Сетевая ресурсная лаборатория по музейной педагогике как модель партнерства «вуз-школа»

-------------------------------------------------------------------------------------------

На базе музея Томской духовной семинарии (ТДС) при активном участии ТГПУ и НИ ТГУ c января 2011 года осуществляется деятельность ресурсной лаборатории «Духовно-творческое развитие личности средствами музейной педагогики», основными задачами которой стали:

- создание условий для развития духовно-нравственного воспитания детей в контексте отечественной культуры;

- выявление ресурсов музейной педагогики в процессе формирования духовных ценностей детей;

- определение особенностей работы музейного и школьного педагогов;

- разработка и апробация системы занятий на базе музея ТДС, а также методики их проведения.

Состав ресурсной лаборатории сформировался из магистрантов, аспирантов и студентов двух томских вузов (ТДС и ТГПУ), педагогов, заместителей директоров по воспитательной работе и представителей муниципальных инновационных площадок образовательных учреждений города Томска.

РАЗРАБОТКИ УЧАСТНИКОВ РЕСУРСНОЙ ЛАБОРАТОРИИ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОТРУДНИЧЕСТВА «ВУЗ-ШКОЛА»

----------------------------------------------------------

Процесс выполнения методических продуктов сопровождался руководителем ресурсной лаборатории по музейной педагогике Т.А. Тужиковой, к.пед.н., доцентом ФПСО ТГПУ, заместителем директора по НМР.

МАОУ СОШ № 32 г. Томска стала не только центром гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, но и центром научно-методической деятельности по направлению, инициатором сетевых стажировок, семинаров, проектных сессий для педагогов. Это место внедрения инновационной модели научно-методической работы, неоднократно признанной в профессиональном педагогическом сообществе.

 

       ДИАЛОГ СМЫСЛОВ В РАССКАЗЕ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»: ИЗ ОПЫТА УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ

-----------------------------------------------------------------------------------

Авторы:Рипп Н.А., Солодова И.Н., учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Томска

Данные материалы стали результатом исследовательской работы по выстраиванию методологии литературного образования в современных условиях школы. Особое внимание делается на формирование духовности и нравственности на уроках литературы через комплексный анализ образов героев. Этому способствует и интегративный подход в преподавании литературы, и диалог культур, и рассмотрение проблем авторского диалога. Так с использованием технологии диалога культур нами был проведен урок по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» [1]. Начался он с введения в ситуацию диалога. Целью данного урока стало формирование диалогического сознания и мышления обучающихся на примере рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». На ее достижение направлено решение следующих задач:

· познакомить обучающихся с рассказом Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке», его композиционными и смысловыми особенностями;

· организовать при анализе рассказа диалог культурных смыслов, личностный диалог о духовных и нравственных человеческих ценностях;

· способствовать обновлению предметного содержания, форм деятельности на уроке и смысловых спектров;

· способствовать воспитанию осознанного и вдумчивого читателя, заинтересованного в изучении литературного наследия страны.

Важными на организационном этапе были установки учителя на восприятие содержания рассказа и иных точек зрения автора и критиков, диагностика готовности учащихся к диалогическому общению. Установочные моменты нами были продолжены на этапе диалога смыслов, поиска опорных мотивов. Он включал традиционно слово учителя, приведенное ниже.

«Ослиные губы и ноздри вола», – так написал Борис Пастернак о величайшем событии в истории Земли [2]. Это событие называется Рождество Христово. А родился Христос в древнем городе Вифлеем, куда пришли Иосиф и Мария по приказу римского императора Августа для переписи населения. Места в гостинице не было, и младенца Мария, запеленав, положила в ясли. Перед пастухами, которые неподалёку сторожили свои стада, появился ангел. Пастухи перепугались, но ангел успокоил их и сообщил, что родился Спаситель.

Пронеслись века, рушились империи, появлялись новые, шли войны, менялось многое на Земле. Но нерушимо было христианство. От нескольких десятков человек гонимых последователей Христа до сотен миллионов – таков путь веры.

Что же было такого, что две тысячи лет привлекает сердца и души людей к учению христианства? Это, прежде всего, любовь и сострадание к людям, желание помочь им.

 И странным виденьем грядущей поры

Вставало вдали все пришедшие после

Все мысли веков, все мечты, все миры,

Все будущее галерей и музеев,

Все шалости фей, все дела чародеев,

Все ёлки на свете, все сны детворе.

И действительно, во всех крупных музеях большое количество картин выдающихся художников, которые писали это событие. А в любом храме есть живописные образы рождения сына Божьего (показ – презентация известных икон). А ещё это любимый праздник детворы с ёлкой, с подарками, с представлением о тех далёких событиях. Именно он заинтересовал известного писателя Ф.М. Достоевского.

Значимым в проведении урока в данной технологии стал внутренний диалог об истории создания рассказа, продолживший поиск опорных мотивов. Остановимся на отдельных фактах, интересных школьникам. Среди которых и тот, что 26 декабря 1875 года Ф.М. Достоевский с дочерью посетил рождественскую ёлку и детский бал в Санкт-Петербургском клубе художников. И в те же дни, «перед ёлкой и в самую ёлку перед рождеством», он несколько раз встретил на улице нищего мальчика, который привлёк его внимание. Этот мальчик ходил «с ручкой», то есть просил милостыню [2].

 Все эти впечатления, многократно отраженные в записной тетради получили воплощение в «Дневнике писателя» в «святочном» рассказе «Мальчик у Христа на ёлке». Достоевский использовал традиционную условную форму рождественского рассказа. Классическими образцами этого жанра являются «Девочка с серыми спичками» Г.Х. Андерсена и «Рождественские рассказы» Ч. Диккенса. А Г. М. Фридлендер установил, что источником было популярное «рождественское» стихотворение немецкого поэта Ф. Рюккерта «Ёлка сироты». Но Достоевский создал, воспользовавшись «святочным» сюжетом как конвой для собственного рассказа, совершенно оригинальное произведение.

    Писатель в пределах допустимого каноном святочного рассказа создаёт «петербургский колорит». Это очень узнаваемые реалии русского быта и русской жизни. Это красной нитью проходящая, начиная от «Бедных людей» и до «Братьев Карамазовых», тема безвинно страдающих детей. Критика положительно отнеслась к этому рассказу. Сам Достоевский этот рассказ очень ценил и любил читать на публичных выступлениях. Так 3 апреля 1879 года он читал его на литературном чтении в Соляном городке. Причём на это чтение он взял сына и дочь. «Приём был восторженный» - вспоминала жена писателя А.Г. Достоевская. После смерти Достоевского рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» с 1883года входил в сборник, а с 1885 года многократно печатали отдельными изданиями.

 Но цензор дал о рассказе отрицательное заключение. Его не устроил социально-обличительный характер рассказа и особый отдел Учёного совета Министерства народного просвещения согласились. И тем не менее уже в 1901 году в Петербурге вышло двадцать второе отдельное издание с четырьмя рисунками и портретом автора. Рассказ получил широкое распространение во всём мире. Рассказ иллюстрировался рядом русских и зарубежных художников-иллюстраторов.

Насколько нам известно, в советской школе этот рассказ особой популярностью не пользовался. К чеховскому Ваньке Жукову вполне подходит и мальчик из рассказа Достоевского. Тема милосердия, которая является важнейшей темой русской литературы, - это и тема «Мальчик у Христа на Ёлке». После изложенного выше эмоционального слова учителя была дана установка на смысловую работу с текстом рассказа, организован личностный диалог.

Наш урок не претендует на глубокий литературоведческий анализ. Это скорее разговор о милосердии, об умении сострадать, о необходимости формирования того взгляда на людей, который был явлён рождением Христа – любовь как основа жизни людей. Сегодня мы поговорим о рассказе совсем не радостном, а даже, напротив, трагическом. Это рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Автор в самом начале говорит о том, что эту историю он сочинил, но потом добавляет, «…мне всё мерещится, что это где-то когда-то случилось как раз накануне Рождества в каком-то огромном городе и в ужасный мороз…».

   Далее на уроке состоялись аналитическое чтение текста с опорой на смысловые моменты, диалог-обсуждение проблемно-конфликтных вопросов, обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем. Достоевский пишет, по его определению, «святочный» рассказ. А в таком рассказе предполагается фантастический элемент. Как правило, это благополучный и радостный финал рассказа.

Какую же картину мы (читатели) видим в рассказе? Мальчика перестаёт мучить холод, ему тепло. Он на ёлке вместе с другими детьми.

Какие чувства он испытывает к детям? Какое слово здесь главное? «Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки?» – спрашивает он, смеясь и любя их. Это «Христова ёлка», – отвечают они ему. У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки».

Там это в бездушном жестоком мире, где мальчика не заметил блюститель порядка, где богатые барыни дали грошик и вывели на улицу, чтобы он своим оборванным видом не нарушил им праздника. А здесь они «… теперь они как ангелы у Христа, и Он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей». Грех – это поступок, противный закону Божию. Так определяет это слово «Толковый словарь» Владимира Даля. Но Иисус им простил их поступки и благословляет их.

Почему Достоевский не закончил рассказ на светлой ноте? Почему он дальше рассказывает о замёрзшем мальчике и его умершей матери? Почему он снова возвращается в холодный и враждебный город? Мы можем предположить, что он не только даёт надежду на божественное искупление на небесах, но призывает не забывать на Земле о страданиях детей и, самое главное, стремиться помочь им, их нужде и горю.

Затем мы подвели итоги урока. Прозвучал заключительный смысловой диалог учителя, убеждающий, чтоДостоевский показывает равнодушие общества к страданиям ребёнка. Фёдора Михайловича волновала судьба детей. В его романах дети изображаются часто и уважительно. У него даже был план: «Роман о детях», единственно о детях. Ребёнок для Достоевского – мерило человечности и божеской справедливости.

Доброта, отзывчивость на чужое горе – это главные черты личности Достоевского. И эти же чувства он хотел передать своим читателям. Ведь Достоевский активно включается в русскую действительность. Важно было для него обращение к журнальной деятельности.

Именно в «Дневнике писателя» был опубликован «Мальчик у Христа на ёлке». Это способ быстро и активно включиться в общественную жизнь. Также мы на уроке отметили, что данный рассказ написан в особом жанре русской литературы, не самом популярном в 60-70 годы, - святочном рассказе.

Список литературы:

1. Достоевский, Ф. М. Рассказы // Мальчик у Христа на ёлке / Фридлендер Г. М. — Собрание сочинений в 12 томах. — Москва: Правда, 1982. — Т. 12. — С. 457-462. — 543 с. — (Библиотека "Огонёк").

2. Лихачев, Д. С. В поисках выражения реального // Достоевский. Материалы и исследования / под ред. Г. М. Фридлендера. — Ленинград: Наука, 1974. — Т. 1. — С. 5-13. — 352 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 05.04..2020).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: