Психолого-педагогический анализ процесса обучения

Процесс обучения явление историческое. В своем развитии он про­шел ряд этапов, для каждого из которых характерно особое сочетание деятельности учителя и учащихся.

♦ Старая схоластическая школа «взваливала весь труд ученья на плечи детей, давая в руки учителя только ферулу (палку), для того, чтобы подгонять ленивых» (К. Д. Ушинский).

♦ Новая буржуазная школа «взваливала весь труд на учителя, за­ставляя его развивать детей так, чтобы для них это развитие не стоило никаких усилий» (К. Д. Ушинский).

♦ Дети должны трудиться самостоятельно, а учитель — руководить их самостоятельной познавательной деятельностью. Учитель не должен выступать в роли «насоса, накачивающего ученика зна­ниями» (Л. С. Выготский).

♦ Современная школа стоит на позиции сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения.

Обучение — процесс активного взаимодействия, обучающего и об­учающегося, в ходе которого педагог осуществляет целенаправленное управление деятельностью учащихся, результатом чего является развитие личности учащихся как активно действующих субъектов.

В учебном процессе различают внешнюю и внутреннюю стороны.

Внешняя сторона - то, что можно наблюдать в процессе обучения (деятельность ученика, организуемая и направляемая учителем).

Внутренняя сторона — овладение учащимися знаниями, умени­ями и навыками в их единстве, развитие личности школьников.

Учебная деятельность — это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

Д. Б. Элъконин

Учебная деятельность - это деятельность, по решению учебных задач.

Структура учебной деятельности:

♦ учебно-познавательные мотивы;

♦ учебные задачи и составляющие их операторное содержание учебные операции;

♦ действия контроля за процессом и результатом усвоения знаний и способов действий;

♦ действия оценки степени усвоения (Д. Б. Эльконин).

 

 

Рис. 6. Учебный процесс

Формирование учебной деятельности — это процесс постепенной передачи отдельных компонентов учебной деятельности от учителя к ученику. Именно в процессе учебной деятельности учащиеся овла­девают знаниями, умениями и навыками, осуществляются их развитие и воспитание.

Функции знаний. Знания служат основой:

♦ представлений об окружающей действительности;

♦ формирования личности;

♦ умственного развития. Уровни усвоения знаний:

♦ воспроизведение;

♦ применение в стандартных условиях;

♦ использование в новых условиях;

♦ действие на основе сформировавшихся убеждений.

 

 

 

Рис. 7. Виды знаний (по И. Я. Лернеру)

Линии развития, изменения знаний:

♦ полнота и объем знаний;

♦ глубина;

♦ конкретность;

♦ обобщенность;

♦ систематичность;

♦ оперативность;

♦ осознанность.

  Умение — система приемов, которая обеспечивает готовность и спо­собность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время выполнить работу в новых условиях. Уме­ние — это знание в действии.

 

 

Рис. 8. Виды умений

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: