Основные задачи и цель учебного предмета

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно Положению обучреждении дополнительного образования -школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школы(школы искусств по видам искусств), утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики № 76-ОД от 13.04.2016 (с изменениями), зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 28.04.2016 под регистрационным № 1224 (далее - Положение), учреждения дополнительного образования сферы культуры, в своей деятельности руководствуются Конституцией Донецкой Народной Республики, другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и предоставляют государственные гарантии эстетического воспитания через доступность к достижениям отечественной и мировой культуры, готовят базу для занятий художественным творчеством, а для наиболее одаренных учеников - к выбору профессии в области культуры и искусств.

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 № 55-IНС (с изменениями)в учреждениях дополнительного образования - школа искусств, музыкальная, художественная и хореографическая школа (школы искусств по видам искусств) реализуются дополнительные образовательные предпрофессиональные программы в области искусств.

Реализация образовательных программ в области культуры и искусств основана на принципах непрерывности и преемственности, возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физических факторах, а также на последовательном прохождении взаимосвязанных этапов профессионального становления личности.

Программа «Предмет по выбору аккомпанемент» составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», утвержденными Приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 02.07.2018 № 235-ОД и рассчитана на учащихся коммунальных учреждений дополнительного образования - музыкальных школ и школ искусств.

Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Музыкальные школы и школы искусств – это первая ступень на пути к профессиональному музыкальному образованию, в котором искусство аккомпанемента занимает одно из ведущих мест.

Аккомпанеме́нт(фр. accompagnement, accompagner— сопровождать)— это совсем другой вид фортепианной игры, отличный от сольного исполнения, требующий других навыков, других приемов и другого оценивания.

Предмет по выбору "Аккомпанемент" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения нот с листа; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

Несмотря на наличие в действующих Типовых учебных планах учреждений дополнительного образования - школ искусств по видам искусств, предмета по выбору «Аккомпанемент», программа по нему не была разработана до сегодняшнего времени.

Появление настоящей программы актуально, вызвано необходимостьюобобщения практического опыта преподавания предмета «Аккомпанемент».

В данной программеопределены современные требования по организации учебного процесса на начальном этапе, отражаются комплексное развитие, индивидуальный подход к ученику, академическая направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении.

Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Предлагаемая учебная программа имеет следующую структуру:

· определение основных задач и цели учебного предмета «Аккомпанемент»;

· определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса;

· рекомендации по организации и проведению контрольных мероприятий;

· организация учёта успеваемости с обозначением критериев оценивания учебных достижений учащихся.

В разделе « Определение особенностей организации учебно-воспитательного процесса » определены практические навыки, которые необходимо усвоить и совершенствовать ученику на протяжении изучения предмета по выбору «Аккомпанемент». Для каждого класса предлагаются ориентировочные годовые требования, примерный годовой план, перечень контрольных мероприятий, приведены репертуарные списки предлагаемых произведенийконтрольных уроков, академических концертов.Комплекс предложенных требований и программ контрольных мероприятий для каждого года обучения - это необходимый минимум, рассчитанный на средний уровень способностей. В работе с одаренным учеником годовые программные требования могут быть освоены гораздо раньше.Репертуарные списки содержат перечень произведений, которые допустимо использовать в учебном процессе. 

Имея ориентировочный характер, репертуарные списки не должны ограничивать творческую инициативу преподавателя по использованию и поиску оригинальных произведений, переложений произведенийотечественных и зарубежных композиторов-классиков, современных композиторов.

В последнем разделе помещен примерный перечень нотных изданий, рекомендуемых для использования, и методическая литература.

 

 

Основные задачи и цель учебного предмета

«Предмет по выбору «Аккомпанемент»

Главным направлением современной педагогики является воспитание гармонично развитой личности ребенка. Раннее образование способствует формированию у него эстетических взглядов, предпочтений, развивает творческие способности, общую культуру.

Уроки аккомпанемента позволяют ученику-пианисту приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, воспитать художественный вкус и чувство стиля, развивать творческую самостоятельность, умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с профессиональным иллюстратором или с обучающимися на других инструментах сверстниками.

Изучение предмета «Аккомпанемент» в музыкальной школе, музыкальном отделении школы искусств является составной частью музыкально-эстетического воспитания учащихся и ставит перед преподавателем следующие задачи:

· формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;

· умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;

· развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;

· приобретение навыков самостоятельной работы и чтения нот с листа нетрудного текста с солистом;

· приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;

· формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.

При реализации поставленных задач желательно предоставить ученикуна разных этапах обучения возможность аккомпанировать разным солистам, как вокалистам,так и инструменталистам, заостряя внимание на специфике и особенностях сопровождения.

Работа с вокальным материалом требует элементарных знаний о вокальном искусстве, о природе человеческого голоса и его диапазоне, о типах голосов, их звуковых и технических характеристиках, искусстве дыхания и свободной манере исполнения вокалистов. Наличие текста помогает понять художественную задачу произведения.

При работе над инструментальными произведениямипроцесс последовательного освоения музыкального материала включает:ознакомление с инструментом солиста (диапазоном, спецификой строя,приемами звукоизвлечения и особенностями исполнения штрихов) определение характера и формы произведения, работа над текстом, агогикой, динамикой, фразировкой и звуковым балансом.

При выполнениивышеуказанных задач достигаются основные цели предмета «Аккомпанемент», а именно:

· воспитание и развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков;

· расширение репертуара;

· повышение общего культурного уровня ребенка; 

· ориентирование наиболее одаренных учеников на поступление в профессиональные учебные заведенияискусств.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· словесный (объяснение, рассказ, беседа);

· наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

· практический (упражнения воспроизводящие и творческие).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: