Картина мира языческой Руси. Принятие христианства как культурно-исторический выбор

Факторы становления древнерусской культуры

 Древнерусская культура возникла на мощной самобытной основе. Прежде всего, она опиралась на богатое культурное наследие восточных славян. Государство Киевская Русь складывалось на многоэтнической основе. В формировании древнерусской народности в IX - XI вв. определенную роль сыграли и некоторые неславянские племена. Элементы их культуры влились в древнерусскую культуру, проявившись в этнографических особенностях древнерусского населения ряда областей. Этот фактор предопределил синтетический характер складывающейся древнерусской культуры. На развитие русской культуры глубокое воздействие оказало также то обстоятельство, что Русь складывалась на Равнине, как равнинное государство, не защищенное от других народов мощными реками, неприступными горами, непреодолимыми морями. Русское общество было открыто для всех иноплеменных влияний. Этот фактор предопределил открытый характер русской культуры, способной впитывать культурные достижения других народов, перерабатывая их в соответствии со своими эстетическими традициями.

Древнерусская культура испытывала постоянное влияние культурных традиций соседних земель и государств. С момента принятия Русью христианства особенно ощутимым было влияние одного из самых культурноразвитых государств того времени Византии. Византийское влияние проявилось в области церковной идеологии, канонического права, культового изобразительного искусства. Через Византию Русь соприкоснулась с античной, прежде всего, греческой, культурой. Византия сыграла настолько существенную роль в истории русских, что ее иногда называют «крестной матерью Руси». Вся жизнь восточнославянского общества была в то время ориентирована на Византию. Византийское влияние на Русь было благотворным, но оно не было длительным и всеобъемлющим. Русь до тех пор нуждалась в Византии, покуда молодое, укрепляющееся государство нуждается в разностороннем опыте государства состоявшегося. Со временем византийское влияние на Руси ослабевает. В то же время, явное присутствие блистательной Византии в формирующейся древнерусской культуре свидетельствовало о чувствительности русского общества к прекрасным достижениям более высокоразвитой культуры, способности и готовности воспринять их.

Появление письменности придало огромный импульс развитию древнерусской культуры. Многочисленные письменные источники и археологические находки свидетельствуют о том, что письменность у восточных славян появилась в дохристианский период, а именно в первой половине I тысячелетия нашей эры. По - видимому, это были простейшие счетные знаки в форме черточек и зарубок, родовые и личные знаки собственности, знаки для гадания, календарные знаки, служившие для датировки сроков начала различных сельскохозяйственных работ, языческих праздников и т.п. Но область применения этого письма была ограниченной.

На развитие древнерусской культуры оказали также воздействие культурные контакты Киевской Руси со странами Центральной и Западной Европы, наиболее ощутимым оно становится в XII - XIII вв. Культурное взаимодействие со странами Европы было равноправным и взаимным, так как Русь не уступала в своем культурном развитии большинству стран Европы.

Но Русь не просто копировала культурные традиции других народов. Заимствовались только те культурные традиции, которые соответствовали народному опыту, дошедшему из глубины веков. На русской почве иноземные культурные традиции осмысливались, творчески перерабатывались, обогащались своими представлениями о прекрасном и, таким образом, становились достоянием самобытной русской культуры.

Картина мира языческой Руси. Принятие христианства как культурно-исторический выбор.

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Прежде всего, новая религия претендовала на то, чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей.

Появившись на Руси в конце X века, христианство начинает свой быстрый подъем. Строятся соборы и церкви. Несмотря на то, что христианство пришло к нам из Византии, его каноны не остаются неизменными, происходит как бы интеграция между язычеством и христианством. Это делает новую религию самобытной, Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь постепенно становиться основным институтом феодальной культуры древней Руси. Итак, первый шаг к созданию христианской религии на Руси был сделан при князе Владимире. А второй не менее важный при князе Ярославе в 1051 году. До этого времени русскими митрополитами были исключительно наместники из Византии, и Русская церковь подчинялась ей. При Ярославе Мудром впервые Русским митрополитом был поставлен русский священник Илларион. С этого момента церковь на Руси стала полностью независимой. Но, несмотря на такой мощный прогресс церкви не удалось полностью изменить древние традиции россиян. Как говорит в своей статье Рябова З.А.: «Мир культуры Киевской Руси был миром традиций, обрядов, канонов сначала языческих, затем православных». По этому, не смотря на запреты церкви, на Руси происходили различные языческие празднества (это явление соседства двух культур получило название «культурный дуализм»), такие, как изгнание зимы и старого года. Смех был магическим символом приумножения человеческого рода и урожая, отсюда и пошла «смеховая культура» древней Руси. Таким вот смешением двух культур, двух религий: языческой древнеславянской и Византийской православной, остаётся христианство на Руси до сих пор.

3. Русское Предвозрождение. Культура Московского царства.

Понятие «русское Предвозрождение» ввёл в научный оборот Д. Лихачёв. Этот термин позволяет Лихачеву объяснить ряд феноменов, не получивших до него

должного рассмотрения, и выявить особенности влияний и взаимодействий, характеризующих Россию эпохи ренессансного обновления.

Самая главная специфическая черта Предвозрождения выводится из его отличия от Возрождения. Предвозрождение развивалось в русле религиозного сознания, было связано с позднеготическим мистицизмом, с позднеготической эмоциональностью и экспрессивностью: «Это движение еще не противостоит Средневековью. Религиозное начало не отодвигается на второй план, как это было в западноевропейском Возрождении. Напротив, Предвозрождение развивается в пределах религиозной мысли и религиозной культуры». Русское Предвозрождение, отмечает Дмитрий Сергеевич, «также полно интереса к античной и эллинистической культуре, носит уже отчетливо выраженный “ученый” характер и связано в Византии с филологическими штудиями».

Предвозрождение — это мощный блок европейской культуры, равновесный развивающемуся на Западе Ренессансу. При всем своеобразии восточноевропейского Предвозрождения оно имеет много общих признаков с западноевропейской культурой Возрождения. На эти признаки и указывает Д. С. Лихачев, выделяя прежде всего обращение к своим культурным истокам и открытие личности (индивидуальности) в обыденной жизни и в высокой культуре.

Победа в Куликовской битве сыграла большую роль в определении ведущей роли Москвы в объединении русских земель, повысила её значение как одного из главных культурных центров. Куликовская победа вызвала подъем народного самосознания, что нашло отражение во всех областях культуры. Идея единства Русской земли становится ведущей.

В начале XVI века оформилась идея о Москве как о "третьем Риме". Помимо чисто религиозной направленности, эта идея содержала глубокое гражданское значение, свидетельствовала о высоком уровне самосознания молодого государства, набирающего силу и активно разносторонне развивающегося.

В середине XVI в. все заметнее становится процесс секуляризации (обмирщения), освобождения общественного и индивидуального сознания от

влияния церкви. Большое культурное значение имело предпринятое по инициативе и под руководством митрополита Макария составление "Великих Четьих Миней". Макарий поставил цель - собрать воедино "все книги четьи, яже в Русской земле обретаются". Большой коллектив писателей, редакторов, переписчиков более 20 лет трудился над осуществлением этого замысла. В результате был создан грандиозный свод оригинальных и переводных литературных памятников, состоящий из двенадцати томов большого формата (более 27 тыс. страниц).

Еще в XV в. выявилось стремление русских зодчих придать зданию динамичную устремленность ввысь (например, собор Спас-Андроникова монастыря). Дальнейшее развитие этой тенденции, поиски новых архитектурных форм привели к возникновению шатрового стиля в русской архитектуре. В шатровых постройках наиболее ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Внедрение этой чисто русской формы в церковное строительство стало важной победой народного начала в зодчестве, одним из источников которого было русское народное деревянное зодчество. Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого нарышкинского (или московского) барокко, архитектурного стиля, 2-ой пол. XVII века, сочетавшего внешнюю пышность и декоративность с-чёткостью и симметричностью композиции. Этому стилю свойственна устремленность ввысь, многоярусность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной, декоративной обработки здания (декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов). Реалистические тенденции нашли отражение и в станковой живописи. С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной живописи ("парсуны") первого собственно светского жанра. В первой половине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере и в старой иконной технике - на доске, яичными красками. Во 2-ой половине столетия изображения стали принимать более реалистический характер, точнее передавать индивидуальные черты.

Существенные изменения происходят во 2-ой половине в таких важных для общего состояния культуры направлениях, как литературное творчество и образование. В русской литературе утверждаются новые жанры, такие как демократическая сатира, бытовая повесть. В Москве открывается первое высшее учебное заведение, Славяно-Греко-Латинская академия. Выпускается разнообразная учебная литература.

К этому времени уже повсеместно используется книгопечатание. Выдающимся памятником русской литературы 2-ой половины XVII века является "Житие протопопа Аввакума". Это произведение глубоко новаторское по художественной форме, неповторимое по индивидуальной манере письма. Страстный защитник старины, человек категорически не принявший религиозной реформы патриарха Никона, Аввакум в литературной деятельности проявил необычайное новаторство, отказавшись от условностей и традиций средневековой литературы. Обратившись к традиционному жанру жития, он разрушил его окостеневшие формы, смело ввел народное просторечие в книжный язык. Реалистическое изображение перипетий собственной жизни, русского быта, образный язык, страстное обличение социальной несправедливости, произвола новой церковной власти - все это сделало произведение Аввакума одним из самых ярких и значительных памятников русской демократической литературы.

4. Новые тенденции в развитии русской культуры XVII-XVIII вв.

XVII век в истории России и в истории русской культуры особый, рубежный. Им заканчивается история древнерусской культуры и начинается новый период, зарождается культура нового времени.

XVII век - время предчувствия перемен, которые предстояли России. Смена типа культуры проходила в острой борьбе старой традиции с новыми потребностями и вкусами. Современники очень остро, болезненно ощущали ломку, переоценку ценностей и традиций, потому весь XVII век проходит под знаком борьбы двух общественных настроений. С одной стороны, это

страстная до фанатизма защита старины, с другой, - понимание необходимости и полезности перемен.

В это переломное для культуры время появляются первые ростки обновления:

1. начинается процесс секуляризации в духовной жизни общества, оно медленно, но неуклонно освобождается от определяющего все стороны его жизни влияния церкви;

2.человек начинает осознавать себя как личность, появляются люди поступка, энергичные, инициативные, осознающие свое место в судьбах страны. Человек-творец и созидатель перестает быть анонимным, имена таких людей на слуху у современников;

3.вызревают условия для рождения светской культуры, которая свободна от церковных догм и канонов; эти процессы только проявляют себя, потому принято говорить, что в XVII в. идет обмирщение культуры. Обмирщение - это тенденция, а не конечный итог. Параллельно сосуществуют как бы две культуры - религиозная и обновляющаяся, еще не порвавшая с религиозной основой;

4.заметнее становится влияние Запада, особенно после воссоединения с Украиной, культура которой находилась под сильным влиянием Польши.

Культурный перелом не мог осуществляться без утрат. Искусство нового времени, выигрывая в деталях, проигрывало средневековому в целостности, в гармонии древней глубины и духовности. Более того, культурная эволюция с XVII в. идет вширь, а не вглубь, когда освоение новых образов, сюжетов, стилей не сопровождается стремлением к постижению идеала. Поэтому старообрядческая критика «новизны» не являлась исключительно ретроградной боязнью нового как такового. За этой критикой стояло опасение потерять непреходящие духовные ценности, утратить спасительную связь с прошлым.

Традиционалисты, сторонники старины упрекали этот век в «пестроте». «Пестрота» - это небывалая по сравнению с прошлыми веками социально-

политическая активность общества, что продемонстрировало Смутное время, когда на авансцену вышли люди незнатные, худородные - мелкие дворяне, посадские старосты, казаки, крестьяне и даже холопы. Они навсегда вошли в историю России, оттеснив на время князей, бояр, полководцев. Эта активность, как осознание своих прав, подняла громадные массы на городские восстания середины века и продолжалась весь век, не давая власти возможности взять реванш. И власть отступала.

Люди, приемлющие перемены, вносили свою лепту в новизну, оптимистично называли «пестроту» «дивным узорочьем». Наиболее отчетливо это проявилось в красочности, нарядности, декоративности в живописи и зодчестве; красота, многоцветие, разнообразие в украшении быта, в одежде горожан. Искусство нового времени - это гимн творению, а не Творцу в классическом искусстве Древней Руси.

Век дивного узорочья - век обмирщения, секуляризации культуры, нарастания в ней светских начал, рационализма и практицизма.

XVIII век стал временем перелома в истории России. Московское царство становится Российской империей со столицей в Петербурге - одной из великих держав Европы. В результате преобразований во всех сферах жизни страны формируется мощное военно-бюрократическое государство. Происходит территориальное расширение страны, получающей выход к Балтийскому, а затем Черному морям. Возникают новые города, строятся верфи и мануфактуры. Расширяются связи с государствами Западной Европы.

Столетие открывается реформами Петра I. В самом общем смысле это выражается в европеизации всех областей жизни, решительным сдвигом от средневековья к новому времени. Социально-экономическому и политическому развитию задается как бы ускоренный темп, что сказывается на всей культурной эволюции. Относительно независимые прежде религия и церковь оказываются под властной рукой государства и фактически выполняют роль духовного аппарата власти. Петр I решительно пресекает попытки церкви

о утверждается светская культура. Именно она выходит на первый план, оставив старой церковной культуре место в монастырских обителях.

Создаются заново города с их промышленной инфраструктурой, расширяется сфера влияния просвещения, оно становится светским, накопление знаний принимает целенаправленный, рационалистический характер, что позволяет говорить уже о становлении науки, когда стало возможным перейти к открытию законов развития природы и общества.

Во второй половине XVIII в. дворянская монархия достигает расцвета. Не случайно в последующие века будет жить полулегендарное воспоминание о «золотом веке» «веселой Елизавет» и «матушки Екатерины». Это время - начало оформления и роста общественной мысли и отечественного самосознания, в центре которого - идея свободы в широком смысле этого слова. С ней связано уникальное явление русской культуры, которое затем оформится в понятии интеллигенции. Напряженность и динамизм развития общественной мысли сопровождается быстрым прогрессом в области художественного творчества.

Вторая половина века по праву считается одной из самых значительных вех в истории русского искусства и архитектуры. В эту эпоху осваиваются все их виды и жанры, а сам процесс творчества протекает свободно и естественно в формах нового времени. Появляются произведения, не уступающие шедеврам зарубежных мастеров. Русские зодчие, ваятели и живописцы венчаются лаврами прославленных академий Европы.

В культуре XVIII в. на первый план выступают красота и благородство, гражданственность, патриотическая идея служения отечеству, пафос прославления человека и человечности, тяга к гармонии, простоте и естественности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: