Умственное действие — это структурный и содержательный элемент умственной деятельности, включающий в себя систему взаимосвязанных операций, направленных на идеальное или материальное преобразование объекта, в процессе которого осуществляется изменение и самого действующего субъекта.
Умственные действия лежат в основе учебных действий, выполняемых школьниками в процессе решения учебных задач, являются их внутренней стороной. Любое учебное действие включает в себя определенную совокупность операций, и успешность действия обеспечивается строго заданным порядком их выполнения.
Классификация умственных (учебных) действий
♦ С точки зрения ведущего психического процесса:
• Перцептивные (восприятие).
• Мнемонические (память).
• Мыслительные (мышление).
♦ По степени стандартизации:
• Алгоритмы.
• Алгоритмические предписания.
• Эвристики (решения нестандартных задач).
♦ По ведущей функции:
• Ориентировочные.
• Исполнительные.
• Контрольные.
|
|
♦ По степени обобщенности:
• Конкретные умственные действия.
• Общие умственные действия.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предусматривает овладение младшими школьниками предметными (конкретными) и универсальными (общими) учебными действиями.
Предметные учебные действия совершаются школьниками при решении вполне определенных задач, построенных на содержании учебного предмета, имеют законченную структуру. Это такие действия, которые обучающийся должен произвести, определяя, какой частью речи является данное слово, или решая математическую задачу данного типа, которые необходимо выполнить, чтобы правильно написать падежное окончание существительного или определить вид растения, правильно поставить безударную гласную в корне и определить климат данной местности.
Универсальные (общие, обобщенные, инвариантные) учебные действия — это действия, позволяющие успешно решать задачи на различном предметном содержании, самостоятельно осуществлять учебную деятельность (ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения), овладевать новыми знаниями, новыми способами действий, сознательно и активно присваивать социальный опыт.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования относит к универсальным действиям познавательные, регулятивные и коммуникативные.
Учебные действия младших школьников отличаются следующими особенностями:
♦ дети не могут дать полного ответа на вопрос, что и в какой последовательности надо выполнять;
|
|
♦ аналогичные задания они выполняют по-разному;
♦ действия детей отличаются неуверенностью (написал «о» - зачеркнул; написал «а» и снова зачеркнул);
♦ дети изобретают свои способы действий.
Условия успешности формирования учебных действий:
♦ выделение операционного состава выполняемых действий;
♦ дифференциация знаний и совершаемых на их основе действий;
♦ единство практического выполнения и вербального выражения совершаемых действий;
♦ повышение самостоятельности учащихся в овладении действиями;
♦ формирование общих (универсальных) учебных действий на основе конкретных (предметных).