Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии.
Племя – объединение нескольких родов.
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, культурой, следует за племенем и предшествует нации.
Нации появляются в период развития капиталистических отношений.
Нация – исторически сложившаяся общность, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общностью территории, языка, культуры, психологического склада, самосознания.
Признаки нации:
1. единство территории,
2. единство языка,
3. общность исторической судьбы,
4. общая культура,
5. общее самосознание – знание истории своего народа, бережное отношение к нац. традициям, чувство национального достоинства,
6. устойчивая государственность,
7. единство экономических связей,
8. развитая социальная структура.
Национальность – принадлежность к определенной нации
Национальное меньшинство – значительная совокупность людей определенной национальности, проживающих на территории определенного государства, являющихся его гражданами, но не принадлежащих к коренной национальности.
|
|
Диаспора – пребывание значительной части населения вне пределов страны.
Этнос – совокупность людей, обладающих общностью культуры, осознающих эту общность как выражение общности исторических судеб. Является обобщающим понятием для племени, народности, нации.
Межнациональные отношения:
1. отношения между различными государствами,
2. отношения между различными национальностями в пределах одной страны.
Формы межнациональных отношений:
1. мирное сотрудничество
· этническое смешивание (межнациональные браки)
· этническое поглощение- ассимиляция — полное растворение одного народа в другом (ВПН, освоение Северной Америки),
2. этнический конфликт.
Основные направления в развитии межнациональных отношений:
1. интеграция – стремление к взаимодействию, расширению связей, восприятию всего лучшего (ЕС)
2. дифференциация – стремление нации к саморазвитию, суверенитету, противостояние различных этносов (протекционизм, экстремизм, сепаратизм и др.). Сепаратизм – стремление нации к отделению, обособлению.
Межнациональный конфликт – крайняя форма противоречия между соперничающими национальными формированиями, созданными для защиты национальных интересов.
Причины межнациональных конфликтов:
1. социально-экономические – неравенство в уровне жизни, допуске к благам
2. культурно-языковые – недостаточно использование языка и культуры в общественной жизни
3. этнодемографические – различие в уровне естественного прироста населения
|
|
4. экологические
5. экстерриториальные – несовпадение границ с границами расселения народов
6. исторические – прошлые взаимоотношения народов
7. конфессиональные
Типы межнациональных конфликтов:
1. государственно-правовой — неудовлетворенность правовым положением нации (Чечня-Россия),
2. этнотерриториальный (Нагорный Карабах,)
3. этнодемографический – ограничения для пришлых по сравнению с коренной национальностью (Конфедерация народов Кавказа и российские власти),
4. социальнопсихологический — нарушение прав человека (права русских в Прибалтике).
Дискриминация – принижение, умаление, ущемление прав
Национализм – идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Шовинизм – крайняя степень национализма.
Геноцид – преднамеренное и систематическое уничтожение населения по расовым национальным или религиозным признакам.
Сегрегация – вид расовой дискриминации.
Способы решения межнациональных конфликтов:
1. гуманистический подход к решению нац. проблем:
— добровольный поиск согласия и отказ от насилия,
— признание приоритета прав человека над правами государства, общества, народов,
-уважение суверенитета народов;
2. переговоры между конфликтующими сторонами;
3. информационный путь- обмен сведениями между сторонами о возможных мерах по преодолению конфликтных ситуаций;
4. применение правового механизма.
МОЛОДЁЖЬ.
Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.
Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет — между детством и взрослым состоянием
С точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением в трудовую жизнь
С точки зрения психологии молодость — это период обретения своего Я, утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья.
С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.
С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. С этой позиции молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска новизны. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям — она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.
Таким образом, молодежь — это специфическая социально-демографическая группа, характер которой определен совокупностью возрастных характеристик, особенностей социального положения и особым психологическим складом.
Проблемы молодёжи
· Экономические.
Молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия.
· Духовные.
В обществе усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно снижаются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену им приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.
|
|
· Важнейшей проблемой остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения.
В более общем смысле поколение — это объективно складывающаяся социально-демографическая и культурно-историческая общность людей, объединенных возрастом и общими историческими условиями жизни. Для обозначения людей, у которых в одном году произошло какое-то демографическое событие (рождение, вступление в брак, развод), употребляют понятие когорта. Напри мер, люди, рожденные в один год, составляют возрастную когорту.
Соблюдение норм и традиций старшего поколения обеспечивает поддержание устойчивости общества. Но традиционные нормы могут устаревать — тогда они будут играть дестабилизирующую роль. То же касается инноваций: некоторые из них могут быть полезны для общества, а некоторые — губительны для него. Поэтому важно различать, какие ценности следует поддерживать, а от каких нужно отказаться.
Молодежь, с одной стороны, — это незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — это поколение, от которого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.