Семинар. Индивидные свойства личности. Темперамент.
Индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе. Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым:
- Класс возрастных и половых свойств:
1) Возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида;
2) Половой диморфизм – фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Биологический пол индивида являет собой предпосылку становления психологического пола человека. Однако не определяет его однозначно. Становление половой идентичности – одно из проявлений социализации человека.
- Индивидуально-типические свойства индивида:
1) Конституциональные особенности – телосложение и биохимическая индивидуальность;
2) Нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.
- Высший уровень интеграции индивидных свойств человека: темперамент и задатки.
Темперамент – формально-динамическая характеристика поведения человека, проявляющаяся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результатам. Можно выделить следующие критерии темперамента (Владимир Михайлович Русалов – создатель матричной модели темперамента в активностно-специфическом подходе):
|
|
1) Зависимость от содержания деятельности и поведения.
2) Мера динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности.
3) Универсальность и проявление во всех сферах деятельности.
4) Раннее проявление в детстве.
5) Устойчивость в течение длительного периода жизни человека.
6) Высокий уровень корреляции (от лат. – соотношение, взаимосвязь) со свойствами нервной системы и свойствами других биологических подсистем.
7) Наследуемость.
Таким образом, каждый темперамент в конкретных видах деятельности имеет как свои достоинства, так и недостатки. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека, является физиологической основой формирования характера.
Основные компоненты, определяющие темперамент:
- Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Можно отметить две крайности: вялость, инертность, пассивность или большая энергия, активность, страстность. Между этими полюсами располагаются представители разных темпераментов.
- Двигательная (моторная) активность п оказывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности или сдержанности, говорливости или молчаливости.
- Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности, т.е. быстроте смены эмоциональных состояний.
Физиологическая основа темперамента.
|
|
Согласно учению и.П.Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой таких различий является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Были установлены следующие свойства процессов возбуждения и торможения:
1) Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное или кратковременное, но концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки. Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение, т.е. нервные клетки отличаются низкой работоспособностью. Но слабая нервная система отличается большой чувствительностью.
2) Уравновешенность нервных процессов, т.е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения.
3) Подвижность нервных процессов характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, скоростью движения нервных процессов, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинация указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности:
- Слабый тип. Нервная система не может выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Отмечается высокая чувствительность на действия раздражителей.
- Сильный неуравновешенный тип. При сильной нервной системе характеризуется неуравновешенностью нервных процессов – преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
- Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но их быстрота, подвижность ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
- Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью: всегда внешне спокойны, ровны, трудно возбудимы.
Сила нервных процессов | Уравновешенность нервных процессов | Подвижность нервных процессов | Темперамент |
слабый | Меланхолик | ||
сильный | неуравновешенный | Холерик | |
сильный | уравновешенный | подвижный | Сангвиник |
сильный | инертный | Флегматик |
Психологическая характеристика темпераментов.
По мнению И.П.Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, но не определяет его поступков, убеждений, моральных устоев.
- Сангвинический темперамент. Жизнерадостен, быстро сходится с людьми, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке. Обладает громкой, быстрой, отчетливой речью, которая сопровождается выразительной мимикой и жестами. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, сангвиник проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, сангвиник теряет интерес к делу, становится вялым, безразличным. Быстро возникают чувства радости, горя, доброжелательности, неприязни, но эти проявления неустойчивы, не отличаются глубиной, могут заменяться на противоположные. Настроение тоже быстро меняется, но преобладает хорошее настроение.
- Флегматический темперамент. Медлителен, спокоен, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство, доводит начатое до конца. Чувства внешне проявляются слабо, невыразительны. Нелегко флегматика вывести из себя, он в меру общителен, обладает устойчивым настроением. У флегматика следует развивать активность и подвижность, не допускать развития безразличия, вялости, инертности.
- Холерический темперамент. Чрезмерно подвижен, неуравновешен, все психические процессы протекают быстро, интенсивно. Обладает выразительной мимикой, торопливой речью, резкими движениями. Чувства сильные, ярко проявляются, настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность проявляется и в деятельности: с увлечением берется за дело, преодолевает трудности, но когда истощается запас нервной энергии, настроение резко падает, исчезает подъем и воодушевление. Из-за вспыльчивости и раздражительности, порой нетерпимости создает конфликтные ситуации в общении.
- Меланхолический темперамент. Психические процессы протекают медленно, длительное и сильное напряжение вызывает замедленную деятельность и ее прекращение. В работе обычно пассивны, мало заинтересованы. Эмоциональные состояния и чувства возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения. Склонны к замкнутости, одиночеству, плохо приспосабливаются к новой обстановке, теряются в общении с малознакомыми людьми. У меланхоликов легко совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств.
Следует помнить, что «чистые» темпераменты встречаются редко. Существуют промежуточные типы темперамента. Знание темперамента, особенностей нервной системы позволяют успешно справляться с жизненными задачами, особенностями деятельности, правильно организовать свою работу и общение.
|
|
|
|