Тема: Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
Перед вами предложение:
Мы разговорились, и когда у нас зашла речь о физическом труде, то я выразил такую мысль: нужно, чтобы сильные не порабощали слабых, чтобы меньшинство не было для большинства паразитом или насосом, высасывающим из него хронически лучшие соки, то есть нужно, чтобы все без исключения - и сильные и слабые, богатые и бедные- равноценно участвовали в борьбе за существование, каждый сам за себя, а в этом отношении нет лучшего нивелирующего средства, как физический труд в качестве
общей, для всех обязательной повинности.
(А.П. Чехов, «Моя жизнь»).
- Прежде чем выяснить, есть ли в данном предложении чужая речь, нам необходимо вспомнить, что в синтаксисе русского языка есть предложения, в которых, кроме своей собственной речи, передается речь другого лица (чужая речь).
-Что такое прямая речь?
(чужая речь, переданная от лица говорящего.)
- а как называется лицо, передающее чужую речь?
(автором, а его слова-авторские).
|
|
-А иначе сказать?
(авторское повествование или авторская речь)
- Какими же способами передается авторская речь?
(- предложениями с прямой речью
- предложениями с косвенной речью
-конструкциями с несобственно-прямой речью
- предложениями с вводными словами, указывающими на факт чужой речи, и при помощи дополнений
в предложном падеже с предлогом 0(об), относящимися к глаголу-сказуемому со значением времени,
например:
1. Погода, по словам стариков, стала совсем не такой, как прежде
(временная конструкция)
2. Он заговорил об анархии производства при капиталистическом строе, которое расходуется бесплодно. (М. Горький)
- Из каких частей состоит предложение с прямой речью?
(из авторской речи и прямой)
- К акими частями речи обычно выражается авторская речь?
(глаголами, иногда существительными со значением речи, мысли, например: сказал, слушал, проговорил,
подумал и т.д. или существительными, указывающими на лицо: сама сказала.)
- Каким еще способом передается чужая речь:
(предложениями с косвенной речью).
- Что такое косвенная речь?
(чужая речь, переданная от лица автора в виде придаточной части сложного предложения.)
- Предложения с прямой речью представляют собой какие сложные предложения?
(сложноподчиненные предложения с придаточной частью изъяснительной).
- А какую функцию выполняет главная часть таких предложений?
(она выполняет ту же функцию, что и авторские слова в предложениях с прямой речью: в главной части говорится о факте чужой речи и ее источнике)
-К акова же функция придаточной части?
|
|
(она передает содержание чужой речи, например:
Вот мама мне говорила, что глаза человека-это его душа.)
-Есть еще способы передачи чужой речи?
(есть, это конструкции с несобственно - прямой речью).
Несобственно-прямая речь — форма передачи чужой речи, занимающая промежуточное положение между прямой и косвенной речью. Несобственно-прямая речь принадлежит автору, все местоимения и формы лица глагола оформлены в ней с точки зрения автора, т. е. как в косвенной речи. Но в то же время несобственно-прямая речь имеет яркие лексико-синтаксические и стилистические особенности прямой речи персонажа. В отличие от косвенной речи несобственно-прямая речь оформляется не как придаточная часть при глаголе речи, а как самостоятельное предложение.
Сравним:
Прямая речь: Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал: «Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней».
Косвенная речь: Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал, что звезды очень яркие и мороз, вероятно, станет еще сильней.
Несобственно-прямая речь: Он вышел на улицу, посмотрел на небо. Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней.
- Все способы передачи чужой речи мы вспомнили?
Конечно же, остался еще один способ.
Нередко содержание чужой речи передается предложениями с вводными словами, которые указывают на сам факт чужой речи, например: По словам родителей, наша школа дает детям хорошие знания.
А так же при помощи дополнений в предложном падеже с предлогом о(об), например:
Директор заговорил об аттестации учащихся, которая проводится в форме ЕГЭ.
Несобственно-прямая речь — форма передачи чужой речи, занимающая промежуточное положение между прямой и косвенной речью. Несобственно-прямая речь принадлежит автору, все местоимения и формы лица глагола оформлены в ней с точки зрения автора, т. е. как в косвенной речи. Но в то же время несобственно-прямая речь имеет яркие лексико-синтаксические и стилистические особенности прямой речи персонажа. В отличие от косвенной речи несобственно-прямая речь оформляется не как придаточная часть при глаголе речи, а как самостоятельное предложение.
Сравним:
Прямая речь: Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал: «Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней».
Косвенная речь: Он вышел на улицу, посмотрел на небо и сказал, что звезды очень яркие и мороз, вероятно, станет еще сильней.
Несобственно-прямая речь: Он вышел на улицу, посмотрел на небо. Какие яркие звезды! Вероятно, мороз станет еще сильней.
Знаки при диалоге и цитатах.
Цели: повторить способы передачи чужой речи; закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью; воспитание языкового чуть Знаки препинания при диалоге и цитатах
Дословно воспроизведенный разговор двух или нескольких лиц называется диалогом. Чужая речь, переданная в форме диалога, не всегда сопровождается словами автора. Сравните:
1. –Я иду, иду, мама.
- Не уходи, не уходи, сынок...
Если речь других, переданное в форме диалога, сопровождается без слов автора, тогда традиционно употребляются такие знаки препинания: I) перед каждой репликой ставится тире; 2) слова каждого человека пишутся с новой строки. К примеру:
- Ростислав, где ты?
- Я здесь, в саду, папа. Как там дедушка, как он?
- Уже все в порядке, все хорошо.
- В самом деле?
Цитата - это дословная выдержка из текста.
Если цитата включается в текст как самостоятельное предложение, она оформляется так же, как прямая речь: А. П. Чехов писал: "Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьезное влияние на мою литературную деятельность". "Праздная жизнь, - писал А. П. Чехов, - не может быть чистою".
Пропуск текста цитаты обозначается многоточием: "Но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку... Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа..." - писал А. П. Чехов.
|
|
При цитировании стихотворного текста кавычки обычно не ставятся, например, вспомните строфы, в которых поэт описывает свое знакомство с Онегиным:
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Эпиграф также обычно кавычками не выделяется, а ссылка на источник дается на следующей строчке. Например, к первой главе романа в стихах "Евгений Онегин" А. С.Пушкин предпослал следующий эпиграф: