Построение системы Л. И. Занкова опирается на идеи Л. С. Выготского о том, что развитие психики ребенка имеет социальную природу, его источником является сотрудничество и обучение.
В середине XX в. под руководством Л. В. Занкова были проведены исследования, в которых:
♦ экспериментально доказана ведущая роль обучения в развитии ребенка (изменение характера обучения ведет к изменениям в психическом развитии обучающегося);
♦ показано, что в практике начального обучения не используются резервы развития ребенка;
♦ введено понятие «общее развитие», рассматривающееся как общая цель и показатель эффективности обучения младших школьников;
♦ выявлено, что при любой системе обучения существуют индивидуальные варианты развития, т. е. развитие определяется не только внешними, но и внутренними причинами.
Л. В. Занковым создана дидактическая система, высокоэффективная для общего развития школьников. Ее описание представлено в:
♦ теоретических трудах;
♦ разработанных учебных планах и программах;
|
|
♦ учебниках для начальной школы;
♦ методических пособиях для учителей;
♦ учебных заданиях для учащихся.
В 1960-1970-е гг. попытки ее внедрения в массовую школьную практику не дали ожидаемых результатов, так как учителя оказались неспособными обеспечить новые программы соответствующими технологиями обучения.
Цель обучения — общее психическое развитие младшего школьника (ребенок в системе Л. В. Занкова воспринимается целостно: не только как ученик, задача которого заключается в овладении программой обучения, но и как человек со всеми его переживаниями, интересами, потребностями, который в школе должен не только чему-то научиться, но и счастливо прожить эти годы).
Достижение цели возможно, если в центре внимания оказывается общее развитие каждого ученика, поскольку при любой системе существуют индивидуальные варианты развития.
Общее развитие учащихся выступает как основа успешного усвоения знаний, умений и навыков.
Л. В. Занков выделяет три основные линии развития:
♦ развитие отвлеченного мышления;
♦ развитие анализирующего восприятия (наблюдения);
♦ развитие практических навыков.
Эти три стороны психики отражают три генеральные линии отношения человека к действительности:
♦ получение данных о действительности с помощью собственных органов чувств и наблюдений;
♦ абстрагирование, отвлечение от непосредственных данных, их обобщение;
♦ материальное воздействие на мир с целью его изменения, что достигается с помощью практических действий.
Успешность реализации целей зависит от того, насколько учитель понимает суть понятий «развитие», «общее развитие», осознает их отличие от понятия «усвоение», поэтому нужна предварительная работа с учителями по подготовке их к реализации предлагаемой системы.
|
|
Особенности содержания образования в дидактической системе Л. В. Занкова
Содержание дает общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства, материальной культуры. Особенности содержания:
Ф формирование общей картины мира, включение новых предметов (естествознание, история, география), обогащение традиционных;
♦ ведущая роль теоретических знаний;
♦ усвоение каждого элемента знаний в связи с другими и внутри определенного целого;
ф изменение соотношения так называемых основных и неосновных предметов (нет главных и неглавных предметов — все вносят вклад в общее развитие);
♦ увеличение занятий вне школы;
♦ опора на самостоятельные личные наблюдения школьников.
Такой подход к отбору содержания образования дает возможность
включать младших школьников в разнообразные виды деятельности, помогая каждому из них пережить успех не в одном, так в другом виде деятельности.
Овладение содержанием осуществляется индуктивным путем на основе анализирующего наблюдения, сравнения, обобщения.
Принципы дидактической системы общего развития
Система Л. В. Занкова строится на следующих принципах:
♦ Обучение на высоком уровне трудности.
♦ Быстрый теми изучения программного материала, исключающий многократные однообразные повторения {включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей).
♦ Ведущая роль теоретических знаний {сочетание чувственного и рационального познания).
♦ Осознание школьниками процесса обучения.
♦ Целенаправленная работа по общему развитию всех детей.
Свойства методической системы
Основными особенностями методической системы являются:
1) многогранность обучения (изучаемый материал — не только источник интеллектуального развития, но еще и стимул нравственного и эмоционального развития; методика, способы обучения должны быть направлены не только на формирование знаний, умений и навыков, но и на воспитание и общее развитие школьников);
2) процессуальность (процесс - это не просто изменение, а ряд идущих друг за другом стадий; каждый элемент знания вступает во все более широкие связи с другими);
3) системность (учебный материал предъявляется последовательно; каждый этап логически продолжает предыдущий, готовит усвоение нового);
4) разрешение коллизий (противоречий), т. е встречающихся в ходе изучения материала столкновений знаний, их противоречивости;
5) вариантность, предполагающая изменения в работе учителя в зависимости от возможностей класса (логика изложения материала, темп продвижения), использование заданий и вопросов, требующих неоднозначного ответа, побуждающих к формулированию разных точек зрения, различных оценок и отношений к рассматриваемому материалу.