Роспись волшебную эту

Русская роспись

Г О Р О Д Е Ц К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: в районе города Городца

2. Материал первоосновы: Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление.

3. Способы украшения, материалы: Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое. На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации. В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка. Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

4. Виды продукции: Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

6. Цветов фона. Цвет изображений. Цветовые сочетания. Изображение цветов. Изображение листьев.

 

Изображение птиц.

Изображение лошади.

7. Композиция узоров:

Композиции городецкой росписи можно разделить на три вида:
— цветочная роспись;
— цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»;
— сюжетная роспись.
Такое деление является условным, так как и сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов. Несмотря на то, что городецкая роспись имеет ограниченное число мотивов, она всё же разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, мы не сразу уловим сходство. Это умение художников помогает ярче выделить сюжет данной работы, придать ей иное смысловое звучание, удовлетворяет различным вкусам ценителей этого искусства.

8. Использование в ДОУ:

Знакомить детей с образцами городецкой росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.

Конспект занятия

Цели и задачи:

- учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме.

- закреплять знания детей о городецкой росписи: элементы, колорит, композиция.

- воспитывать у детей творчество, фантазию, умение создавать свою композицию. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Оборудование:

-шаблоны разделочных досок белого цвета, кисти, баночки для воды, акварель, образцы узоров.

Предшествующая работа: знакомство с элементами росписи; роспись полоски; знакомство с историей Городецкой росписи.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, послушайте историю городецкой росписи.

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.

Эта роспись родилась в Поволжье, на берегах чистой и светлой речки Узоры. Свои изделия крестьяне всех окрестных деревень отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая. Ассортимент городецких изделий широк. Это прялки, короба, шкатулки, сундуки, разделочные доски, посуда, панно-тарелки, деревянные игрушки, детские каталки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота.Наиболее распространенными мотивами являются: цветы — розы, купавки с симметричными листьями; животные - конь, птица; сюжетные композиции - всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки. Заключительный этап росписи - нанесение белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. При окончательной отделке изделия покрывают лаком.

Послушайте стихотворение:

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Воспитатель:

Давайте мы с вами рассмотрим предметы с городецкой росписью. Обратите внимание, какие они яркие и праздничные. Давайте посмотрим, какими элементами городецкие мастера украшали свои изделия.

Дети: Цветы, бутоны, листья, оживка.

Воспитатель:

Какие краски берут художники?

Дети: Яркие, сочные.

Воспитатель:

А каким цветом украшаются розовые цветы? Голубые Цветы (ответы детей). Для чего мастера используют белый цвет?

Дети: Белый цвет оживляет узор.

Физкультминутка:

На балконе две подружки

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

Ребята, а теперь давайте пройдем к своим рабочим местам и приступим к занятию. Но прежде чем начать рисовать, подумайте, какого цвета вы нарисуете розаны, купавки. Их рисуют вначале.

Вспомните, что сначала рисуем все одним цветом, а пока элементы сохнут, можно рисовать бутоны или листья. Только убедившись, что цветок высох, начинайте его украшать темной краской или белой.

Индивидуально подсказываю детям, композицию, заполнение пространства, технику рисования, направляю детей на создание своего орнамента.

Заключительная работа:

дети выкладывают свои работы в центре стола.

Анализ работ.

Воспитатель:

Посмотрите ребята, какая у нас получилась с вами настоящая выставка городецкой росписи.

 

 

9. Ведущие мастера: Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

10. Литература для чтения детям о промысле:

Маврина Т.А. "Городецкая живопись". - М.: Просвещение, 2003. - 145с.

Жегалова С.К. "Русская народная живопись". - М.: Просвещение, 2006.-54 с.

& 11. Методические статьи о Городецкой росписи:

Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова. – М.: Просвещение, 2003.-128 с.

Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Соломенникова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45.

Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2002. - 176 с.

 

 

Х О Х Л О М С К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: в селе Хохлома в составе Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области.

2. Материал первоосновы: декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

3. Способы украшения, материалы: Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

4. Виды продукции: Виды хохломы – роспись «верховая» и «под фон»

Золотой фон, образованный оловянным порошком под слоем обожженной олифы, и красно-черные узоры поверх: так выглядит классическая верховая технология хохломской росписи. Это наиболее распространенный и простой способ оформления изделий; мастер работает тонкой кисточкой, нанося элементы традиционных орнаментов – «травка», «под ягодку», «под листочек». Травяные стилизации выполняются резкими узкими мазками, «ягодные» отличаются многоцветьем, «листовые» прорисовываются с узором прожилок.

Отдельный вид верхового письма в хохломе называется просто и вкусно: «пряник». Здесь главенствуют геометрические фигуры, соотносимые с квадратом или ромбом, обязательно присутствует солнечный круг и травянистое обрамление.

