Прочитайте текст и выполните задания

Святые места.

   (1) Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове – Родина?

   (2) Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. (3) Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. (4) Слушал, как бьют часы. (5) Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. (6) Мимо торопливо шли люди. (7) Было удивительно. (8) Как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? (9) В те времена в Кремль не пускали. (10) Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. (11) Запомнились камни на узкой лестнице – «сколько людей прошло»!

   (12) Потом я много раз бывал у Кремля. (13) Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.

   (14) Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? (15) Скажу сейчас об удивительном факте. (16) Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. (17) Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: «Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры …» (18) У меня тогда комок в горле застрял.

   (19) Не мог говорить, не мог сразу поверить… (20) В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. (21) Не сломали…»

   (22) Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. (23) А что показало время? (24) По Красной площади сегодня тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих пройти эту площадь простыми шагами.

   (25) Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. (26) Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. (27) Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.

   (28) Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. (29) Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО. (30) Любить Отечество невозможно заставить декретом. (31) Любовь надо воспитать.

(В.М. Песков)

Задания.

1. Из предложений 25 – 27 выпишите слово(-а) с чередующейся гласной в корне._______________________

___________________________________________________

2. Из предложений 1 – 6 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочным способом.__________________________

 

3. Определите способ образования подчеркнутых слов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Найдите предложение, где используется фразеологизм. Выпишите фразеологизм и определите его значение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Из предложений 14 – 21 выпишите прилагательные в одной из степеней сравнения._______________________________

___________________________________________________

6. Из предложений 17 – 20 выпишите глагол в форме будущего сложного времени.__________________________

 

7. Из предложений 24, 25 выпишите все причастия.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

8. Из предложения 8 выпишите местоимения, определите их разряд.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

9. Из предложений 20 – 25 выпишите два производных предлога.___________________________________________

10. Из предложения 8 выпишите все возможные словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

11. Определите синтаксическую роль инфинитива в предложении 2.____________________________________

 

12. Выпишите грамматическую основу из предложения 31.

_____________________________________________________

13. Найдите предложение с обособленным распространенным приложением. Запишите его номер.

_________________________

14. Укажите номера нераспространенных односоставных предложений. Определите их вид._____________________

 

15. Среди предложений 24 – 28 найдите простое, осложненное обособленным обстоятельством и обособленным определением.________________

 

16. Найдите СПП с однородным соподчинением придаточных. _____________________

 

17. Определите вид придаточного в предложении 1, 2, 10 и 16.______________________________________________

 

18. Укажите средство связи предложений: а) 16 – 17; б) 30 – 31.________________________________________________

 

19. Определите средства выразительности, используемые в предложениях: 1) 3, 4, 7, 8;              4) 1;

                          2) 10;                        5) 13;

                          3) 19;                        6) 26.

 

 

20. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента)

               

Текст № 7.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: