Процесс обучения явление историческое. В своем развитии он прошел ряд этапов, для каждого из которых характерно особое сочетание деятельности учителя и учащихся.
♦ Старая схоластическая школа «взваливала весь труд ученья на плечи детей, давая в руки учителя только ферулу (палку), для того, чтобы подгонять ленивых» (К. Д. Ушинский).
♦ Новая буржуазная школа «взваливала весь труд на учителя, заставляя его развивать детей так, чтобы для них это развитие не стоило никаких усилий» (К. Д. Ушинский).
♦ Дети должны трудиться самостоятельно, а учитель — руководить их самостоятельной познавательной деятельностью. Учитель не должен выступать в роли «насоса, накачивающего ученика знаниями» (Л. С. Выготский).
♦ Современная школа стоит на позиции сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения.
Обучение — процесс активного взаимодействия, обучающего и обучающегося, в ходе которого педагог осуществляет целенаправленное управление деятельностью учащихся, результатом чего является развитие личности учащихся как активно действующих субъектов.
|
|
В учебном процессе различают внешнюю и внутреннюю стороны.
♦ Внешняя сторона - то, что можно наблюдать в процессе обучения (деятельность ученика, организуемая и направляемая учителем).
♦ Внутренняя сторона — овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в их единстве, развитие личности школьников.
♦
Учебная деятельность — это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.
Д. Б. Элъконин
Учебная деятельность - это деятельность, по решению учебных задач.
Структура учебной деятельности:
♦ учебно-познавательные мотивы;
♦ учебные задачи и составляющие их операторное содержание учебные операции;
♦ действия контроля за процессом и результатом усвоения знаний и способов действий;
♦ действия оценки степени усвоения (Д. Б. Эльконин).
Рис. 6. Учебный процесс
Формирование учебной деятельности — это процесс постепенной передачи отдельных компонентов учебной деятельности от учителя к ученику. Именно в процессе учебной деятельности учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, осуществляются их развитие и воспитание.
Функции знаний. Знания служат основой:
♦ представлений об окружающей действительности;
♦ формирования личности;
♦ умственного развития. Уровни усвоения знаний:
♦ воспроизведение;
♦ применение в стандартных условиях;
♦ использование в новых условиях;
♦ действие на основе сформировавшихся убеждений.
|
|
Рис. 7. Виды знаний (по И. Я. Лернеру)
Линии развития, изменения знаний:
♦ полнота и объем знаний;
♦ глубина;
♦ конкретность;
♦ обобщенность;
♦ систематичность;
♦ оперативность;
♦ осознанность.
Умение — система приемов, которая обеспечивает готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время выполнить работу в новых условиях. Умение — это знание в действии.
Рис. 8. Виды умений