Золотая роспись по красному либо черному – второй вид хохломской росписи, «фоновый». Создать такой рисунок значительно труднее, ведь элементы не прокрашиваются, а наносятся контурно; закрашиваются, наоборот, свободные от росписи участки. То есть, золотые лепестки, завитки, ягодки и т.п. в данном случае не прорисованы поверх, а представляют собой кусочки основного фона, созданного порошком олова под олифой после обжига заготовки.

5. Цветовая гамма (закрасить):

6. Изображение ягод.

 

 

 

 


Изображение листьев. Изображение цветов:

Изображение зооморфных мотивов:

 

 

Композиция узоров:

Хохломские матера всегда очень хорошо чувствовали форму изделия и помещали орнамент на плоскости, учитывая формообразующие линии. Вот пример типовой композиции: закругленные формы бортов чаш хохломские художники украшали динамичными по своему строению орнаментами, а в середине чаши, как правило, помещали статичный орнамент, который, наоборот, создавал ощущение покоя. Главный композиционный центр в работах хохломскйх мастеров обычно располагался в центре, а линии, образующие орнамент на плоскости, подчеркивали его. Каждая композиция росписи соответствовала определенной конфигурации изделия. Например, в росписях чашек, братин, блюд 'всегда применяли приемы построения в круге. Или: своеобразный орнамент, образно названный «пряник», помещали на дно чаши или блюда, и создавалось впечатление красивого узорного пряника, положенного в посуду.

 

 Игровые упражнения по обучению технике свободного кистевого письма:

Для успешного исполнения народных росписей очень важно сразу научиться правильно держать и кисть руки и кисточку:

· Рука должна быть подвижна, как циркуль, поэтому кисточку держат не наклонно, как ручку для письма, а строго вертикально к поверхности.

· Средний палец лежит на железке, над ним указательный, а с другой стороны, между ними - большой палец.

· Безымянный при этом поджат, опора приходится на мизинец.

Удерживая кисточку в таком положении, попробуйте слегка прокручивать ее. Такой прием с прокручиванием используют в урало-сибирских росписях.

Поначалу с непривычки такая постановка руки может показаться неудобнй, а потом станет понятно, что по-другому традиционые приемы долго не получаются.

Кроме того, мастерами используются и варианты опор для рабочей руки:

· Планка - это рычаг, который легко переносит руку над рабочей поверхностью.

· При росписи мелких предметов удобен прием - замок - когда опорой для рисующей руки служит другая рука.

Упражнения по обучению технике свободного кистевого письма

Упражнения с массажными мячиками по методике Ермаковой И.А. я провожу перед началом занятий с детьми первого года обучения, чтобы разогреть и подготовить руки к работе, и во время занятий, чтобы снять усталость и напряжение.

Дети второго и третьего годов обучения выполняют упражнения по необходимости.

Рис. Упражнения по методике Ермаковой И.А.

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Использование в ДОУ:

Знакомить детей с образцами хохломской росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.

Конспект занятия.

Цель:

1) Создавать художественный образ, используя известные приемы.

2) Закрепить представление о цвете, форме, размере посуды.

3) Продолжать учить пользоваться гуашью, наносить мазки в одном направлении, не выходя за контур трафарета.

4) Воспитывать активность, умение работать самостоятельно.

Оборудование: Мультимедиа, отрывок из мультфильма «Федорино горе», картинки чайника и чашки, цветные карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе», беседа о посуде, сюж. /ролевая игра «День рождения», рассматривание кухонной посуды.

Ход занятия:

1) Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой отрывок из мультфильма. Смотрите внимательно, потом вы должны сказать, как он называется.

(Дети смотрят отрывок).

Воспитатель: Скажите, как называется этот мультфильм?

Дети: «Федорино горе».

2)Основная часть:

Воспитатель: Правильно. Как вы думаете, почему от Федоры убежала посуда?

Дети: Она её не мыла, била и др.

Воспитатель: Почему посуда решила вернуться к Федоре?

Дети: Посуда пожалела Федору, простила и т. д.

Воспитатель: - Ребята, у Федоры много посуды разбилось. Она очень расстроилась. Давайте ей поможем. А как мы можем помочь Федоре?

Дети: Нарисовать для неё новую посуду.

Воспитатель: - А какую посуду вы знаете? (чашки, тарелки, стаканы, кастрюли, чайник, кувшин и др.) У чашки обязательно есть ручка, чтобы было удобнее пить из неё разные напитки. Как вы думаете, что будет с чашкой, если она упадет?

Дети: - Разобьется.

Воспитатель: - Из каких частей состоит чайник? (У чайника есть ручка; крышка, отверстие в которое мы наливаем воду; маленький носик из которого мы выливаем воду).

Воспитатель: - А из каких частей состоит тарелка? (цельная).

Воспитатель: - Чашка и чайник, тарелка, кувшин могут быть разных размеров и разного цвета. Обратите внимание на размер кувшина, он больше, чем чашка.

Воспитатель: Давайте вспомним узоры хохломской росписи. Подумайте над тем, какой у вас будет узор?

Воспитатель: Ребята, а с чего вы начнете рисовать?

Воспитатель: Что вначале вы будете рисовать?

(Ответы детей).

Воспитатель: - А теперь каждый садится за стол на свое место. И приступаем к рисованию. У вас на столах трафареты разной посуды.

Самостоятельная работа детей: рисование чашки, кувшина и тарелки. (Наблюдаю за действием детей и при необходимости оказываю им помощь)

3) Итог

Воспитатель: Какая у нас получилась замечательная и красивая посуда. Я думаю, Федора будет довольна. – А вам нравится? Почему?

Воспитатель: Какая посуда получилась самая яркая? Почему?

Воспитатель: Чтобы вы посоветовали Федоре сделать с посудой после чаепития? (ответы детей).

Ведущие мастера: Н.А. Гущин, О. Н. Веселова

& Литература для чтения детям о промысле:

Куприна Л.С. Знакомим детей с русским народным творчеством. СПб. Детство-пресс, 1999г.

Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

Вохринцева С. В. Гжель. Книжка-раскраска. Екатеринбург. Страна фантазий, 2002.

Орлова Л. В. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М. «Мозаика-Синтез», 1999.

& Методические разработки по Хохломской росписи:

Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Москва. Мозаика-Синтез, 1996.


М Е З Е Н С К А Я Р О С П И С Ь

 

1. Место нахождения промысла: низовья реки Мезень

2. Материал первоосновы: тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин)

3. Способы украшения, материалы: Предметы густо испещрены дробным узором (звёздами, крестиками, чёрточками), выполненным в два цвета: чёрный — сажа и красный — «земляная краска», охра. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты — напоминают аналогичные элементы трёхгранно-выемчатой резьбы. Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики. Как правило на мезенских прялках изображается один ряд оленей и ниже ряд коней, но встречаются изделия с большим количеством фризов и более сложным, сгущенным орнаментом. В верхней части прялок часто помещаются схематичные изображения птиц, нанесённые одним мазком красной краски. Изображения на обратной стороне прялки были менее насыщенны орнаментом, более вольны в сюжете. Здесь можно увидеть по-детски наивно написанные жанровые сценки: охота, пароход, те же кони, только резвящиеся на воле. Рядом с изображением часто встречаются подписи с именем автора, заказчика, датой изготовления или ценой прялки.

4. Виды продукции: Основными изделием палащельских мастеров, где в полной мере проявлено всё богатство росписи, являются прялки. Мезенской росписью, помимо прялок, украшали короба. В традиционных изделиях использовался для их украшения только геометрический орнамент. Из посуды расписывали ложки и ковши.

5. Цветовая гамма (закрасить). символы Мезенской росписи:

 

 

Изображение растительных и зооморфных мотивов:

 

6. Композиция узоров:

Каждая деталь узора мезенской росписи глубоко символична. Каждый листик и квадратик, ромбик и веточка, птица или зверь — всё находится именно в том месте, где должно быть, для того, чтобы передать нам послания огня, земли, ветра, и воды, которые вложил в затейливый орнамент древний творец-художник.

 

 

7. Использование в ДОУ:

Знакомить детей с образцами мезенской росписи можно с первого года жизни. В младшем дошкольном возрасте можно закреплять названия цветов, учиться проводить горизонтальные и вертикальные линии кистью, карандашом и т.п.

Конспект занятия.

Цель и задачи:

1. Знакомство с Мезенской росписью. Историей, традициями, художественными приемами.

2. Познакомить с технологией выполнения элементов мезенской росписи.

3. Учить передавать композицию на разных геометрических формах.

4. Прививать и воспитывать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера.

5.Воспитывать гордость за свой народ, уважение к мастерам и желание самим создавать подобные работы.

Материал и оборудование: деревянные изделия, украшенные мезенской росписью, вода, кисти,акварель, гуашь, салфетки, полосы бумаги, простые карандаши, образцы элементов мезенской росписи.

Здравствуйте, дети!

Посмотрите, какая красота у нас в зале. (все рассматривают изделия с Мезенской росписью.)

Это Мезенская роспись. Вам нравится? (ответы детей)

Садитесь поудобнее я расскажу вам о том, где родилась эта великолепная ропись. Послушайте замечательное стихотворение

Светланы Ледковой «Мезенская роспись»







Роспись волшебную эту

Будем как книгу читать,

В стройных ее силуэтах

Матушку-Русь познавать.

Мезенской роспись зовется,

В каждом рисунке добро.

В сердце твоем отзовется,

Нежною сказкой оно.

В строчках её можно встретить

Птиц и Коней мчащих вдаль.

Лебедя если приметить,

Будет большой урожай.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: