиняемом. Основные вопросы, представленные на разрешение СПЭ в отношении свидетелей и потерпевших.
7. Каким документом оформляется заключение экспертной судебно-психиатрической комиссии? Из каких разделов состоит данный документ и что в каждом разделе должно быть отражено? Что понимают под опасностью психически больного?
8. С какими болезненными расстройствами психики чаще всего связаны опасные действия? Правовые основы назначения мер медицинского характера.
9. Организация проведения принудительного лечения.
10. Меры по предупреждению опасных действий лиц с психическими расс Шизофрения. Формы и типы течения. Основные проявления шизофрении. Судебно-психиатрическая оценка шизофрении.
11. Маниакально-депрессивный психоз. Особенности течения. Судебно-психиатрическая оценка больных, совершивших общественно опасные действия на разных стадиях развития болезни. Эпилепсия. Понятие. Судебно-психиатрическая оценка сумеречного помрачения сознания при эпилепсии. Вменяемость при эпилепсии.
12. Понятие исключительного состояния, клинические критерии диагностики. Патологический аффект. Реакция короткого замыкания, просоночное состояние. Патологическое опьянение. Судебно-психиатрическая оценка исключительных состояний.
13. Понятие психоактивного вещества, наркотика и токсического средства. Основные синдромы наркологических заболеваний (абстинентный, психическая и физическая зависимость, изменение толерантности, специфическая деградация личности).
14. Формы алкогольных психозов, их судебно-психиатрическая оценка.
15. Олигофрения. Определение понятия олигофрении. Формы олигофрении. Судебно-психиатрическая оценка лиц с признаками олигофрении.
16. Психопатии. Определение понятия психопатии. Формы психопатии. Судебно-психиатрическая оценка психопатий.
17. Причины и условия возникновения реактивных состояний. Неврозы и реактивные психозы. Формы реактивных состояний, встречающиеся в судебно-психиатрической практике. Судебно-психиатрическая оценка больных с реактивными психозами и неврозами.
18. Виды симуляции и диссимуляции психических расстройств. Методы распознавания симуляции.
19. Особенности судебно-психиатрической экспертизы несовершеннолетних. Судебно-психиатрическая оценка психических нарушений в подростковом возрасте.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Правовое положение и организационные формы судебно- психиатрической экспертизы. Основания и порядок назначения судебно - психиатрической экспертизы.
2. Вменяемость и невменяемость в уголовном процессе.
3. Вопросы вменяемости при судебно-психиатрической экспертизе обвиняемых.
4. Психиатрическая экспертиза свидетелей и потерпевших. Оговоры и самооговоры психически больных лиц.
5. Понятие о недееспособности в отечественном гражданском законодательстве. Критерии недееспособности.
6. Меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасное деяние.
7. Понятие об отдельных симптомах и синдромах психических расстройств. Расстройства восприятия, памяти, мышления, эмоций, волевой деятельности.
8. Формы и течение шизофрении. Понятие о дефекте и ремиссии при шизофрении.
9. Эпилепсия как самостоятельное психическое расстройство. Изменения личности при эпилепсии. Судебно-психиатрическая оценка эпилепсии.
10. Травмы мозга. Психические расстройства в остром и отдаленном периодах травм мозга.
11. Психические расстройства при сосудистых поражениях головного мозга. Судебно-психиатрическая оценка начальных явлений атеросклероза мозга и сосудистого слабоумия.
12. Психические расстройства при предстарческих психозах и старческом слабоумии. Судебно-психиатрическая оценка.
13. Алкоголизм. Изменения личности при алкоголизме. Простое алкогольное и патологическое опьянение, их судебно-психиатрическая оценка. Алкогольные психозы.
14. Наркомания. Судебно-психиатрические экспертизы больных наркоманией.
15. Токсикомания, ее судебно-психиатрическая оценка.
16. Реактивные состояния в судебно-психиатрической клинике. Формы реактивных состояний, их течение.
17. Симуляция в судебно-психиатрической клинике, своеобразие поведения лиц, симулирующих психические расстройства. Формы симуляций.
18. Общественно опасные действия лиц с умственной отсталостью, влияние повышенной внушаемости и подчиняемости на противоправное поведение умственно отсталых лиц.
19. Особенности психических расстройств у несовершеннолетних.
20. Судебно-психиатрические и комплексные психолого-психиатрические экспертизы обвиняемых, свидетелей и потерпевших несовершеннолетних.